Введение
Современная образовательная среда сталкивается с вызовами, связанными с ростом социальных рисков, цифровизацией общества и необходимостью обеспечения психологического благополучия подрастающего поколения. В условиях глобализации и трансформации семейных ценностей система образования призвана не только давать знания, но и формировать гармоничную личность, способную к адаптации в динамичном мире. Особую роль в этом процессе играет психолого-педагогическая служба, которая обеспечивает поддержку обучающихся на всех этапах их развития.
В Российской Федерации, и в частности в Москве, за последние годы произошла значительная систематизация деятельности психолого-педагогических служб. Принятие Стратегии развития воспитания до 2025 года, Стандарта деятельности служб (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022) и Концепции развития психологической службы (2024) обозначило переход к единым алгоритмам работы. Однако внедрение стандартизированных подходов требует анализа их эффективности, а также выявления проблем, связанных с реализацией на практике.
В нашей статье мы рассмотрим организацию деятельности психолого-педагогических служб в образовательных организациях Москвы в контексте внедрения единых алгоритмов помощи обучающимся. В работе ставится задача ответить на следующие вопросы.
- Какие нормативные документы регулируют деятельность служб?
- Как структурирована работа с различными целевыми группами обучающихся?
- Каковы преимущества и ограничения стандартизации психолого-педагогической помощи?
Материалы и методы
Исследование носит описательно-аналитический характер и включает:
- анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность психолого-педагогических служб;
- систематизацию алгоритмов работы с целевыми группами обучающихся;
- оценку эффективности стандартизации на основе эмпирических данных.
Источниками данных нашего исследования являются нормативные документы, исследования, а также эмпирические данные:
- федеральные законы Об образовании в Российской Федерации…, 2012; Об основах системы профилактики…, 1999);
- приказы ДОНМ (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022; Об утверждении Стандарта деятельности…, 2021);
- Концепция развития психологической службы (Концепция развития системы…, 2024);
- исследования в области психологии развития и социальной адаптации (Богоявленская, Шадриков, 2003; Яковлев, 2024);
- результаты опроса 531 педагога-психолога Москвы, проведенного ГБУ ГППЦ ДОНМ в апреле 2024 г.
Методы анализа:
- качественный анализ документов для выявления ключевых принципов и алгоритмов работы;
- количественный анализ данных опроса (процентное распределение ответов);
- сравнительный анализ эффективности стандартизированных подходов до и после 2022 года.
Результаты
Теоретический анализ обозначенных ранее нормативно-правовых актов показал, что свод документов, регламентирующий работу специалистов школьных Служб психолого-педагогического сопровождения, помимо основных положений содержит описание конкретных регламентов. Практические рекомендации и алгоритмы, представленные в документах, служат ориентирами профессиональной деятельности специалистов и позволяют выделить четкие критерии эффективности осуществляемого в регионе психолого-педагогического сопровождения обучающихся разных целевых групп.
Это подтверждают данные опроса педагогов-психологов по результатам двухлетнего применения Стандарта в своей работе. Опрос проведен специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (ГБУ ГППЦ ДОНМ) в апреле 2024 г. В опросе принимали участие 531 педагог-психолог, которым был задан вопрос: «Как изменилась работа с выходом единого Стандарта?» 76% опрошенных педагогов-психологов отметили, что в рамках единых подходов и алгоритмов работать стало удобнее.
Обсуждение результатов
Развитие гармоничной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, является одной из приоритетных социально-педагогических задач Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Об утверждении Стратегии развития воспитания..., 2015). Укрепление психологического здоровья и благополучия подрастающего поколения, создание комфортных психолого-педагогических условий для развития и получения детьми качественного образования являются составляющими в решении этой задачи.
С целью эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в каждой образовательной организации города Москвы функционирует психолого-педагогическая служба (далее — Служба). Работа специалистов Службы организуется в соответствии с профессиональным стандартом деятельности педагога-психолога (Об утверждении профессионального стандарта..., 2015) и направлена на укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, создание комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей развитию личности, профилактике социальных рисков, поддержке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022). Эффективность оказываемой помощи и поддержки во многом зависит от того, насколько она соответствует образовательным потребностям детей, особенностям их развития и социальной адаптации, жизненной и семейной ситуациям. Четкий и единый порядок действий специалистов Службы, общие правила и алгоритмы работы обеспечивают необходимое качество решения задач в сфере воспитания гармоничной личности.
18 июня 2024 года Министерством просвещения РФ была утверждена Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации (далее — Концепция), которая «определяет цели, задачи и принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации». Целью Концепции является «развитие целостной комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, позволяющей обеспечить качество и доступность данной помощи» (Концепция развития системы..., 2024).
Двумя годами ранее с целью обеспечения единых подходов к организации деятельности Служб в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, 15 августа 2022 года приказом ДОНМ № 666 был утвержден Стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы (далее — Стандарт).
Стандарт устанавливает единые алгоритмы предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся определенных целевых групп. Состав и специфика целевых групп обучающихся, которым в образовательной организации оказывается психолого-педагогическая помощь и поддержка, определяется нормативными и правовыми актами (Об образовании в Российской Федерации…, 2012; Об основах системы..., 1999; О порядке и условиях…, 2006; Об утверждении федерального..., 2012; Об утверждении федерального..., 2013; Об утверждении федерального..., 2014а; Об утверждении федерального..., 2014б; Об утверждении федерального..., 2021а; Об утверждении федерального..., 2021б) и подробно описаны в специальной литературе и в Стандарте (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022). Стандарт определяет следующие категории целевых групп:
- нормотипичные дети с нормативным кризисом развития (Выготский, 2025; Эльконин, 1989);
- обучающиеся с особыми образовательными потребностями (имеющие ограниченные возможности здоровья, испытывающие трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также высокомотивированные, одаренные дети) (Богоявленская, Богоявленская, 2005; Богоявленская, Шадриков, 2003; Дикая и др., 2025; Яковлев, 2024);
- дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (оставшиеся без попечения родителей, дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий) (Об основных гарантиях прав ребенка..., 1998);
- дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству) (Холостова, 2009);
- обучающиеся «группы риска» (имеющие академические задолженности по трем и более предметам, пропускающие уроки без уважительной причины, причисляющие себя к организациям антиобщественной направленности, имеющие опыт употребления психоактивных веществ, с признаками суицидального поведения и состоящие на учете в органах внутренних дел) (Корнилова, Григоренко, Смирнов, 2025; Об утверждении стандарта деятельности…, 2022; Шульга, 2025).
Для каждой целевой группы детей в Стандарте представлены четкие алгоритмы деятельности специалистов Службы школы. Каждый алгоритм пошагово описывает комплекс мероприятий, необходимых для решения коррекционной или профилактической задачи.
Пошаговая структура рекомендаций позволяет специалисту сократить время на подготовительных этапах работы и уделить больше внимания непосредственной психолого-педагогической деятельности с обучающимися.
Рассмотрим подробнее каждый из предложенных в Стандарте алгоритмов работы по целевым группам обучающихся.
- Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи/поддержки нормотипичным детям с нормативным кризисом развития.
Психолого-педагогическое сопровождение нормотипичных обучающихся направлено на поддержку их позитивной социализации и осуществляется посредством реализации просветительских, профилактических и развивающих психолого-педагогических программ.
Перед началом учебного года на педагогическом совете школы специалисты Службы представляют годовой план работы, который включает в себя мероприятия просветительской и профилактической направленности в соответствии с планом воспитательной работы и программой воспитания образовательной организации. План работы утверждает руководитель образовательной организации.
В течение учебного года специалисты Службы проводят мероприятия просветительской, профилактической и развивающей направленности с обучающимися в соответствии с утвержденным годовым планом и программами сопровождения.
Не реже одного раза в месяц Служба проводит совещание для определения, ослабления, устранения рисков/угроз позитивной социализации и психологической безопасности обучающихся в школе. По результатам заседания обучающийся может быть отнесен к другой целевой группе в зависимости от испытываемых трудностей.
- Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с особыми образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями осуществляется посредством реализации коррекционно-развивающих программ, направленных на устранение или минимизацию трудностей, которые испытывают обучающиеся в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (Годовникова, 2025).
Решение и рекомендации по срокам, объему и содержанию психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся, составлению индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) или индивидуального учебного плана (далее — ИУП) принимает психолого-педагогический консилиум образовательной организации (далее — ППк). Состав ППк утверждается приказом руководителя образовательной организации. В состав ППк входят: председатель ППк, заместитель председателя ППк, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальный педагог, учитель. Работа ППк регламентируется «Положением о ППк». Для повышения эффективности деятельности ППк к участию могут быть привлечены иные работники (учителя-предметники, классные руководители, сотрудники иных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы).
В течение учебного года могут проходить как плановые, так и внеплановые заседания ППк. Плановые заседания проводятся по утвержденному графику и могут быть промежуточными и итоговыми. На промежуточных консилиумах обсуждается текущая образовательная ситуация обучающегося, проводится анализ динамики коррекционно-развивающей работы, причин трудностей в обучении, достижений обучающегося. При необходимости вносятся корректировки в ИОМ и/или ИУП. Заседание итогового консилиума проводится в конце учебного года. На итоговом консилиуме специалисты анализируют результаты освоения образовательной программы, динамику коррекционно-развивающей работы за текущий учебный год. ППк выносит решение и рекомендации по разработке ИОМ и/или ИУП на следующий учебный год. В случаях возникновения новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательной/положительной динамики обучения и развития созывается внеплановый консилиум.
Необходимо отметить, что алгоритм работы с обучающимся данной целевой группы имеет несколько вариантов и корректируется в зависимости от наличия или отсутствия у ребенка заключения/рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее — ЦПМПК г. Москвы).
1) Для обучающихся, не имеющих заключения ЦПМПК г Москвы, решение и рекомендации по составлению ИОМ и/или ИУП принимается только на основании психолого-педагогического представления специалистов и педагогов образовательной организации о характере трудностей обучающего в ходе заседания ППк.
2) В случае предоставления в образовательную организацию родителями/законными представителями обучающегося рекомендаций ЦПМПК г. Москвы по освоению ребенком основной образовательной программы, решение ППк по составлению ИОМ и/или ИУП принимается с учетом рекомендаций ЦПМПК г. Москвы и психолого-педагогического представления специалистов и педагогов образовательной организации о характере трудностей обучающего в ходе заседания ППк.
3) Если ребенку по заключению ЦПМПК г. Москвы рекомендовано создание специальных условий для получения образования как обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), то алгоритм работы соответствует Стандарту деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ (Об утверждении Стандарта деятельности…, 2021).
- Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся или семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее — ТЖС) или в социально опасном положении (далее — СОП).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в ТЖС и/или СОП, осуществляется посредством реализации программ профилактической направленности. Программы ориентированы на психолого-педагогическую работу по устранению или минимизации трудностей, которые испытывают обучающиеся в освоении образовательных программ, социальной адаптации, и направлены на позитивную социализацию детей.
Решение и рекомендации по срокам, объему и содержанию психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся данных целевых групп, составлению плана индивидуальной профилактической работы (далее — план ИПР) принимает Совет профилактики образовательной организации, утвержденный приказом руководителя образовательной организации и действующий в соответствии с «Положением о Совете профилактики». В состав Совета профилактики входят: председатель и заместитель председателя, а также, в зависимости от характера ситуации, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители, сотрудники органов внутренних дел, иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с рекомендациями Совета профилактики специалистами Службы составляется план ИПР с обучающимся в части, касающейся психолого-педагогического сопровождения, который включает в себя комплекс индивидуально-ориентированных психолого-педагогических мероприятий, а также мероприятий просветительской и профилактической направленности в соответствии с планом воспитательной работы и программой воспитания образовательной организации.
- Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся «группы риска».
Вопросы об организации профилактической работы с обучающимися «группы риска» рассматривает Совет профилактики. Инициаторами Совета профилактики могут выступать педагоги и специалисты образовательной организации. Совет профилактики выносит решение и дает рекомендации по срокам, объему и содержанию предоставляемой психолого-педагогической помощи, участию обучающегося в мероприятиях в рамках программы воспитания школы. В соответствии с рекомендациями Совета профилактики специалисты Службы включают в план ИПР комплекс индивидуально-ориентированных психолого-педагогических мероприятий.
Важно отметить, что помимо четких алгоритмов и шагов по работе психолого-педагогической службы в Стандарте содержатся рекомендации по кадровому составу службы, периодичности и содержанию основных мероприятий помощи и поддержки обучающихся, примерные положения, регламентирующие деятельность Службы, рекомендации по составлению психолого-педагогических представлений, ИПР и ИОМ.
На основании вышеизложенного можно выделить ряд преимуществ использования единых алгоритмов предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся в образовательных организациях города Москвы. Во-первых, стандартизированная система позволяет выстраивать в общей логике всю работу по поддержке, помощи, развитию, воспитанию и социализации обучающихся. Во-вторых, единый подход к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся обеспечивает согласованное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. В-третьих, четкий алгоритм действий специалистов Службы позволяет управленческой команде образовательной организации проанализировать и оценить результаты деятельности специалистов, спланировать качественную работу не только Службы, но и всего педагогического коллектива.