Алгоритмы предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся образовательных организаций г. Москвы

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 13 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. Одним из приоритетных направлений в сфере воспитания детей является развитие гармоничной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Создание психолого-педагогических условий для обучающихся на всех уровнях образования можно считать одной из существенных задач в реализации сегодняшней Стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Цель. Рассмотреть алгоритмы психолого-педагогической работы с обучающимися с учетом целевых групп в соответствии со Стандартом деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы. Методы и материалы. Методологическая база исследования основана на нормативных документах, теоретических концепциях отечественных психологов и практических инструментах, разработанных для системы образования г. Москвы. Результаты. Анализ компонентов психолого-педагогического сопровождения современных школ в соответствии с нормативными документами. Выводы. Эффективность оказываемой психолого-педагогической помощи и поддержки зависит от того, насколько она соответствует образовательным потребностям детей, особенностям развития их личности и социальной адаптации, жизненной и семейной ситуациям. Четкий единый порядок действий, единые правила и алгоритмы работы с детьми обеспечивают необходимое качество решения задач в сфере воспитания гармоничной личности.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, многопрофильная психологическая служба, образовательная система, метод фокус-групп, алгоритм , помощь , личностное развитие

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220202

Поступила в редакцию 07.05.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Кузнецова, А.А., Егорова, Л.В., Лохматова, И.А. (2025). Алгоритмы предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся образовательных организаций г. Москвы. Вестник практической психологии образования, 22(2), 21–34. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220202

© Кузнецова А.А., Егорова Л.В., Лохматова И.А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Современная образовательная среда сталкивается с вызовами, связанными с ростом социальных рисков, цифровизацией общества и необходимостью обеспечения психологического благополучия подрастающего поколения. В условиях глобализации и трансформации семейных ценностей система образования призвана не только давать знания, но и формировать гармоничную личность, способную к адаптации в динамичном мире. Особую роль в этом процессе играет психолого-педагогическая служба, которая обеспечивает поддержку обучающихся на всех этапах их развития.

В Российской Федерации, и в частности в Москве, за последние годы произошла значительная систематизация деятельности психолого-педагогических служб. Принятие Стратегии развития воспитания до 2025 года, Стандарта деятельности служб (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022) и Концепции развития психологической службы (2024) обозначило переход к единым алгоритмам работы. Однако внедрение стандартизированных подходов требует анализа их эффективности, а также выявления проблем, связанных с реализацией на практике.

В нашей статье мы рассмотрим организацию деятельности психолого-педагогических служб в образовательных организациях Москвы в контексте внедрения единых алгоритмов помощи обучающимся. В работе ставится задача ответить на следующие вопросы.

  1. Какие нормативные документы регулируют деятельность служб?
  2. Как структурирована работа с различными целевыми группами обучающихся?
  3. Каковы преимущества и ограничения стандартизации психолого-педагогической помощи?

Материалы и методы

Исследование носит описательно-аналитический характер и включает:

  • анализ нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность психолого-педагогических служб;
  • систематизацию алгоритмов работы с целевыми группами обучающихся;
  • оценку эффективности стандартизации на основе эмпирических данных.

Источниками данных нашего исследования являются нормативные документы, исследования, а также эмпирические данные:

  • федеральные законы Об образовании в Российской Федерации…, 2012; Об основах системы профилактики…, 1999);
  • приказы ДОНМ (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022; Об утверждении Стандарта деятельности…, 2021);
  • Концепция развития психологической службы (Концепция развития системы…, 2024);
  • исследования в области психологии развития и социальной адаптации (Богоявленская, Шадриков, 2003; Яковлев, 2024);
  • результаты опроса 531 педагога-психолога Москвы, проведенного ГБУ ГППЦ ДОНМ в апреле 2024 г.

Методы анализа:

  • качественный анализ документов для выявления ключевых принципов и алгоритмов работы;
  • количественный анализ данных опроса (процентное распределение ответов);
  • сравнительный анализ эффективности стандартизированных подходов до и после 2022 года.

Результаты

Теоретический анализ обозначенных ранее нормативно-правовых актов показал, что свод документов, регламентирующий работу специалистов школьных Служб психолого-педагогического сопровождения, помимо основных положений содержит описание конкретных регламентов. Практические рекомендации и алгоритмы, представленные в документах, служат ориентирами профессиональной деятельности специалистов и позволяют выделить четкие критерии эффективности осуществляемого в регионе психолого-педагогического сопровождения обучающихся разных целевых групп.

Это подтверждают данные опроса педагогов-психологов по результатам двухлетнего применения Стандарта в своей работе. Опрос проведен специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (ГБУ ГППЦ ДОНМ) в апреле 2024 г. В опросе принимали участие 531 педагог-психолог, которым был задан вопрос: «Как изменилась работа с выходом единого Стандарта?» 76% опрошенных педагогов-психологов отметили, что в рамках единых подходов и алгоритмов работать стало удобнее.

Обсуждение результатов

Развитие гармоничной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, является одной из приоритетных социально-педагогических задач Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (Об утверждении Стратегии развития воспитания..., 2015). Укрепление психологического здоровья и благополучия подрастающего поколения, создание комфортных психолого-педагогических условий для развития и получения детьми качественного образования являются составляющими в решении этой задачи.

С целью эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в каждой образовательной организации города Москвы функционирует психолого-педагогическая служба (далее — Служба). Работа специалистов Службы организуется в соответствии с профессиональным стандартом деятельности педагога-психолога (Об утверждении профессионального стандарта..., 2015) и направлена на укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, создание комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей развитию личности, профилактике социальных рисков, поддержке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022). Эффективность оказываемой помощи и поддержки во многом зависит от того, насколько она соответствует образовательным потребностям детей, особенностям их развития и социальной адаптации, жизненной и семейной ситуациям. Четкий и единый порядок действий специалистов Службы, общие правила и алгоритмы работы обеспечивают необходимое качество решения задач в сфере воспитания гармоничной личности.

18 июня 2024 года Министерством просвещения РФ была утверждена Концепция развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации (далее — Концепция), которая «определяет цели, задачи и принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации». Целью Концепции является «развитие целостной комплексной системы психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений, в особенности обучающимся целевых групп, позволяющей обеспечить качество и доступность данной помощи» (Концепция развития системы..., 2024).

Двумя годами ранее с целью обеспечения единых подходов к организации деятельности Служб в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, 15 августа 2022 года приказом ДОНМ № 666 был утвержден Стандарт деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы (далее — Стандарт).

Стандарт устанавливает единые алгоритмы предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся определенных целевых групп. Состав и специфика целевых групп обучающихся, которым в образовательной организации оказывается психолого-педагогическая помощь и поддержка, определяется нормативными и правовыми актами (Об образовании в Российской Федерации…, 2012; Об основах системы..., 1999; О порядке и условиях…, 2006; Об утверждении федерального..., 2012; Об утверждении федерального..., 2013; Об утверждении федерального..., 2014а; Об утверждении федерального..., 2014б; Об утверждении федерального..., 2021а; Об утверждении федерального..., 2021б) и подробно описаны в специальной литературе и в Стандарте (Об утверждении стандарта деятельности…, 2022). Стандарт определяет следующие категории целевых групп:

  • нормотипичные дети с нормативным кризисом развития (Выготский, 2025; Эльконин, 1989);
  • обучающиеся с особыми образовательными потребностями (имеющие ограниченные возможности здоровья, испытывающие трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также высокомотивированные, одаренные дети) (Богоявленская, Богоявленская, 2005; Богоявленская, Шадриков, 2003; Дикая и др., 2025; Яковлев, 2024);
  • дети и/или семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (оставшиеся без попечения родителей, дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий) (Об основных гарантиях прав ребенка..., 1998);
  • дети и/или семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству) (Холостова, 2009);
  • обучающиеся «группы риска» (имеющие академические задолженности по трем и более предметам, пропускающие уроки без уважительной причины, причисляющие себя к организациям антиобщественной направленности, имеющие опыт употребления психоактивных веществ, с признаками суицидального поведения и состоящие на учете в органах внутренних дел) (Корнилова, Григоренко, Смирнов, 2025; Об утверждении стандарта деятельности…, 2022; Шульга, 2025).

Для каждой целевой группы детей в Стандарте представлены четкие алгоритмы деятельности специалистов Службы школы. Каждый алгоритм пошагово описывает комплекс мероприятий, необходимых для решения коррекционной или профилактической задачи.

Пошаговая структура рекомендаций позволяет специалисту сократить время на подготовительных этапах работы и уделить больше внимания непосредственной психолого-педагогической деятельности с обучающимися.

Рассмотрим подробнее каждый из предложенных в Стандарте алгоритмов работы по целевым группам обучающихся.

  1. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи/поддержки нормотипичным детям с нормативным кризисом развития.

Психолого-педагогическое сопровождение нормотипичных обучающихся направлено на поддержку их позитивной социализации и осуществляется посредством реализации просветительских, профилактических и развивающих психолого-педагогических программ.

Перед началом учебного года на педагогическом совете школы специалисты Службы представляют годовой план работы, который включает в себя мероприятия просветительской и профилактической направленности в соответствии с планом воспитательной работы и программой воспитания образовательной организации. План работы утверждает руководитель образовательной организации.

В течение учебного года специалисты Службы проводят мероприятия просветительской, профилактической и развивающей направленности с обучающимися в соответствии с утвержденным годовым планом и программами сопровождения.

Не реже одного раза в месяц Служба проводит совещание для определения, ослабления, устранения рисков/угроз позитивной социализации и психологической безопасности обучающихся в школе. По результатам заседания обучающийся может быть отнесен к другой целевой группе в зависимости от испытываемых трудностей.

  1. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся с особыми образовательными потребностями.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями осуществляется посредством реализации коррекционно-развивающих программ, направленных на устранение или минимизацию трудностей, которые испытывают обучающиеся в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (Годовникова, 2025).

Решение и рекомендации по срокам, объему и содержанию психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся, составлению индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ) или индивидуального учебного плана (далее — ИУП) принимает психолого-педагогический консилиум образовательной организации (далее — ППк). Состав ППк утверждается приказом руководителя образовательной организации. В состав ППк входят: председатель ППк, заместитель председателя ППк, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальный педагог, учитель. Работа ППк регламентируется «Положением о ППк». Для повышения эффективности деятельности ППк к участию могут быть привлечены иные работники (учителя-предметники, классные руководители, сотрудники иных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы).

В течение учебного года могут проходить как плановые, так и внеплановые заседания ППк. Плановые заседания проводятся по утвержденному графику и могут быть промежуточными и итоговыми. На промежуточных консилиумах обсуждается текущая образовательная ситуация обучающегося, проводится анализ динамики коррекционно-развивающей работы, причин трудностей в обучении, достижений обучающегося. При необходимости вносятся корректировки в ИОМ и/или ИУП. Заседание итогового консилиума проводится в конце учебного года. На итоговом консилиуме специалисты анализируют результаты освоения образовательной программы, динамику коррекционно-развивающей работы за текущий учебный год. ППк выносит решение и рекомендации по разработке ИОМ и/или ИУП на следующий учебный год. В случаях возникновения новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка, отрицательной/положительной динамики обучения и развития созывается внеплановый консилиум.

Необходимо отметить, что алгоритм работы с обучающимся данной целевой группы имеет несколько вариантов и корректируется в зависимости от наличия или отсутствия у ребенка заключения/рекомендаций Центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы (далее — ЦПМПК г. Москвы).

1) Для обучающихся, не имеющих заключения ЦПМПК г Москвы, решение и рекомендации по составлению ИОМ и/или ИУП принимается только на основании психолого-педагогического представления специалистов и педагогов образовательной организации о характере трудностей обучающего в ходе заседания ППк.

2) В случае предоставления в образовательную организацию родителями/законными представителями обучающегося рекомендаций ЦПМПК г. Москвы по освоению ребенком основной образовательной программы, решение ППк по составлению ИОМ и/или ИУП принимается с учетом рекомендаций ЦПМПК г. Москвы и психолого-педагогического представления специалистов и педагогов образовательной организации о характере трудностей обучающего в ходе заседания ППк.

3) Если ребенку по заключению ЦПМПК г. Москвы рекомендовано создание специальных условий для получения образования как обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), то алгоритм работы соответствует Стандарту деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ (Об утверждении Стандарта деятельности…, 2021).

  1. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся или семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее — ТЖС) или в социально опасном положении (далее — СОП).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в ТЖС и/или СОП, осуществляется посредством реализации программ профилактической направленности. Программы ориентированы на психолого-педагогическую работу по устранению или минимизации трудностей, которые испытывают обучающиеся в освоении образовательных программ, социальной адаптации, и направлены на позитивную социализацию детей.

Решение и рекомендации по срокам, объему и содержанию психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся данных целевых групп, составлению плана индивидуальной профилактической работы (далее — план ИПР) принимает Совет профилактики образовательной организации, утвержденный приказом руководителя образовательной организации и действующий в соответствии с «Положением о Совете профилактики». В состав Совета профилактики входят: председатель и заместитель председателя, а также, в зависимости от характера ситуации, педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классные руководители, сотрудники органов внутренних дел, иных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В соответствии с рекомендациями Совета профилактики специалистами Службы составляется план ИПР с обучающимся в части, касающейся психолого-педагогического сопровождения, который включает в себя комплекс индивидуально-ориентированных психолого-педагогических мероприятий, а также мероприятий просветительской и профилактической направленности в соответствии с планом воспитательной работы и программой воспитания образовательной организации.

  1. Алгоритм предоставления психолого-педагогической помощи обучающимся «группы риска».

Вопросы об организации профилактической работы с обучающимися «группы риска» рассматривает Совет профилактики. Инициаторами Совета профилактики могут выступать педагоги и специалисты образовательной организации. Совет профилактики выносит решение и дает рекомендации по срокам, объему и содержанию предоставляемой психолого-педагогической помощи, участию обучающегося в мероприятиях в рамках программы воспитания школы. В соответствии с рекомендациями Совета профилактики специалисты Службы включают в план ИПР комплекс индивидуально-ориентированных психолого-педагогических мероприятий.

Важно отметить, что помимо четких алгоритмов и шагов по работе психолого-педагогической службы в Стандарте содержатся рекомендации по кадровому составу службы, периодичности и содержанию основных мероприятий помощи и поддержки обучающихся, примерные положения, регламентирующие деятельность Службы, рекомендации по составлению психолого-педагогических представлений, ИПР и ИОМ.

На основании вышеизложенного можно выделить ряд преимуществ использования единых алгоритмов предоставления психолого-педагогической помощи и поддержки обучающимся в образовательных организациях города Москвы. Во-первых, стандартизированная система позволяет выстраивать в общей логике всю работу по поддержке, помощи, развитию, воспитанию и социализации обучающихся. Во-вторых, единый подход к организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся обеспечивает согласованное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. В-третьих, четкий алгоритм действий специалистов Службы позволяет управленческой команде образовательной организации проанализировать и оценить результаты деятельности специалистов, спланировать качественную работу не только Службы, но и всего педагогического коллектива.

Литература

  1. Богоявленская, Д.Б., Богоявленская, М.Е. (2005). Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М.: МИОО.
    Bogoyavlenskaya, D.B., Bogoyavlenskaya, M.E. (2005). Psychology of giftedness: concept, types, problems. Moscow: MIOO Publ. (In Russ.).
  2. Богоявленская, Д.Б., Шадриков, В.Д. (Ред.) (2003). Рабочая концепция одаренности (2-е изд., расш. и перераб.). М. URL: https://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (дата обращения: 05.05.2025).
    Bogoyavlenskaya, D.B., Shadrikov, V.D. (Eds.). (2003). Working concept of giftedness (2nd rev. and adv. ed.). Moscow: (In Russ.). URL: https://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm (viewed: 05.05.2025).
  3. Выготский, Л.С. (2025). Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт.
    Vygotsky, L.S. (2025). Developmental Psychology. Selected Works. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
  4. Годовникова, Л.В. (Ред.). (2025). Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебник для вузов. М.: Юрайт.
    Godovnikova, L.V. (Ed.). (2025). Psychological and pedagogical support for students with disabilities: a textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing house. (In Russ.).
  5. Дикая, Л.А., Бакаева, И.А., Воробьева, Е.В., Покуль, Е.Б., Кузенко, С.С., Шипитько О.Ю., Дикий, И.С., Барсукова, О.В., Зинченко Е.В. (2025). Междисциплинарные исследования и сопровождение одаренности. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=jgcaap (Дата обращения: 18.04.2025).
    Dikaya, L.A., Bakaeva, I.A., Vorobyova, E.V., Pokul, E.B., Kuzenko, S.S., Shipitko, O.Yu., Dikaya, I.S., Barsukova, O.V., Zinchenko, E.V. (2025). Interdisciplinary research and support of giftedness. Rostov-on-Don: Southern Federal University Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=jgcaap (viewed: 18.04.2025).
  6. Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Министерством просвещения Российской Федерации 18 июня 2024 г. № СК-13/07вн) (2024). М. URL: https://sudact.ru/law/kontseptsiia-razvitiia-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere/ (дата обращения: 27.06.2024).
    The concept of development of the system of psychological and pedagogical assistance in the field of general education and secondary vocational education in the Russian Federation for the period up to 2030 (approved by the Ministry of Education of the Russian Federation on June 18, 2024, No. SK-13/07vn) (2024). (In Russ.). URL: https://sudact.ru/law/kontseptsiia-razvitiia-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere/ (viewed: 27.06.2024).
  7. Корнилова, Т.В., Григоренко, Е.Л., Смирнов, С.Д. (2025). Подростки групп риска. М.: Юрайт.
    Kornilova, T.V., Grigorenko, E.L., Smirnov, S.D. (2025). Adolescents at Risk. Moscow: Yurait Publishing house. (In Russ.).
  8. О порядке и условиях признания лица инвалидом: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95. (2006). М. URL: https://base.garant.ru/12145177/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On the procedure and conditions for recognizing a person as disabled: Resolution of the Government of the Russian Federation of February 20, 2006, No. 95. (2006). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/12145177/ (viewed: 05.05.2025).
  9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (2012). М. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On education in the Russian Federation: Federal Law of December 29, 2012, No. 273-FZ. (2012). (In Russ.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (viewed: 05.05.2025).
  10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ. (1999). М. URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On the Fundamentals of the System for the Prevention of Neglect and Juvenile Delinquency: Federal Law of June 24, 1999, No. 120-FZ. (1999). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/12116087/ (viewed: 05.05.2025).
  11. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ. (1998). М. URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 18.03.2024).
    On the Basic Guarantees of Children's Rights in the Russian Federation: Federal Law of July 24, 1998, No. 124-FZ. (1998). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/179146/ (viewed: 18.03.2024).
  12. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514-н. (2015). М. URL: https://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения: 18.04.2024).
    On approval of the professional standard Teacher-psychologist (psychologist in the field of education)”: Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of July 24, 2015, No. 514-n. (2015). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/71166760/ (viewed:04.2025).
  13. Об утверждении Стандарта деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 11.12.2021 № 682. (2021). М. URL: https://base.garant.ru/403099126/ (дата обращения: 19.04.2024).
    On approval of the Standard of activities of state educational organizations subordinate to the Department of Education and Science of the city of Moscow, on the creation of special conditions for obtaining education for students with disabilities: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow of December 11, 2021, No. 682. (2021). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/403099126/ (viewed: 19.04.2024).
  14. Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15 августа 2022 г. № 666. (2022). М. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (дата обращения: 30.03.2024).
    On approval of the standard of activity of psychological and pedagogical services in the education system of the city of Moscow: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow of August 15, 2022, No. 666. (2022). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/405280341 / (viewed: 03.2024).
  15. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р. (2015). М. URL: https://base.garant.ru/71057260/ (дата обращения: 26.03.2024).
    On approval of the Strategy for the Development of Education in the Russian Federation for the period up to 2025: Order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015, No. 996-r. (2015). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/71057260/ (viewed: 03/26/2024).
  16. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. (2013). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On approval of the federal state educational standard of preschool education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013, No. 1155. (2013). (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (viewed: 05.05.2025).
  17. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286. (2021а). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On approval of the federal state educational standard of primary general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021, No. 286. (2021a). (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (viewed: 05.05.2025).
  18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598. (2014а). М. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On approval of the federal state educational standard of primary general education for students with disabilities: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014 No. 1598. (2014a). (In Russ.). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (viewed: 05.05.2025).
  19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599. (2014б). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On approval of the federal state educational standard of primary general education for students with mental retardation and intellectual disabilities: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 19, 2014, No. 1599. (2014b). (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (viewed: 05.05.2025).
  20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 287. (2021б). М. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On approval of the federal state educational standard of basic general education: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 31, 2021, No. 287. (2021b). (In Russ.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (viewed: 05.05.2025).
  21. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413. (2012). М. URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения: 05.05.2025).
    On approval of the federal state educational standard of secondary general education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 17, 2012, No. 413 (2012). (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/70188902/ (viewed: 05.05.2025).
  22. Холостова, Е.И. (2009). Социальная работа с дезадаптивными детьми. М.: Дашков и К.
    Kholostova, E.I. (2009). Social work with maladaptive children. Moscow: Dashkov i K. Publ. (In Russ.).
  23. Шульга, Т.И. (2025). Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска: учебник для вузов. М.: Юрайт.
    Shulga, T.I. (2025). Psychological and pedagogical support for children at risk: a textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
  24. Эльконин, Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. М.: Педагогика.
    Elkonin, D.B. (1989). Selected psychological works. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.).
  25. Яковлев, Б.П. (2024). Педагогическая психология. Одаренность детей: диагностика, понимание, развитие: учебное пособие для СПО. М.: Лань.
    Yakovlev, B.P. (2024). Pedagogical Psychology. Giftedness of Children: Diagnostics, Understanding, Development: textbook for SPO. Moscow: Lan’ Publ. (In Russ.).

Информация об авторах

Анастасия Андреевна Кузнецова, директор, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2308-3411, e-mail: kuznetsovaaa8@edu.mos.ru

Любовь Владимировна Егорова, начальник отдела сопровождения деятельности педагогов-психологов образовательных организаций, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-2315-960X, e-mail: egorovalv1@edu.mos.ru

Ирина Александровна Лохматова, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-9636-6071, e-mail: lokhmatovaia@edu.mos.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 173
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 48
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 221
В прошлом месяце: 50
В текущем месяце: 8