Образ «избитой лошадки» как метафора страданий смиренных и невинных. Сравнение Пасколи, Достоевского и Некрасова

78

Аннотация

В данной статье анализируется фигуруа раненой лошади как символ всеобщего страдания. Рассматривается роман Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание», в которой главный герой Родион Раскольников видит во сне фермера, рянящего до смерти маленькую лошадь. Эта часть романа относится к стихотворению Некрасова, которое Достоевский цитирует в романе. Достоевский вводит социальную поэзию Некрасова в метафизическое измерение, в котором страдания лошади становятся метафорой страдания невинных и неотомщенных детей, тема, с которой сталкивается Иван Карамазов в романе «Братья Карамазовы». В третьем случае, в стихотворении «La cavallina storna» итальянского поэта Джованни Пасколи, лошадь-молчаливый свидетель боли и смерти отца, страданий, которые испытывают все – животные, люди, вещи.

Общая информация

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Некрасов, поэзия, символизм

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2021080405

Получена: 01.12.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Ночера А. Образ «избитой лошадки» как метафора страданий смиренных и невинных. Сравнение Пасколи, Достоевского и Некрасова [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2021. Том 8. № 4. С. 36–39. DOI: 10.17759/langt.2021080405

Полный текст

В отрывке из романа “Преступление и наказание”, написанном Достоевским в 1876 году, главному герою Раскольникову снится особенный сон: он снова видит себя ребёнком, гуляя вместе со своим отцом, он оказывается посредине шумного городского праздника. В толпе внимание юного Раскольникова привлекает лошадка, запряжённая в телегу, в которую далее забираются пьяные товарищи, которые заставляют бедное животное огорчаться всё сильнее и сильнее. Тогда Раскольников плачет и переживает за бедное животное, подходит к нему и гладит, однако Миколка начинает бить бедную лошадь с большей силой. Умирающее животное корчится из последних сил и, в конце концов, мужчина добивает его железным прутом. Этот особенно жестокий эпизод имеет важное символическое значение: сон у Достоевского – это один из примеров “порога”, как его определяет Бахтин, состояние между сознательным и бессознательным, в котором персонажи излагают внутренний конфликт. В этом случае сон имеет упреждающее значение, потому что относится к убийству ростовщицы, которое вскоре совершит молодой человек. Однако в этой сцене показано убийство животного, деталь, которая у Достоевского ассоциируется со страданием невинных, как отмечает Луиджи Парейсон, поддерживающий идею сходства между страданием детей и животных, они в одинаковых условиях, то есть неспособны реагировать и защищаться. Философ также говорит и об “осквернении” святости жизни и божественного порядка. Этот элемент нас отсылает прямо к словам Ивана Карамазова в романе «Братья Карамазовы». В его знаменитой речи, которая выступает прелюдией к повествованию его рукописи «Легенда о великом инквизиторе», Иван ссылается на события, в которых представлены пытки над детьми, и Достоевский уже писал об этом в Дневнике писателя. В речи Ивана появляется образ забитой до смерти лошадки, той же, что и во сне Раскольникова. Иван цитирует строчки из стихотворения Некрасова, в котором крестьянин бьёт лошадь кнутом по маленьким глазам. Отсылка, которая кажется интересной по нескольким причинам: в стихотворении Некрасова «До сумерек» читаем эти строки:

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

«Ну!» — погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) —

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела... (так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И, вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим, кротким глазам!

Достоевский приводит почти дословно выражения Некрасова, особенно про маленькие плачущие глаза, которые являются символом страданий, переносимых и сконцентрированных в одном единственном символическом образе, который Достоевский будет повторять несколько раз, приписывая его в том числе и к Лизавете, к убитой старухе-процентщице, убитой Раскольниковым, у которой, по его воспоминаниям убийцы, “нежные маленькие глаза”. Мы знаем, что бОльшая часть сборников Некрасова, особенно 1865 года, посвящена России крестьян, почтальонов-кучеров и путешественников, которой поэт посвящает себя всецело, проводя глубокий психологический анализ.

Этот крестьянский эпос, наряду с неподдельной любовью к крепостным, подвергнутым тяжелому труду и эксплуатации, как в стихотворении “Железная дорога” …

Литература

  1. Birkenmayer Sigmund S. Nekrasov his life an art. 1968. The Hague and Paris: Mouton, 204 p
  2. Dostoevskij F.M. Delitto e Castigo. 1993. Torino: Einaudi, 654 p.
  3. Dostoevskij F.M. I Fratelli Karamazov. 2005. Torino: Einaudi, 1033 p.
  4. Pareyson L. Filosofia, romanzo ed esperienza religiosa. 1993. Torino: Einaudi, 237 p.
  5. Pascoli G. Canti di Castelvecchio. 1982. Milano: BUR, 438 p.

Информация об авторах

Ночера Антонина, кандидат культурологии, преподаватель, член Ассоциации «Философия в движении», куратор проекта «L’altro Dostoevskij», посвященного 200-летию со дня рождения писателя, Университет Палермо, Италия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2517-2701, e-mail: nocera.anto@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 725
В прошлом месяце: 63
В текущем месяце: 51

Скачиваний

Всего: 78
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3