но зато, когда солнце, — это почти что рай. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света…»
Ф.М. Достоевский. Из письма Софье Ивановой
от 25 января 1869 года
Сегодня с особой силой и глубиной звучит слово писателя о Красоте… о той, что «кабы добра была! Все было бы спасено!». Сохранилось множество исторических свидетельств путешествий Достоевского по Европе, его трепетного отношения к её «священным камням» и памятникам, попыток философского осмысления роли души и духовности русского человека в мире. Читая его письма и дневники, в особенности, итальянские, можно осмелиться предположить, что с большой вероятностью идея о спасающей мир Красоте родилась в восторге вдохновенных прогулок по флорентийским улочкам… или в воспаряющем душу созерцании навеки победивших время шедевров Уффици…
«Флоренция хороша, но уж очень мокра. Но розы до сих пор цветут в саду Boboli на открытом воздухе. А какие драгоценности в галереях! Боже, я просмотрел "Мадонну в креслах" в 63 – м году, смотрел неделю и только теперь увидел. Но и кроме нее сколько божественного. Но всё оставил до окончания романа. Теперь закупорился!»
Речь идёт о флорентийском периоде работы над романом «Идиот», вошедшем в сокровищницу мировой литературы и ставшем символом христианского психологизма русской души, с её природным потенциалом к преображению великой красоты и искусства в кроткую любовь и сострадание. Удивительным образом роман объединяет образы «земного рая» – прекрасной Италии, впечатления от европейских путешествий и размышления о русской ментальности, – идеи, которые стали лейтмотивом всего литературного и философского творчества Достоевского. Убеждённый славянофил и горячий патриот, писатель сформулировал идею об особом пути развития русской культуры, уникальным образом вобравшей и преобразовавшей в себе европейское, античное наследие; идею, которая и сегодня не только не потеряла своей актуальности, но продолжает с особой сердечностью звучать в устах современных мыслителей, отражаясь в самых разных жанрах искусства и художественных проектах.
Прогулка по выставке «От барокко до модерна…» в музее В.А. Тропинина в Москве приглашает к размышлению об отражении культурно-исторического развития идеалов национальной духовности – в эволюции художественных образов красоты в русском искусстве в XVIII-XIX вв. От бесплотной глубины иконописных ликов, до драматичности, академичности, античного языка светской живописи барокко, классицизма, романтизма, и изящной эмоциональности модерна.
Эстетика итальянского барокко и античности выступает в XVIII столетии величественным спутником сближения Российской Империи и Европы. Сближения в искусстве, канонах прекрасного, философии, науках.. Сближения, которое, обогатит русское искусство в образно-символическом, стилевом и жанровом плане, а в дальнейшем подарит миру «Золотой век русской культуры» – век XIX…
На выставке представлены замечательные работы кисти Владимира Лукича Боровиковского и художников его круга: «Царь во славе» (1780-е), «Три жестикулирующих апостола» (1780-е) и «Распятие» (кон. XVIII – нач. XIX вв.). Выбор тем, колорит произведений, их композиционный строй и эмоциональность – всё исполнено барочного драматизма и классической красоты античности.
|
Рис. 1. Владимир Боровиковский Царь во славе. Композиция на евангельскую тему 1780-е |
Три жестикулирующих апостола, идущие в левую сторону 1780-е |
Конец XVIII – первая четверть XIX века |
Героический язык древнеримского военного триумфа служит средством выражения красоты, мудрости и величия императорской власти в скульптурном портрете Екатерины II (кон. XVIII в.), золочёном бронзовом портрете Петра I (XVIII в.), костяных и медных медальонах русских монархов, подаривших России галантный и славный «просвещенья век».
|
|
|
|
|
|
Рис. 4. Неизвестный скульптор Портрет Екатерины II в образе Минервы Последн. четв. XVIII века |
Рис. 5. Неизвестный скульптор круга Этьена М. Фальконе Портрет императора Петра I XVIII век |

|
Рис. 6. Медальон с профильным изображением Екатерины II Вторая пол. XVIII века |
Рис. 7. Тимофей Иванов (1729-1803) Портрет Елизаветы Петровны |
Вблизи скульптуры Екатерины II – сдержанная красота стройного академизма портретов В.Л. Боровиковского начала XIX века. Античной поэзией дышит портрет Варавары Томиловой (1800-е)… изящный гребень в естественных кудрях и лёгкость ампирного платья «помпеянки» – предвестники романтизма и свидетели начала золотого века русской реалистической живописи…
|
Портрет Варвары Андреевны Томиловой 1800-е |
Античный художник Первая пол. XIX века |
1810 год |
…живописи, сформировавшейся в культурно-историческом диалоге России и Европы и запечатлевшей тончайшие грани духовной красоты нашего отечества: от трогательной чистоты Венециановских народных мотивов до глубины психологического портрета, «европейского» переосмысления евангельских сюжетов и морально-нравственной, национальной направленности передвижников.
|
1840-е |
|
Эскиз плафона Господь Саваоф с ангелами 1850-е |
XIX век |
Совершая прогулку по выставке, чувствуешь глубокую и тёплую благодарность ее создателям, которые с таким вниманием и любовью сложили изящный живописный аккорд – размышление об образах русской духовности в искусстве XVIII-XIX столетий… Останавливаешься у Рафаэлевского сюжета «Мадонны в креслах» во вдохновенном копийном исполнении неизвестного художника, тебя обволакивает мягкость колорита и гармония округлой композиции… и задумываешься вновь о чуде явления уникальной русской мысли и духовности, родившейся во многом из соприкосновения византийской православной традиции и глубокого философского переосмысления и преображения сокровищ европейской культуры. В сознании оживают, дошедшие до наших дней, воспоминания Ф.М. Достоевского о том, как, сидя на балконе во Флоренции, с бокалом Кьянти, Фёдор Михайлович рассказывал товарищу Николаю Страхову, как юношей 16-ти лет, начитавшись западных книг, мечтал когда-то убежать в этот великий город, и продолжал, оставаясь верным своим юношеским убеждениям: «Европа нам тоже мать, как и Россия, вторая мать наша, мы много взяли от нее, и опять возьмем...».

Рис. 15. Неизвестный русский художник
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
1873 год
Продолжением этой мысли звучат и прекрасные слова: «...Пусть бы я и ничего не сделал в Европе, пусть я ехал только скитаться (да я и знал, что еду только скитаться), но довольно и того, что я ехал с моею мыслью и с моим сознанием. Я повез туда мою русскую тоску... Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более!.. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого Божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!» (из романа «Подросток»).

Рис. 2. Неизвестный художник круга Владимира Боровиковского
Рис. 3. Владимир Боровиковский Распятие
Рис. 8. Владимир Боровиковский
Рис. 9. Александр Витберг
Рис. 10. Василий Тропинин Полуобнажённая женщина
Рис. 11. Неизвестный художник Мальчик, надевающий лапти. Копия картины А.Г. Венецианова
Рис. 12. Василий Тропинин Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной в русском наряде и интерьере. Этюд. Около 1838 года
Рис. 13. Василий Худяков
Рис. 14. Н