Язык и текст
2022. Том 9. № 3. С. 31–38
doi:10.17759/langt.2022090304
ISSN: 2312-2757 (online)
Достоевский, Флоренция и образы русской духовности. Размышления на выставке «От барокко до модерна» в музее В.А. Тропинина в Москве
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: искусство, духовность, Ф.М. Достоевский, художественный образ, античность, Италия
Рубрика издания: Мировая литература. Текстология
Тип материала: эссе
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2022090304
Благодарности. Автор эссе выражает благодарность Музею В.А. Тропинина и московских художников его времени и лично директору музея Ольге Игоревне Журавлёвой и заместителю директора музея Анне Сергеевне Поповой за возможность работы над темой и вдохновение.
Получена: 01.09.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Байковская Н.А. Достоевский, Флоренция и образы русской духовности. Размышления на выставке «От барокко до модерна» в музее В.А. Тропинина в Москве [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2022. Том 9. № 3. С. 31–38. DOI: 10.17759/langt.2022090304
Полный текст
но зато, когда солнце, — это почти что рай. Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба, воздуха и света…»
Ф.М. Достоевский. Из письма Софье Ивановой
от 25 января 1869 года
Сегодня с особой силой и глубиной звучит слово писателя о Красоте… о той, что «кабы добра была! Все было бы спасено!». Сохранилось множество исторических свидетельств путешествий Достоевского по Европе, его трепетного отношения к её «священным камням» и памятникам, попыток философского осмысления роли души и духовности русского человека в мире. Читая его письма и дневники, в особенности, итальянские, можно осмелиться предположить, что с большой вероятностью идея о спасающей мир Красоте родилась в восторге вдохновенных прогулок по флорентийским улочкам… или в воспаряющем душу созерцании навеки победивших время шедевров Уффици…
«Флоренция хороша, но уж очень мокра. Но розы до сих пор цветут в саду Boboli на открытом воздухе. А какие драгоценности в галереях! Боже, я просмотрел "Мадонну в креслах" в 63 – м году, смотрел неделю и только теперь увидел. Но и кроме нее сколько божественного. Но всё оставил до окончания романа. Теперь закупорился!»
Речь идёт о флорентийском периоде работы над романом «Идиот», вошедшем в сокровищницу мировой литературы и ставшем символом христианского психологизма русской души, с её природным потенциалом к преображению великой красоты и искусства в кроткую любовь и сострадание. Удивительным образом роман объединяет образы «земного рая» – прекрасной Италии, впечатления от европейских путешествий и размышления о русской ментальности, – идеи, которые стали лейтмотивом всего литературного и философского творчества Достоевского. Убеждённый славянофил и горячий патриот, писатель сформулировал идею об особом пути развития русской культуры, уникальным образом вобравшей и преобразовавшей в себе европейское, античное наследие; идею, которая и сегодня не только не потеряла своей актуальности, но продолжает с особой сердечностью звучать в устах современных мыслителей, отражаясь в самых разных жанрах искусства и художественных проектах.
Прогулка по выставке «От барокко до модерна…» в музее В.А. Тропинина в Москве приглашает к размышлению об отражении культурно-исторического развития идеалов национальной духовности – в эволюции художественных образов красоты в русском искусстве в XVIII-XIX вв. От бесплотной глубины иконописных ликов, до драматичности, академичности, античного языка светской живописи барокко, классицизма, романтизма, и изящной эмоциональности модерна.
Эстетика итальянского барокко и античности выступает в XVIII столетии величественным спутником сближения Российской Империи и Европы. Сближения в искусстве, канонах прекрасного, философии, науках.. Сближения, которое, обогатит русское искусство в образно-символическом, стилевом и жанровом плане, а в дальнейшем подарит миру «Золотой век русской культуры» – век XIX…
На выставке представлены замечательные работы кисти Владимира Лукича Боровиковского и художников его круга: «Царь во славе» (1780-е), «Три жестикулирующих апостола» (1780-е) и «Распятие» (кон. XVIII – нач. XIX вв.). Выбор тем, колорит произведений, их композиционный строй и эмоциональность – всё исполнено барочного драматизма и классической красоты античности.
Рис. 1. Владимир Боровиковский Царь во славе. Композиция на евангельскую тему 1780-е |
Три жестикулирующих апостола, идущие в левую сторону 1780-е |
Конец XVIII – первая четверть XIX века |
Героический язык древнеримского военного триумфа служит средством выражения красоты, мудрости и величия императорской власти в скульптурном портрете Екатерины II (кон. XVIII в.), золочёном бронзовом портрете Петра I (XVIII в.), костяных и медных медальонах русских монархов, подаривших России галантный и славный «просвещенья век».
|
|
|
Рис. 4. Неизвестный скульптор Портрет Екатерины II в образе Минервы Последн. четв. XVIII века |
Рис. 5. Неизвестный скульптор круга Этьена М. Фальконе Портрет императора Петра I XVIII век |
Рис. 6. Медальон с профильным изображением Екатерины II Вторая пол. XVIII века |
Рис. 7. Тимофей Иванов (1729-1803) Портрет Елизаветы Петровны |
Вблизи скульптуры Екатерины II – сдержанная красота стройного академизма портретов В.Л. Боровиковского начала XIX века. Античной поэзией дышит портрет Варавары Томиловой (1800-е)… изящный гребень в естественных кудрях и лёгкость ампирного платья «помпеянки» – предвестники романтизма и свидетели начала золотого века русской реалистической живописи…
Портрет Варвары Андреевны Томиловой 1800-е |
Античный художник Первая пол. XIX века |
1810 год |
…живописи, сформировавшейся в культурно-историческом диалоге России и Европы и запечатлевшей тончайшие грани духовной красоты нашего отечества: от трогательной чистоты Венециановских народных мотивов до глубины психологического портрета, «европейского» переосмысления евангельских сюжетов и морально-нравственной, национальной направленности передвижников.
1840-е |
|
Эскиз плафона Господь Саваоф с ангелами 1850-е |
XIX век |
Совершая прогулку по выставке, чувствуешь глубокую и тёплую благодарность ее создателям, которые с таким вниманием и любовью сложили изящный живописный аккорд – размышление об образах русской духовности в искусстве XVIII-XIX столетий… Останавливаешься у Рафаэлевского сюжета «Мадонны в креслах» во вдохновенном копийном исполнении неизвестного художника, тебя обволакивает мягкость колорита и гармония округлой композиции… и задумываешься вновь о чуде явления уникальной русской мысли и духовности, родившейся во многом из соприкосновения византийской православной традиции и глубокого философского переосмысления и преображения сокровищ европейской культуры. В сознании оживают, дошедшие до наших дней, воспоминания Ф.М. Достоевского о том, как, сидя на балконе во Флоренции, с бокалом Кьянти, Фёдор Михайлович рассказывал товарищу Николаю Страхову, как юношей 16-ти лет, начитавшись западных книг, мечтал когда-то убежать в этот великий город, и продолжал, оставаясь верным своим юношеским убеждениям: «Европа нам тоже мать, как и Россия, вторая мать наша, мы много взяли от нее, и опять возьмем...».
Рис. 15. Неизвестный русский художник
Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем
1873 год
Продолжением этой мысли звучат и прекрасные слова: «...Пусть бы я и ничего не сделал в Европе, пусть я ехал только скитаться (да я и знал, что еду только скитаться), но довольно и того, что я ехал с моею мыслью и с моим сознанием. Я повез туда мою русскую тоску... Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более!.. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого Божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!» (из романа «Подросток»).
Литература
- Дергачева И.В. Образы Италии в художественном наследии Достоевского [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 16–23. URL: https://psyjournals.ru/files/111894/langt_2019_n4_Dergacheva.pdf (дата обращения: 16.07.2022).
- Дергачева И.В., Достоевский А.Д., Литвин Е.А., Махмудова С.М., Михайлова М.В., Талалай М.Г., Шварц Н.В. Достоевский и Италия. 2021. СПб.: Алетейя, 454 с.
- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 13. 1975-1986. Л.: Наука, 456 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 27. 1975-1986. Л.: Наука, 463 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 28. 1975-1986. Л.: Наука, 572 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений и письма: В 30 т. Т. 29. 1975-1986. Л.: Наука, 573 с.
- Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. 1987. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 296 с.
- Ильина Т. В. На переломе. Русское искусство середины XVIII века. 2010. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 240 c.
- Нилова А.Ю., Скоропадская А.А., Агапитова Е.К. Достоевский и античность: коллективная монография. 2021. СПб.: Изд-во РХГА, 472 с.
- Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. 1981. М.: Искусство, 552 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 257
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 61
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0