Язык и текст
2022. Том 9. № 4. С. 8–13
doi:10.17759/langt.2022090401
ISSN: 2312-2757 (online)
Британское гостеприимство — случай из истории публицистики времен Первой Мировой войны
Аннотация
Поездка журналистов Императорской России в Великобританию 1916 года (в ходе Первой Мировой войны) оказалась знаковой сразу в нескольких смыслах. Во-первых, по составу участников — в группу вошли, например, В.Д. Набоков, К.И. Чуковский, В.И. Немирович-Данченко, А.Н. Толстой. Во-вторых, по историческому контексту — в 1916 году Россия и Великобритания были союзниками в войне, но пройдет всего два года, и британский экспедиционный корпус схватится с войсками молодой Советской России в ходе Интервенции.
Общая информация
Ключевые слова: публицистика, Первая мировая война, Россия, Великобритания, интервенция, история
Рубрика издания: Общее и сравнительно-историческое языкознание
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2022090401
Получена: 01.12.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Дорожкина М.А., Леонтьев В.Г., Яковлев М.Е. Британское гостеприимство — случай из истории публицистики времен Первой Мировой войны [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2022. Том 9. № 4. С. 8–13. DOI: 10.17759/langt.2022090401
Полный текст
Каким другом была для Императорской России Британия? По этому вопросу существовал ряд различных мнений. Бытовало выражение: «Британцы будут сражаться до последней капли русской крови». В то же время Великобритания традиционно привлекала русских либералов, ищущих в британском парламентаризме источник для собственного видения российской государственности — в «Общество сближения с Англией» входил Бунин, в «Русско-английском обществе» состоял Чуковский. Потому неудивительно, что для исправления своего имиджа в глазах российского народа английское правительство приняло решение использовать этот рычаг влияния, пригласив в страну группу из шести писателей и журналистов.
Весь состав делегации отобрал, конечно, британский посол Бьюкенен — официально возглавил ее известный либерал В.Д. Набоков, отец знаменитого писателя-эмигранта. В либеральных изданиях в тот момент работали и А.Н. Толстой, и К.И. Чуковский. Прочие участники делегации также представляли различные крупные органы периодической печати, но именно либеральные работы получили широчайший читательский охват. «Из воюющей Англии» Набокова, «Англия накануне победы» Чуковского и «Визит русских писателей в Англию» Толстого, в сущности, выполнили возложенную на эти сочинения пропагандистскую задачу. В.И. Немирович-Данченко же в силу ряда обстоятельств книгу опубликовать так и не смог, не написал статей и представитель консервативной печати А. Башмаков (после революции, впрочем, эмигрируют все участники делегации, кроме Чуковского, А.Н. Толстой позднее вернется, но остальные так и останутся на Западе).
Взгляды основной тройки журналистов накладывали отпечаток и на их поведение. Так, В.Д. Набоков прямо призывал английские власти влиять на российские реалии в направлении их либерализации. «Внутреннее сближение неразрывно связано с взаимным влиянием – интеллектуальным, моральным, даже эстетическим. И если в результате у нас должны получить более общее признание и более активное значение те политические и социальные идеи, на которых основана государственная и общественная мощь Англии, то истинные друзья прогресса, права и свободы не могут не желать от всей души, чтобы росло и укреплялось это благодейственное влияние».
«Рядом с целью поставленной нам в России — увидеть своими глазами, что сделано Англией в смысле подготовки сил на суше, на море и в делах снабжения, выросла другая цель, которой мы невольно служим. Эта цель — рост и укрепление нашей духовной близости с Англией» [7, с. 7] – и далее — «Ни для кого не тайна, что в Англии всего живее и болезненнее было отрицательное отношение к некоторым сторонам русской жизни, с которыми не могло мириться английское сознание, выросшее на почве уважения к свободе и праву» [7, с. 19]. Набоков отмечает, как радуются англичане возобновлению работы Государственной Думы.
Тональность «Из воюющей Англии» — подчеркнуто оптимистическая. «Мы почуяли силу поднявшегося на защиту своей страны и всей Европы английского народа. Эта сила еще разовьется и развернется. Ее запасы неистощимы» [7, с. 40].
Чуковский косвенно отмечает, что, видимо, реальные цели поездки не сводились к декларируемой «инспекции»: «Например, официальные банкеты и спичи — что мог бы я о них написать! И что напишу я о флоте, в котором ничего не понимаю, и что напишу я о Китченере, которого видел лишь восемь (даже не десять) минут. И что скажу об английских оружейных заводах, если я не инженер, не механик — и, главное, пронесся по ним впопыхах, не имея возможности ни разговориться с рабочими, ни вникнуть в их работу, в их быт» [12, с. VIII].
Однако и у него тон повествования исключительно оптимистический. Идеализируются даже взаимоотношения Великобритании и ее колоний. «Англия для колоний — источник свободы и правды. Она воплощает для них все лучшее, для чего достраивалось в веках человечество» [12, с. 47-48] «Любить Россию для англичан — дело новое, они еще не знают, как и за что нас любить, но любить хотят непременно» [12, с.121] — отмечает Чуковский, предвещая грядущую вечную дружбу между двумя странами.
В 1927 году уже изменивший свои взгляды А.Н. Толстой повторно проанализирует собственную поездку десятилетней давности в статье «Англичане, когда они любезны». «Когда под Ипром немцы выпустили хлор и пропахали весь английский фронт тяжелыми снарядами, — тогда англичане стали говорить, что, в сущности, всегда любили русский народ и восхищались им...» [11, с. 96] — начинает Толстой и почти сразу же раскрывает, в чем именно выражалась эта «любовь».
Англичане устраивают «Русскую выставку», где английские женщины в кокошниках продают ржавые замки, кресты и тряпичных кукол — а прочие экспонаты и того хуже. «Таков уголок России. Смотри и делай выводы, премудрый сын Альбиона: перед тобой шестая часть земного шара, дикий и нищий народ, занятия: земледелие времен каменного века, охота и кустарный промысел. Ну, чем не место для колонии, когда победоносно окончится война, когда Россия растрясет последние деньжонки и вконец обессилеет. Словом, по скудоумию ли, или с тайным умыслом, но ловко было подстроено на выставке» [11, с. 99].
Современная эпоха даже в большей степени, чем 1916 год, отличается колоссальным влиянием медиа и пропаганды. В самом ли деле восторженные очерки русских либералов, предвкушающих «демократизацию» России, стали той соломинкой, которая побудила Императорскую Россию, а потом и Временное Правительство продолжать в угоду «союзникам» шествие по самоубийственной спирали, приведшей государство к краху? Или поездка шести журналистов, четверо из которых позднее навсегда покинут свою страну, была лишь одним из ярких курьезов, иллюстрирующих роль определенных частей российского общества в трансляции иностранной пропаганды?
Как бы то ни было, цепь событий, частью которой была данная поездка, продолжилась сапогами английских солдат, марширующими по оккупированному Архангельску, а завершилась позорным бегством интервентов, за которыми последовали и поставленные ими марионеточные правительства.
Современная Россия во многом сталкивается с теми же проблемами, которые переживала Российская Империя. И были ли сделаны выводы из этих уроков истории — нам только предстоит узнать.
Литература
- Брайс Дж. Отчего англичане пошли воевать? 1917. Петроград: Изд. Англо-русск. ком. 15 с.
- Век информации. Журналистика и войны: к 100-летию Первой мировой войны // Материалы 53-й международной научной конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения». Санкт-Петербургский государственный университет, 23-25 апреля 2014 года / ред. коллегия: Л.П. Громова (отв. ред.), Г.В. Жирков, О.С. Кругликова. 2015. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций». 274 с.
- Вититнев С.Ф. Развитие смыслового содержания категории «политика». От эпохи Античности к эпохе Возрождения // Обозреватель. 2018. № 4 (339). С. 100-115.
- Дегоев В.В. Внешняя политика России и международные системы: 1700-1918 гг. 2004. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 496 с.
- Дионео. Англия 1914-1919. 1920. Paris: Povolozky. 120 с.
- Европа и Россия в огне Первой мировой войны. К 100-летию начала войны / Под ред. В.А. Золотарева. 2014. М.: ИНЭС, РУБИН. 864 с.
- Набоков В.Д. Из воюющей Англии. 1916. Петроград: Унион. 132 с.
- Осипов В.Д. Британия глазами русского. 1977. М.: Изд-во АПН. 208 с.
- Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории / Отв. ред. Ю.А. Писарев, В.Л. Мальков. 1994. М.: Наука. 304 с.
- Первая мировая война и судьба европейской цивилизации / Под ред. Л.С. Белоусова, А.С. Маныкина. 2014. М. 816 с.
- Толстой А.Н. Англичане, когда они любезны / Толстой А.Н. Собр. соч. Т. 10. 1961. М.: Государственное издательство художественной литературы. 712 с. С. 96-107.
- Чуковский К.И. Англия накануне победы. 1916. Петроград: Изд-во тов. А.Ф. Маркс. 151 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 174
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 58
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1