Введение
Актуальность исследования перфекционизма студентов тесно связана с изменяющимися приоритетами современной молодежи, с их стремлением ориентироваться на высокие стандарты и построение успешной карьеры (Панина, 2020; Egan и др., 2024; Tian, Hou, 2024). В качестве причин данной тенденции указываются доминирующие установки в обществе на успех и достижения (Степанова, Смирнова, Блажевич, 2023), возрастание конкуренции (Cox, Enns, Clara, 2002), роль социальных сетей (Южакова, Желонкина, Басалаева, 2017; Padoa, Pellegrini, Iafrate, 2018; Shu, 2023), повышенные ожидания со стороны родителей, которые трансформируются в личный перфекционизм молодых людей (Camp и др., 2022).
Изучение перфекционизма студентов опирается на многомерные модели перфекционизма, предложенные Р. Фростом с соавторами (Frost и др., 1993), которые выделили такие проявления перфекционизма, как высокие личные стандарты; беспокойство по поводу ошибок; сомнения в своих действиях; желание оправдать ожидания родителей и избежать критики с их стороны. Г. Флетт (Flett и др., 1998) выделяет 3 вида перфекционизма: Я-адресованный перфекционизм; перфекционизм, адресованный другим; социально предписанный перфекционизм.
Я-адресованный перфекционизм, по Г. Флетту, по своему значению совпадает с такими показателями, как «личностные стандарты» и в модели Р. Фроста, поэтому рассматривается как адаптивный перфекционизм, т. е. перфекционизм, не вызывающий негативных последствий для личности, в то время как перфекционизм, ориентированный на социум, схож с дезадаптивным перфекционизмом и связан с субъективным убеждением в том, что высокие требования со стороны других должны быть выполнены. Проведенные исследования доказывают, что социально ориентированный перфекционизм приводит к депрессии (Haddadi, Tamannaeifar, 2022; Liu и др., 2024), социальной тревожности (Гавриченко, Бубновская, 2021; Wu и др., 2022), ухудшению психологического здоровья и благополучия у студентов (Русина, 2024; Тарасова, 2021; Xu, 2023).
В то же время адаптивный перфекционизм рассматривается как позитивный, поскольку достоверно коррелирует с высокой самооценкой, низкой тревожностью, способствует лучшей академической интеграции студентов (Пермякова, Тюкалова, Пермяков, 2024; Сиах и др., 2022). Выявлено, что такие личностные характеристики, как высокая самооценка, жизнестойкость, готовность к преодолению трудностей, самоэффективность могут обеспечивать психологическое благополучие студентов даже при достаточно высоком перфекционизме (Фам, Дуонг, Фам, 2023).
Несмотря на широкий круг исследований перфекционизма у студентов, следует отметить, что большинство из них выполнены в рамках одной культуры, т. е. с опорой на монокультурный подход.
Но поскольку наибольший прирост отмечается в показателе дезадаптивного перфекционизма студентов (Liu и др., 2024), который возникает под давлением внешних факторов, таких как общественные или семейные ожидания, повышается значимость кросс-культурных исследований (Михайлова, Фаренникова, 2022; Пермякова, Шевелева, 2015).
Целью нашего исследования стало сравнение перфекционизма студентов из Китая, Казахстана и России в зависимости от пола.
В качестве методологической основы исследования выступает культурно-историческая теория, в рамках которой ключевое значение имеет понятие «социальная ситуация развития» (Выготский, 1984).
К социальной ситуации развития можно отнести этническую, экономическую, культурную ситуацию, широкий спектр социальных и семейных норм и ценностей, которые могут оказывать воздействие на формирование перфекционизма у молодежи, проживаюей в разных культурных и социальных средах (Холмогорова, Гаранян, Цацулин, 2019).
Культурный аспект в контексте культурно-исторической теории обосновывает социальную детерминированность психического развития человека механизмом интериоризации (Холмогорова, 2016).
В связи с этим в рамках исследования нами было выдвинуто предположение о том, что перфекционизм студентов будет различен прежде всего из-за культурных норм, исторически сложившихся в обществе и передающихся в процессе воспитания.
В ходе исследования были сформулированы частные гипотезы.
- Существуют различия в показателях перфекционизма в выборках китайских, казахстанских и российских студентов.
- Существуют различия в показателях перфекционизма среди китайских, казахстанских и российских студентов в зависимости от пола.
- Существуют различия в перфекционизме у студентов-мужчин и студенток в каждой из трех стран — Китае, Казахстане и России.
Материалы и методы
Методика. В исследовании использовалась многомерная шкала перфекционизма (FMPS, Frost et al., 1990) (Золотарева, 2018; Stöber, 1998). Шкала включает 35 вопросов и позволяет оценить адаптивный перфекционизм (подшкалы; личные стандарты и организованность), дезадаптивный перфекционизм (подшкалы: беспокойство по поводу ошибок, сомнения по поводу действий, родительские ожидания, родительская критика). Для перевода английской версии шкалы на русский и китайский язык был использован метод обратного перевода. Значения внутренней согласованности (α Кронбаха) по адаптивному перфекционизму: для китайской выборки — 0,946, для казахстанской выборки —0,829, для российской выборки—0,849; для дезадаптивного перфекционизма — 0,943, 0,90 и 0,780 соответственно.
Процедура. Исследование проводилось онлайн при получении согласия всех участников опроса. Поскольку данные не подчинялись нормальному закону, для их анализа были выбраны меры непараметрической статистики: критерий Крускала—Уоллиса для сравнения трех групп и критерий Манна—Уитни. Размер эффекта определялся в соответствии с основополагающими рекомендациями Коэна для малых (d = 0,2), средних (d = 0,5) и больших (d = 0,8) эффектов. Статистический анализ проводился в SPSS версии 26.0.
Участники. В исследовании принимали участие студенты из Китая (Хенанский педагогический университет, Хенан), Казахстана (Туран Университет, КазНУ им. аль-Фараби, Алматы) и России (Уральский федеральный университет, Екатеринбург). В качестве респондентов выступали студенты 1—2-х курсов гуманитарных специальностей. Выборка студентов из Китая включала студентов из разных провинций. Особенностью системы образования Китая является то, что каждое высшее учебное заведение устанавливает нижний проходной порог для абитуриентов, но для учеников из разных провинций баллы могут варьироваться. Особенностью системы образования в Казахстане является то, что студенты на основе конкурса получают гранты для обучения и после завершения обязаны отработать по специальности не менее трех лет. Всего выборка составила 737 студентов: 249 студентов из Китая, 298 студентов из Казахстана и 190 студентов из России (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Социально-демографические характеристики выборки
Socio-demographic characteristics of the sample
|
Студенты / Students |
Пол / Gender |
Количество / Number |
Возраст / Age |
|
Китай / China
|
Мужчины/ Men
|
136 (54,6% ) |
19,24 ± 1,05 |
|
Женщины/ Women |
113 (45,4%) |
19,00 ± 1,13 |
|
|
Казахстан / Kazakhstan
|
Мужчины/ Men
|
120 (40,3%) |
19,00 ± 0,79 |
|
Женщины/ Women |
178 (59,7%) |
19,80 ± 0,80 |
|
|
Россия / Russia |
Мужчины/ Men
|
89 (40, 5%) |
19,50 ± 1,34 |
|
Женщины/ Women |
101(59, 5%) |
19,00 ± 1,07
|
Результаты
Сравнительный анализ перфекционизма студентов трех стран выявил достоверные различия по ряду показателей дезадаптивного и адаптивного перфекционизма, данные представлены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Результаты сравнительного анализа перфекционизма студентов из Китая, Казахстана и России
The results of a comparative analysis of perfectionism of students from China, Kazakhstan and Russia
|
Параметры / Parameters |
Китай / China (N = 249) |
Казахстан / Kazakhstan (N = 298) |
Россия / Russia (N = 190) |
Н Краскела—Уоллиса / Kruskal—Wallis |
p |
|||
|
M |
σ |
M |
σ |
M |
σ |
|||
|
1. Беспокойство по поводу ошибок / Concern over Mistakes |
24,05 |
9,29 |
25,13 |
6,53 |
24,45 |
6,68 |
1,286 |
0,526 |
|
2. Сомнения по поводу действий / Doubts about actions |
12,43 |
3,63 |
12,43 |
3,03 |
12,48 |
2,89 |
0,256 |
0,88 |
|
3. Родительские ожидания / Parental Expectations |
15,27 |
4,71 |
16,17 |
4,10 |
13,11 |
3,30 |
70,165 |
0,001 |
|
4. Родительская критика / Parental criticism |
10,77 |
4,09 |
9,24 |
3,53 |
9,55 |
3,20 |
22,743 |
0,001 |
|
5. Личные стандарты / Personal Standards |
22,65 |
5,19 |
23,57 |
4,39 |
19,89 |
4,99 |
67,638 |
0,001 |
|
6. Организованность / Organization |
22,88 |
4,60 |
23,75 |
3,65 |
22,11 |
4,58 |
20,248 |
0,001 |
|
7. Адаптивный перфекционизм / Adaptive perfectionism |
45,53 |
8,40 |
47,32 |
6,88 |
42,00 |
8,33 |
54,624 |
0,001 |
|
8. Дезадаптивный перфекционизм / Maladaptive perfectionism |
62,52 |
19,32 |
62,97 |
13,46 |
59,59 |
12,67 |
5,65 |
0,059 |
Из табл. 2 следует, что показатель «родительские ожидания» (Н = 70,165, p ≤ 0,001) достоверно выше у студентов из Казахстана (М = 16,17 ± 4,10). Попарное сравнение с помощью U-критерия Манна—Уитни выявило, что в казахстанской и китайской выборке есть статистически значимые различия по данному показателю с российскими студентами (p ≤ 0,001, d = 0,8 и p ≤ 0,05, d = 0,52 соответственно). Показатель «родительская критика» (Н = 22,743, p ≤ 0,001) достоверно выше у студентов из Китая (М = 10,77 ± 4,09), что подтвердилось при попарном сравнение с казахстанской (p ≤ 0,001, d = 0,5), и российской выборкой (p ≤ 0,01, d = 0,5) выборками. В то же время достоверных различий между казахстанскими и российскими студентами не выявлено.
Следовательно, можно заключить, что фактор социокультурных и семейных традиций в большей степени связан с формированием характеристик дезадаптивного перфекционизма у студентов из Китая и Казахстана, чем из России.
Данные по характеристикам адаптивного перфекционизма свидетельствуют, что «личные стандарты» и «организованность» более высокие в казахстанской и китайской выборках по сравнению с российской выборкой. При этом при попарном сравнении различия между казахстанской и российской выборками выявлено на уровне обеих характеристик (p ≤ 0,001, d = 0,8, p ≤ 0,001, d = 0,5 соответственно), а между китайской и российской выборками только по характеристике «личностные стандарты» на уровне p ≤ 0,001, d = 0,54.
Более высокие данные по «адаптивному перфекционизму» у казахстанских студентов могут свидетельствовать о более высоком уровне осознанности своих целей, в силу того что студенты при поступлении вуз не только получают грант на обучение, но и обязаны отработать по специальности по окончании вуза. Более высокие личностные стандарты у китайских студентов в сравнении с российскими можно связать с нацеленностью студентов на более высокий уровень достижений в силу высокой конкуренции в китайском обществе.
Для проверки второй гипотезы было проведено сравнение перфекционизма у студентов из Китая, России и Казахстана в зависимости от пола.
В табл. 3 представлены результаты сравнительного анализа показателей перфекционизма у студентов-мужчин.
Таблица 3 / Table 3
Результаты сравнительного анализа перфекционизма студентов-мужчин из Китая, Казахстана и России
Results of a comparative analysis of perfectionism among male students from China, Kazakhstan and Russia
|
Параметры / Parameters |
Китай / China (N = 136) |
Казахстан / Kazakhstan (N = 120) |
Россия /
Russia (N = 89) |
Н Краскела—Уоллиса/ Kruskal—Wallis |
p |
|||
|
M |
σ |
M |
σ |
M |
σ |
|||
|
1. Беспокойство по поводу ошибок / Concern over Mistakes |
24,88 |
9,49 |
24,69 |
6,27 |
24,25 |
6,91 |
0,984 |
0,612 |
|
2. Сомнения по поводу действий / Doubts about actions |
12,49 |
3,49 |
12,27 |
2,95 |
12,05 |
3,06 |
1,152 |
0,562 |
|
3. Родительские ожидания/Parental Expectations |
16,04 |
4,67 |
16,15 |
4,07 |
13,67 |
3,00 |
28,868 |
0,001 |
|
4. Родительская критика / Parental criticism |
11,07 |
4,14 |
9,44 |
3,49 |
9,58 |
3,12 |
14,577 |
0,001 |
|
5. Личные стандарты / Personal Standards |
23,44 |
5,31 |
24,13 |
4,69 |
21,11 |
4,68 |
23,232 |
0,001 |
|
6. Организованность / Organization |
23,60 |
4,34 |
23,72 |
3,92 |
23,36 |
4,80 |
0,751 |
0,687 |
|
7. Адаптивный перфекционизм / Adaptive perfectionism |
47,04 |
8,21 |
47,84 |
7,69 |
44,47 |
8,12 |
9,843 |
0,007 |
|
8. Дезадаптивный перфекционизм / Maladaptive perfectionism |
64,47 |
19,25 |
62,55 |
13,48 |
59,55 |
12,42 |
6,334 |
0,042 |
Как видно из табл. 3, данные сходны с теми, что были получены по общей выборке; более высокие показатели по характеристикам деадаптивного перфекционизма, таким как «родительские ожидания» (p ≤ 0,001), выше у казахстанских и китайских студентов-мужчин, по сравнению с российскими, а характеристика «родительская критика» (p ≤ 0,01) выше в китайской выборке студентов-мужчин по сравнению с казахстанской и российской выборками. При попарном сравнении различия по показателю «родительские ожидания» между китайской и казахстанкой выборками среди студентов-мужчин, по сравнению c российской выборкой, составили: p ≤ 0,001, d = 0,58 и p ≤ 0,001, d = 0,8 соответственно. В то время как различия по характеристике «родительская критика» между китайской и казахстанкой выборками составили: p ≤ 0,001, d = 0,5, — а между китайской и российской выборками — p ≤ 0,01, d = 0,42.
Следовательно, мы можем заключить, что среди трех стран именно студенты-мужчины из Китая наиболее подвержены социальному давлению, которое не только связано с возложением на них высоких родительских ожиданий, но и сопровождается родительской критикой, что уходит корнями в традиционные китайские ценности, которые ставят во главу угла уважение к авторитету, высокие личные и успех (Li, 2001).
Данные по «адаптивному перфекционизму» не выявили различий между казахстанскими и китайскими студентами, но эти данные выше, чем в российской выборке, прежде всего за счет более высоких значений по показателю «личные стандарты» (p ≤ 0,001).
Таким образом, мы можем заключить, что перфекционизм в целом (как адаптивный, так и дезадаптивный) в среднем выше у студентов-мужчин из Казахстана и Китая, чем у студентов из России.
Сравнение данных по перфекционизму студенток из Китая, Казахстана и России представлены в табл. 4.
Таблица 4 / Table 4
Результаты сравнительного анализа перфекционизма студенток из Китая, Казахстана и России
Results of a comparative analysis of perfectionism among female students from China, Kazakhstan and Russia
|
Показатели Параметры / Parameters |
Китай / China (N = 113) |
Казахстан / Kazakhstan (N = 178) |
Россия / Russia (N = 101) |
Н Краскела—Уоллиса / Kruskal—Wallis |
p |
|||
|
M |
σ |
M |
σ |
M |
σ |
|||
|
1. Беспокойство по поводу ошибок / Concern over Mistakes |
23,05 |
8,99 |
25,43 |
6,71 |
24,62 |
6,50 |
6,058 |
0,048 |
|
2. Сомнения по поводу действий / Doubts about actions |
12,36 |
3,80 |
12,53 |
3,09 |
12,86 |
2,68 |
1,437 |
0,488 |
|
3. Родительские ожидания / Parental Expectations |
14,34 |
4,61 |
16,19 |
4,14 |
12,61 |
3,48 |
50,205 |
0,001 |
|
4. Родительская критика / Parental criticism |
10,42 |
4,01 |
9,10 |
3,57 |
9,53 |
3,29 |
8,274 |
0,016 |
|
5. Личные стандарты / Personal Standards |
21,70 |
4,90 |
23,20 |
4,14 |
18,82 |
5,03 |
51,215 |
0,001 |
|
6. Организованность/ Organization |
22,01 |
4,77 |
23,76 |
3,47 |
21,00 |
4,09 |
33,862 |
0,001 |
|
7. Адаптивный перфекционизм / Adaptive perfectionism |
43,71 |
8,31 |
46,97 |
6,27 |
39,82 |
7,94 |
57,08 |
0,001 |
|
8. Дезадаптивный перфекционизм / Maladaptive perfectionism |
60,17 |
19,23 |
63,25 |
13,49 |
59,62 |
12,95 |
4,274 |
0,118 |
При анализе данных табл. 4 отметим наличие сходства в данных, которые выявлены по общей выборке и среди студентов-мужчин. У казахстанских студенток по показателю «родительские ожидания» (Н = 50,205, p ≤ 0,001) значения достоверно выше, чем у студенток из Китая и России, а у китайских студенток значение по показателю «родительская критика» (Н = 8,274, p ≤ 0,05) выше, чем у студенток из Казахстана и России. Следовательно, данные еще раз подтверждают, что различия в перфекционизме опосредованы социокультурными факторами и семейными традициями.
В то же время мы можем отметить, что при попарном сравнении по U-критерию Манна—Уитни в выборке казахстанских студенток показатель «беспокойство по поводу ошибок» достоверно выше, чем у китайских студенток (p ≤ 0,05, d = 0,5), что может означать наличие у них страха потерпеть неудачу, который возникает при ориентации на высокие требования со стороны социума (культурологический феномен «уят» — стыд совершить неподобающий, ошибочный поступок, — широко распространенный именно среди женской популяции в казахской среде).
По характеристикам «личностные стандарты» и «организованность» при парном сравнении выявлено, что они выше в казахстанской выборке, но при сравнении с китайской выборкой эффект различия средний (p ≤ 0,01, d = 0,4 и p ≤ 0,01, d = 0,43), в то время как при сравнении с российской выборкой эффект различия высокий (p ≤ 0,001, d = 0,8 и p ≤ 0,001, d = 0,8).
Полученные данные, на наш взгляд, являются очень значимыми, поскольку они указывают на то, что роль культурного фактора в развитии перфекционизма у студентов может иметь свои особенности в зависимости от их пола.
Для проверки третьей гипотезы нами был проведен сравнительный анализ перфекционизма у студентов для каждой страны в зависимости от пола.
В табл. 5 представлены результаты сравнительного анализа показателей перфекционизма студентов из Китая в зависимости от пола.
Таблица 5 / Table 5
Результаты сравнительного анализа перфекционизма китайских студентов в зависимости от пола
Results of a comparative analysis of Chinese students’ perfectionism depending on gender
|
Показатели |
Мужчины, Китай / Men, China (N = 136) |
Женщины, Китай / Women, China (N = 113) |
U Манна—Уитни / Mann-Whitney |
p |
||
|
M |
σ |
M |
σ |
|||
|
1. Беспокойство по поводу ошибок / Concern over Mistakes |
24,88 |
9,49 |
23,05 |
8,99 |
6696 |
0,080 |
|
2. Сомнения по поводу действий / Doubts about actions |
12,49 |
3,49 |
12,36 |
3,80 |
7627,5 |
0,920 |
|
3. Родительские ожидания / Parental Expectations |
16,04 |
4,67 |
14,34 |
4,61 |
5917 |
0,002 |
|
4. Родительская критика / Parental criticism |
11,07 |
4,14 |
10,42 |
4,01 |
6943,5 |
0,189 |
|
5. Личные стандарты / Personal Standards |
23,44 |
5,31 |
21,70 |
4,90 |
6065 |
0,004 |
|
6. Организованность / Organization |
23,60 |
4,34 |
22,01 |
4,77 |
6260,5 |
0,012 |
|
7. Адаптивный перфекционизм / Adaptive perfectionism |
47,04 |
8,21 |
43,71 |
8,31 |
6097,5 |
0,005 |
|
8. Дезадаптивный перфекционизм / Maladaptive perfectionism |
64,47 |
19,25 |
60,17 |
19,23 |
6654 |
0,069 |
Из табл. 5 следует, что существуют достоверно значимые различия у китайских студентов-мужчин по сравнению с китайскими студентками по показателям: «родительские ожидания» (U = 5917, p ≤ 0,01, d = 0,4), «личные стандарты» (U = 6065, p ≤ 0,01; d = 0,4), «организованность» (U = 6260,5, p ≤ 0,05; d = 0,4), «адаптивный перфекционизм» (U = 6097,5; p ≤ 0,01, d = 0,4), которые выше в выборке мужчин.
Мы можем заключить, что китайские студенты-мужчины, по сравнению с женщинами, имеют более высокий перфекционизм, и у них больше выражена склонность воспринимать родителей как делегирующих очень высокие ожидания.
В табл. 6 представлены результаты сравнительного анализа показателей перфекционизма у студентов мужского и женского пола из Казахстана.
Таблица 6 / Table 6
Результаты сравнительного анализа перфекционизма казахстанских студентов в зависимости от пола
Results of a comparative analysis of perfectionism of Kazakhstani students depending on gender
|
Параметры / Parameters |
Мужчины, Казахстан / Men, Kazakhstan (N = 120) |
Женщины, Казахстан / Women, Kazakhstan (N = 178) |
U Манна—Уитни / Mann—Whitney |
p |
||
|
M |
σ |
M |
σ |
|||
|
1. Беспокойство по поводу ошибок / Concern over Mistakes |
24,69 |
6,27 |
25,43 |
6,71 |
10017,5 |
0,363 |
|
2. Сомнения по поводу действий / Doubts about actions |
12,27 |
2,95 |
12,53 |
3,09 |
10188,5 |
0,498 |
|
3. Родительские ожидания / Parental Expectations |
16,15 |
4,07 |
16,19 |
4,14 |
10577 |
0,887 |
|
4. Родительская критика / Parental criticism |
9,44 |
3,49 |
9,10 |
3,57 |
10000 |
0,349 |
|
5. Личные стандарты / Personal Standards |
24,13 |
4,69 |
23,20 |
4,14 |
9438 |
0,088 |
|
6. Организованность / Organization |
23,72 |
3,92 |
23,76 |
3,47 |
10575,5 |
0,886 |
|
7. Адаптивный перфекционизм / Adaptive perfectionism |
47,84 |
7,69 |
46,97 |
6,27 |
9901,5 |
0,285 |
|
8. Дезадаптивный перфекционизм / Maladaptive perfectionism |
62,55 |
13,48 |
63,25 |
13,49 |
10224 |
0,532 |
Согласно данным табл. 6, статистически значимых различий по показателям перфекционизма между казахстанскими студентами — мужчинами и женщинами не выявлено.
В табл. 7 представлены результаты сравнительного анализа показателей перфекционизма среди российских студентов в зависимости от пола.
Таблица 7 / Table 7
Результаты сравнительного анализа перфекционизма российских студентов в зависимости от пола
Results of a comparative analysis of Russia students’ perfectionism depending on gender
|
Параметры / Parameters |
Мужчины, Россия / Men, Russia (N = 89) |
Женщины, Россия / Women, Russia (N = 101) |
U Манна—Уитни / Mann—Whitney |
p |
||
|
M |
σ |
M |
σ |
|||
|
1. Беспокойство по поводу ошибок / Concern over Mistakes |
24,25 |
6,91 |
24,62 |
6,50 |
4308 |
0,621 |
|
2. Сомнения по поводу действий / Doubts about actions |
12,05 |
3,06 |
12,86 |
2,68 |
3623 |
0,020 |
|
3. Родительские ожидания / Parental Expectations |
13,67 |
3,00 |
12,61 |
3,48 |
3451 |
0,006 |
|
4. Родительская критика / Parental criticism |
9,58 |
3,12 |
9,53 |
3,29 |
4470 |
0,948 |
|
5. Личные стандарты / Personal Standards |
21,11 |
4,68 |
18,82 |
5,03 |
3307 |
0,002 |
|
6. Организованность / Organization |
23,36 |
4,80 |
21,00 |
4,09 |
3316 |
0,002 |
|
7. Адаптивный перфекционизм / Adaptive perfectionism |
44,47 |
8,12 |
39,82 |
7,94 |
2979 |
0,001 |
|
8. Дезадаптивный перфекционизм / Maladaptive perfectionism |
59,55 |
12,42 |
59,62 |
12,95 |
4453,5 |
0,914 |
По данным табл. 7 достоверные различия наблюдаются по показателю «сомнения по поводу действий» (U = 3623, p ≤ 0,05, d = 0,5), который выше у российских студенток (М = 12,86 ± 2,68), показатель «родительские ожидания» (U = 3451, p ≤ 0,01, d = 0,5) достоверно выше среди студентов мужчин. Следовательно, мы можем констатировать, что в российской выборке дезадаптивный перфекционизм у мужчин усиливается под влиянием внешнего фактора, за счет соответствия ожиданиям других, в то время как у женщин — за счет внутреннего фактора, связанного с самооценкой своей деятельности.
По показателям «личные стандарты» (U = 3307, p ≤ 0,01, d = 0,5), «организованность» (U = 3316, p ≤ 0,01, d = 0,5) и «адаптивный перфекционизм» (U = 2979,5, p ≤ 0,001, d = 0,6) данные достоверно выше у российских студентов мужчин по сравнению с женщинами.
Обсуждение
Проблема перфекционизма привлекает внимание исследователей разных стран прежде всего из-за повышения социально ориентированного перфекционизма среди студентов, которое ведет к различным негативным последствиям. Межкультурное сравнение перфекционизма, проведенное нами среди студентов Китая, Казахстана и России, выявило различия в показателях дезадаптивного перфекционизма студентов.
Полученные данные подтверждают идею культурно-исторической психологии о том, что формирование личности детерминировано культурными нормами, которые усваиваются, «вращиваются» в психику индивида, превращаясь в высшие психологические функции (Рубцов, Зарецкий, Майданский, 2024).
Выявлено, что у китайских студентов-мужчин в большей степени выражен показатель ориентации на критику родителей, который связан со стремлением быть «идеальным» и соответствовать высоким стандартам (Chan, 2012; Lv и др., 2024).
Для казахстанских студентов, как среди мужчин, так и среди женщин, характерна ориентация на «родительские ожидания» или стремление соответствовать внешним требованиям и достигать результатов, выдвигаемых другими. При этом ориентация на внешние требования сочетается у казахстанских студенток с более высокими данными по показателю «беспокойство по поводу ошибок», который своими корнями уходит в культурологический феномен «уят» (стыд совершить неподобающий, ошибочный поступок), характерный для женской популяции в казахской среде. Наши данные согласуются с другими исследованиями, которые указывают на то, что у казахстанских студенток наблюдается высокий уровень личностно ориентированного перфекционизма, который с возрастом изменяется в сторону ориентированности на других (Бапаева, Арганчиева, 2022).
На основании полученных результатов можно заключить, что характеристики деструктивного перфекционизма, такие как «родительская критика» и «родительские ожидания», достоверно выше в китайской и казахстанской выборках в сравнении российской выборкой.
Следовательно, мы можем утверждать, что формирование перфекционизма у студентов определяется социально-культурной ситуацией развития (Выготский, 1960, с. 197—198).
Межкультурное сравнение перфекционизма у студентов — мужчин и женщин для каждой из стран показало, что в выборках китайских и российских студентов-мужчин адаптивный перфекционизм выше, чем в выборках женщин. Полученные данные согласуются с результатами других исследований, в которых отмечается, что студенты-мужчины демонстрируют более высокие оценки по перфекционизму (Южакова, Желонкина, Басалаева, 2017).
Высокие показатели по адаптивному перфекционизму в выборке студентов из Казахстана могут определяться более осознанным выбором личностных целей, который связан с особенностями поступления в вузы Казахстана, где студенты должны не только выбрать вуз, но и обязательно продолжить работать по выбранной специальности. Данные различия могли быть обусловлены и личностными характеристиками студентов, их направлением подготовки в выбранных вузах Китая и России, что в дальнейших исследованиях требует расширения выборки (увеличения репрезентативности) в каждой из стран за счет включения студентов разных направленностей из разных вузов, в том числе по рейтингу.
Заключение
- Различная социально-культурная среда, в которой проходит становление личности, определяет специфические особенности перфекционизма у студентов из Китая, Казахстана и России.
- У китайских студентов в большей степени выражен показатель ориентации на критику родителей, который связан со стремлением быть «идеальным» и соответствовать высоким стандартам (p ≤ 0,001).
Для казахстанских студентов в большей степени, чем для студентов других стран, характерна ориентация на «родительские ожидания» или стремление соответствовать внешним требованиям и достигать результатов, выдвигаемых другими (p ≤ 0,001).
Данные свидетельствуют, что такие показатели деструктивного перфекционизма, как «родительская критика» и «родительские ожидания» больше выражены в выборках китайской и казахстанской молодежи, в силу родительских установок, которые тесно связаны с культурными нормами и ценностями общества и транслируются в процессе воспитания.
- Установлены достоверные различия в адаптивном перфекционизме между студентами — мужчинами и женщинами в китайской и российской выборах, в то же время в казахстанской выборке достоверных различий в зависимости от пола не выявлено.
- Полученные данные могут быть использованы в работе преподавателей со студентами из Китая, Казахстана и России, а также в деятельности психологических служб по разработке стратегий психологического сопровождения студентов с учетом культурных различий.
- Культурно-историческая теория дает возможность не просто констатировать, но теоретически объяснить те кросс-культурные различия в перфекционизме, которые были обнаружены в эмпирическом исследовании.
Ограничения и перспективы дальнейших исследований.
Ограничением исследования является то, что выборку составили студенты четырех вузов из трех стран, поэтому дальнейшие исследования должны быть более масштабны — с привлечением большего количества студентов из вузов разных стран, что позволит провести более глубокий анализ и интерпретацию влияния культурных норм на формирование перфекционизма у студентов.
Limitations.
A limitation of the study is that the sample consisted of students from four universities in three countries. Therefore, future research should be more extensive, involving a larger number of students from universities in different countries, which would allow for a more in-depth analysis and interpretation of the influence of cultural norms on the formation of students' perfectionism.