Инновационные технологии обучения как средство повышения мотивации школьников в учебной деятельности

70

Аннотация

Современные условия жизни, характеризующиеся стремительным развитием технологий, накладывают отпечаток на многочисленные сферы жизнедеятельности. К ним относится изменение уклада жизни человека и запрос государства на подготовку школьников. В рамках первого направления актуальным становится формат дистанционного обучения, в рамках второго — инновационные методы обучения. Целью исследования является изучение мотивационного компонента при использовании инновационных методов обучения в рамках дистанционного обучения. На основе анализа теоретических данных было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие ученики ГБОУ СОШ «Романовская школа», г. Москва. В ходе исследования использованы метод наблюдения (учащиеся 7-х классов) и анкетирование (учащиеся 6-11 классов). В ходе исследования было обнаружено, что формат дистанционного обучения снижает мотивацию учеников при применении инновационных методов обучения. Выявлена необходимость комплексного подхода со стороны учителей и родителей в повышении мотивации учеников при дистанционном обучении с применением инновационных методов, а также развития критического мышления. Данное исследование, ориентированное на поиск эффективных подходов к обучению детей поколения Z, родившихся в XXI веке, позволяет пересмотреть традиционные подходы к повышению мотивации школьников в образовательном процессе. Результаты могут быть использованы школьными учителями и родителями для повышения мотивации к обучению школьников.

Общая информация

Ключевые слова: непрерывное образование, инновационные методы обучения, перевернутый класс, дистанционное обучение

Рубрика издания: Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2023100109

Получена: 01.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Николаева А.А., Савченко И.А. Инновационные технологии обучения как средство повышения мотивации школьников в учебной деятельности [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2023. Том 10. № 1. С. 76–91. DOI: 10.17759/langt.2023100109

Полный текст

Эта статья вдохновлена четвертой целью ООН в области устойчивого развития: обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и продвижение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех. Основываясь на этих идеях, образование создает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей и играет ключевую роль в избавлении людей от бедности. Это направление стало наиболее актуальным во время пандемии COVID-19, когда во многих уголках мира стало доступно только онлайн-обучение.

В настоящее время человечество находится на пороге развития и формирования нового технологического уклада. В связи с этим меняется направленность деятельности человека, появляются новые профессии и теряют свою актуальность те специальности, которые были популярны и востребованы 10-20 лет назад. При этом, согласно прогнозам о будущих образовательных технологиях Специального представителя Президента Российской Федерации по цифровому и технологическому развитию Д.Н. Пескова и члена Экспертного совета Агентства стратегических инициатив при Президенте Российской Федерации П.О. Лукши, в настоящее время и в ближайшем будущем на рынке труда особую ценность приобретает не диплом работника, а тот набор компетенций, которым он обладает. А, как известно, набор компетенций, особенно относящихся к разным профессиональным областям, сформировать сложнее, чем приобрести одну квалификацию (один диплом) [4].

В научном сообществе утверждается, что личность должна развивать 4 мягких навыка или компетенции, которые необходимы для ее успеха в каждой области и на протяжении всей жизни: 1) креативность («испытывать новые подходы к достижению цели»); 2) социальный интеллект или общение («обмен мыслями, вопросами, идеями и решениями»); 3) критическое мышление («по-новому взглянуть на проблемы и связать обучение между предметами и дисциплинами»); 4) сотрудничество («совместная работа для достижения цели; применение таланта, опыта и ума»). Таким образом, инновационные методики XXI века направлены на развитие всех этих компетенций. Более того, предполагалось, что эти методы повысят мотивацию учащихся в традиционно монотонном учебном процессе.

 Суть инновационных методов обучения заключается в том, что они предполагают новый тип взаимодействия учителя и ученика. Кроме того, вместо иллюстративно-объяснительного обучения используется инновационное и эффективное обучение, основанное на современных информационно-интерактивных технологиях. Положительным моментом, усиливающим мотивационную составляющую, является развитие индивидуально-познавательных интересов, а также творческих способностей воспитанников. Появление новых направлений обучения в образовании было закономерным. Прежде всего, это «обучение на протяжении всей жизни» (приобретение различных компетенций на протяжении всей жизни) [1].

 Концепция непрерывного обучения появилась на Западе в 1960-х гг. Она предполагала непрерывное развитие, позволяющее приобрести ценные компетенции как для карьеры, так и для личной жизни. Преимущество такой системы в том, что она является добровольной, что усиливает воспитательный эффект. Несмотря на то, что в процессе такого обучения человек не получает диплом, он не несет значительных финансовых затрат, пользуясь компьютерными технологиями.

Авторы, посвятившие методологии непрерывного обучения свои работы, в разное время внесли в его усовершенствование свой вклад. Например, К. Эдвардс [13] предложила систему оценки знаний, полученных в ходе применения прикладного метода. К ним она отнесла такие компоненты, как постановка заранее подготовленных заданий по основным пунктам темы; разработка системы важнейших критериев оценки; библиотеки образцов всех уровней исполнения по каждому критерию; система обучения с администраторами, разрабатывающими стандарты и оценивающими знания в соответствии с ними, тренерами, которые должны помогать студентам, и студентами, интернационализирующими эти критерии.

 Ф. О'Салливан [24] указывал, что повысить эффективность использования метода непрерывного обучения можно путем создания самообучающейся организации, в которой непрерывно проходят обучение как студенты, так и преподаватели. С. Зорга [31] считал, что в популяризации непрерывного обучения будет успешным использование метода наблюдения с включением экспериментального обучения Д. Колба [21], обучения в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского [2] и процесс психической адаптации, приводящий к новым знаниям Ж. Пиаже [7]. Ф. Хамкер [6] предлагает решать любую проблему с помощью сетевой системы знаний, основанной на старых шаблонах и пополнении знаний новыми. О. Буров [18] считает, что в основе метода непрерывного обучения должна лежать психофизиологическая модель формирования познавательных способностей. Она подразумевает на начальном этапе изучение потенциала человека, далее нивелирование выявленных препятствий и затем внедрение метода. А. Татаринцева с коллегами [28] установили, что основными факторами, определяющими успешность метода обучения в течение всей жизни, являются способность к обучению и способность эффективно адаптироваться к условиям окружающей среды.

 Кроме того, ряд ученых опытным путем доказали эффективность этого метода по сравнению с традиционным. Среди них Дж. Шин и его коллеги [27]. Ф. Оздамли и Х. Оздал [26] установили связь между компетенцией восприятия непрерывного обучения и умением педагогов использовать информационно-коммуникационные технологии.

Еще один инновационный метод, микрообучение, появился позже, в 2000-х годах, в ходе развития современных технологий. Как считал Т. Хуг [19], оно имеет множество различных направлений, распределенных по таким параметрам, как содержание, учебная программа, форма, процесс, медиальность, тип образования. Однако сейчас авторы, например, Л. Джурджу [17], дополняют его такими параметрами, как контекст, время, организация, связь, фрагментация, сжатие содержания, целевая группа, роль и участие учащегося. По крайней мере, сейчас четко различаются черты микро- и макрообучения. При этом в этом процессе важным направлением является создание подходящего интерактивного дизайна, на что указывают С. Габриэлли и др. [15]. Метод имеет доказанную эффективность, более высокую, чем традиционные формы обучения [23].

 Метод перевернутого класса, еще более новый и инновационный метод, появился в последние годы. В настоящее время он набирает популярность в образовательных организациях по всему миру [25], а также доказал свою эффективность [10], хотя значительного объема научной литературы по этому методу пока нет.

 Если на Западе эти методы обучения давно востребованы, то в России они находятся в стадии разработки. В то же время в мире до сих пор нет достаточной эмпирической базы, свидетельствующей об эффективности этих методов в дистанционном обучении. Поэтому целью данной статьи является изучение мотивационного компонента при использовании инновационных методов обучения в рамках дистанционного обучения. Базой для исследования является ГБОУ СОШ «Романовская школа» города Москвы [3].

 Для достижения поставленной цели необходимо было глубже вникнуть в рассматриваемый вопрос, выявить дополнительные его аспекты, а также проблемы, возникающие у школьников в процессе дистанционного обучения.

В рамках данной статьи использовались методы анализа и синтеза теоретической информации. Они касались таких инновационных методов, как микрообучение, «перевернутый класс», а также сопровождающих их интерактивных игр, проектной деятельности, использования мессенджеров для общения, интерактивных онлайн-досок, виртуальной реальности, современных цифровых образовательных платформ. Анализ этой информации позволил синтезировать для преподавателя чек-лист, позволяющий внедрять в учебный процесс инновационные методы.

 Эти же методы были применены к эмпирическим данным, полученным в ходе реализации методики повышения мотивации учащихся ГБОУ СОШ «Романовская школа» к самоподготовке к уроку дистанционного обучения.

Методика повышения мотивации обучающихся была разработана специалистами рассматриваемой образовательной организации и включала следующие направления:

  1. Апробация метода «перевернутого класса» заключалась в проверке себя как учителя и проведении отдельных уроков при поддержке и консультации учителя-предметника. Субъектами данного направления были ученики седьмого класса (8 человек), которые проводили уроки английского языка под руководством учителя. Преподаватель оказывал помощь в подготовке к урокам, включая демонстрацию навыков планирования и преподавания. Исследование проводилось в период с февраля по март 2021 года.
  2. Проведение анкетирования, в ходе которого определялась степень сформированности у школьников навыков самостоятельной работы и мотивации к учебе в условиях дистанционного обучения, когда у детей наблюдается повышенная рассеянность внимания. Количество респондентов в случайной выборке составило 110 учащихся 6-11 классов. Исследование проводилось в течение февраля 2021 года.

Исследование заключалось в изучении особенностей школьников в процессе дистанционного обучения, когда использовались инновационные методы обучения.

Анализ многочисленных источников показал, что микрообучение — это обучение предмету, содержание которого является «зернистым», то есть разбитым на определенные части, дозы. В настоящее время человечество глобально переходит от культуры глубокого внимания (что означает способность концентрироваться на одном объекте) к культуре гипервнимания (когда наше внимание быстро переключается с одного объекта на другой). Теперь, чтобы сконцентрироваться, нужны дополнительные стимулы для удержания внимания, дополнительные факторы. Микрообучение эффективно решает проблему концентрации, ведь легче сконцентрироваться на коротких учебных материалах. Эти материалы могут быть короткими видеороликами, короткими, но информативными текстами, тестом на 3-5 вопросов по видео или тексту и даже играми (особенно многоуровневыми). Во время профессиональной практики студентов бакалавриата в роли учителей школьные учителя часто рекомендуют им во время урока разнообразить различные виды деятельности на уроке (чтение, просмотр, ролевая игра и т. д.) и не «задерживать» ни с одним из них. Это активное чередование видов деятельности также является одной из особенностей микрообучения [5].

Более того, микрообучение активно используется в качестве образовательного метода на платформах МООК («массовые открытые онлайн-курсы», например, Coursera). Многие курсы на этой образовательной платформе уже ориентированы на взрослых, сотрудников корпораций, которые продолжают свое «обучение длиною в жизнь», совмещая его с работой. Этой категории людей еще сложнее сконцентрироваться на учебе, но не из-за проблемы с вниманием, а из-за загруженности. Курсы, в которых информация и учебные задания тщательно «сгруппированы», легче планировать свое время на обучение. Например, ученик осознает, что ему нужно заниматься 3 урока в неделю по 40 минут в день, и соответственно планирует свое время [5].

 С точки зрения обучения учащихся, в какой степени микрообучение встроено в систему школьного образования? Достаточно ли у ребенка мотивации и организованности для выполнения разрозненных домашних заданий? Почему, несмотря на наличие современных образовательных технологий, приложений, развивающих игр, мы до сих пор периодически сталкиваемся с проблемой мотивации ребенка на уроках и при выполнении домашних заданий?

 К сожалению, на практике мы сталкиваемся с тем, что школьное образование перенасыщено познавательной составляющей и не всегда реально проводится различие между тем, что изучается в школе и пригодится ребенку в дальнейшей жизни, а что останется в качестве «багажа» знаний, не имеющих широкого применения на практике. Сравнивая с ситуацией «обучения на протяжении всей жизни» взрослого человека, имеющего достаточно ясное представление и четкую мотивацию в том, чему он учит, можно ли сказать, что ученик всегда готов осознавать элемент интереса и практически значимым для него в дальнейшей жизни на каждом этапе его обучения?

 В качестве одного из методов повышения мотивации ребенка при изучении предметов в школе относительно недавно был сформулирован следующий инновационный метод обучения — «перевернутый класс». Суть этого метода заключается в том, что ребенок может самостоятельно изучить тему в свободное от уроков время, прежде чем анализировать ее с учителем на уроке [29].

 Преподаватель вместо того, чтобы сразу дать теорию по теме в форме урока-лекции, предлагает учащимся самостоятельно подготовить материал по данной теме дома, проанализировать один из аспектов данной темы. В этом контексте учителю важно не просто дать в качестве домашнего задания — прочитать один из параграфов учебника, а задать практико-ориентированные вопросы: «Как знание этого явления поможет нам в жизни?», «Прочитайте статью и к следующему уроку подумайте, как знание этого закона можно применить в жизни», «Всем ли важно знать об этом, или это необходимо только специалистам в определенной области?», «Подготовьте самые интересные факты по новой теме, а мы выберем факты, какому студенту наиболее интересны» и т.д.

Современные учителя хотят найти новые способы использования современных технологий на уроках и доказать, что наличие мобильных телефонов в классе не может мешать, а помогает ребенку освоить любую тему по изучаемому предмету. В рамках фестиваля учителей по современным образовательным технологиям «Geek Teachers Fest» (31 октября 2019, Санкт-Петербург) команда «Geek Teachers Fest» познакомила учителей с перечнем интернет-сервисов и площадок для создания и проведения онлайн-игр, образовательных квестов на уроках [16]. К ним относятся такие сервисы, как «Kahoot» [20], «Learnis» [22], «Timegraphics» [30] и другие. Например, сервис «Kahoot» позволяет проводить онлайн-викторину, в которой учащиеся могут участвовать со своих телефонов во время урока и видеть общие результаты на экране интерактивной доски класса. Викторина, созданная с помощью этого сервиса, позволяет учащимся соревноваться в знаниях в любимом мобильном игровом пространстве.

 Повышение мотивации с помощью интерактивных игр на уроках не является открытием в области изучения образовательных инноваций. На данный момент он широко используется на примере упомянутых выше образовательных онлайн-платформ. Однако появилась новая проблема — как сохранить мотивацию учащихся при выполнении более однообразных, теоретических заданий, непосредственно связанных с концентрацией внимания на большом фрагменте текста. Создается впечатление, что современное поколение детей не способно долго удерживать внимание на одном объекте, а детская рассеянность объясняется феноменом клипового мышления XXI века.

 Однако вместе с этим учащиеся учатся критически оценивать информацию, отобранную для изучения в школьной программе. Более того, современный преподаватель допускает и поощряет групповые обсуждения учащихся на тему того, что из изучаемого материала будет для учащихся жизненно важным, актуальным и полезным, а что из этого просто необходимо для расширения кругозора или более глубокого понимания предмета.

Исследователи С. Бейлин, М. Баттерсби и другие подчеркивают важность обучения школьников и студентов критическому осмыслению даже той части информации, которая представлена специалистами в данной области и, казалось бы, не может быть оспорена. В качестве примера острой необходимости выработать в себе чувство здравого скептицизма и разумного интереса к любой проблеме или вопросу Марк Баттерсби рассказывает о случае своей невестки, у которой изначально был ошибочно диагностирован рак легких, но позже, благодаря ее желанию изучить свое заболевание, она смогла понять и опровергнуть этот диагноз, доказать его фальсификацию [11].

 Известно, что проектная работа является также хорошим методом обучения студентов работе в группе и организации своей деятельности. Это помогает им научиться совместно управлять проектом, распределяя обязанности, и это не ново. Но инструменты, которые сегодня используются для проектной работы, делают ее инновационной.

 Раньше ученики собирались в классах в определенное время для проведения процесса. Теперь они могут находиться в разных уголках мира, звонить и обсуждать идеи через Skype, WhatsApp, Instagram, Discord и другие программы. У них есть возможность решать, какие части проекта каждый из них будет выполнять, используя возможности таких сервисов, как Google Classroom, Trello, Miro и других. В этих программах участник проекта публикует информацию о том, что он сделал, а также имеет возможность видеть прогресс других участников.

Эта методология организации проекта называется «Scrum», что является очень эффективным способом использования всех предоставленных инструментов и получения максимальной производительности вовлеченных студентов. Современные студенты получают лучшую квалификацию, принимая собственные решения о том, как должен быть организован проект, сколько шагов в этом проекте, как распределяются обязанности.

 В качестве примера перечислим все возможности онлайн-доски «Миро»:

  • Возможность установки будильника или таймера для ограничения продолжительности мозгового штурма;
  • Опция «приведи всех ко мне», которая дает возможность перемещать всех участников доски в главный редактор в определенный период времени;
  • Возможность следить за обновлениями на доске (если пользователь не в сети), получая уведомления;
  • Предусмотрена возможность совершения звонков;
  • Набор различных рамок, шаблонов таблиц и диаграмм положительно влияет на визуальное восприятие информации (материала проекта).

 Важно отметить, что одним из ярких преимуществ всех онлайн-досок для ведения проекта является то, что они позволяют учащимся выполнить задание в любой период времени, подходящее для каждого отдельного учащегося. Поскольку в настоящее время школьники посещают много внеклассных занятий, трудно найти подходящее время для всех. Даже работая в разное время, участники улучшают и развивают командную работу и лидерские качества, навыки ведения переговоров и решения проблем, в общем, совместную компетентность.

Обучение учеников с помощью технологий виртуальной реальности и 3D-печати также помогает повысить их мотивацию к обучению.

В настоящее время, когда ученики привыкают к различным технологиям в своей жизни, образование всегда должно каждый раз немного удивлять и включать элемент интриги. Глядя в VR-очки или прикасаясь к 3D-моделям, дети получают больше информации о предмете. Их задачи заключаются в том, чтобы подумать о предмете, который они хотят воссоздать с помощью модели или в виртуальной реальности, чтобы они развили свои творческие способности, а также они могли заметить, что они хотят узнать больше. В этом процессе есть место и для профессиональной ориентации школьников, поскольку виртуальная реальность также воссоздает модель той конкретной сферы, в которой школьник хотел бы попробовать себя.

Следует также отметить, что инновационные методы предполагают не только эффективную организацию образовательного процесса, но и правильное руководство, и поддержку других лиц, кроме учителей, занимающихся курированием или репетиторством этих учащихся. Эту функцию могут выполнять даже старшеклассники, которые становятся ответственными за учащихся начальной или средней школы на определенный период времени (день, семестр, учебный год и т. д.) или до окончания их обучения в школе. В России есть интересная традиция — празднование Дня самоуправления школьников. Старшеклассники берут на себя ответственность за организацию учебного процесса младших школьников, развитие их управленческих навыков и, в то же время, привнесение новых идей и перспектив в образование (поскольку старшеклассники почти ровесники и иногда могут лучше понять их потребности и найти адекватный подход), воспитывать их). Более того, роль куратора и консультанта в школьном образовании может выполнять человек со стороны — человек, который работает в определенной сфере и проводит мастер-класс, вебинар и т.п. для школьников.

 Подытоживая вышесказанное, существует чек-лист для учителя, который может помочь ему вспомнить о необходимости использования инновационных методов на своих уроках в определенный период времени (например, раз в две недели или в месяц):

  • Создать урок в формате квеста (можно провести даже на онлайн-уроке, используя специальные сайты, например, платформу «Learnis»);
  • Работать над проектом с использованием онлайн-досок «Miro», «Trello», «Google Classroom»;
  • Играть в игру на повторение материала по заданной теме на сайтах «Kahoot», «Liveworksheets» и других;
  • Разделить материал учебного модуля на небольшие части для самостоятельного изучения учащимися, опробовать метод микрообучения в преподавании внеаудиторных тем по изучаемому предмету;
  • Дать ученикам советы, как управлять самообучением дома (идея «Ящик достижений», объяснение принципа «песочных часов» и т.д.);
  • Попробовать метод «перевернутый класс», повышающий мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
  • Провести урок с учеником в роли учителя;
  • Попробовать VR-очки или технологию 3D-печати моделей предмета;
  • Организовать День самоуправления для школьников в классе или для нескольких классов;
  • Пригласить человека за пределами школы — эксперта в определенной области — на семинар, вебинар или конференцию с учениками.

 Также может быть проведен опрос среди школьников в конце определенного периода (семестра, учебного года) о том, какие методы им больше всего понравились и предпочитали при обучении. Преподаватели также могут предоставить учащимся онлайн-ресурсы, которые можно использовать во время учебы, но не в какой-то одной области, а в том, что касается разных предметов. Существует множество онлайн-музеев, художественных галерей с онлайн-гидами (например, Британский музей, Лувр, Национальный музей авиации и космонавтики, зоопарк Сан-Диего и другие), которые могут дать учащимся представление о разнообразии и доступности ресурсов, которые могут помочь им расширить кругозор [14].

Приведенные выше данные легли в основу методики, используемой для изучения особенностей дистанционного обучения. Первым ее направлением стало внедрение на уроках английского языка метода «перевернутого класса».

Стоит отметить, что инициатива, проявленная учащимися седьмого класса, выявила повышенный интерес к процессу обучения не только со стороны ребенка, временно взявшего на себя роль учителя, но и со стороны других детей, занимавшихся под руководством их ровесника. Конечно, важным было присутствие и наблюдение за процессом учителя на таких уроках, его консультация в трудные моменты для учащихся. По объективным причинам некоторые этапы могли быть отсрочены по времени или их содержание могло отклоняться от намеченного плана, но материал усваивался детьми с большим интересом и лучше запоминался (благодаря полученным положительным эмоциям, игровому формату и групповой работе). Сами дети, проводя занятие, с энтузиазмом отмечали радость и удовольствие от взятия на себя роли и ответственности за помощь своим сверстникам в учебе.

Следующим шагом в исследовании было анкетирование. Результаты опроса обучающихся средних и старших классов показали, что 60% опрошенных (66 человек) согласились с тем, что возможность отвлечься во время дистанционного урока (на телефон, на кого-то из родственников и т.п.) является недостатком обучения. При этом 80,9% (89 человек) стараются более продуктивно проводить свое время, посвящают его самообразованию в перерывах между уроками в дистанционном обучении. Таким образом, ученики стали осознавать проблему рассеянности своего внимания при отсутствии непосредственного контроля за этим со стороны преподавателя, но в то же время у них есть понимание важности самообразования и того, что не стоит упускать возможность использовать свободное время для обучения.

Рис. 1. Ответы на вопрос: «Возможность отвлечься на дистанционном уроке (на телефон, кого-то из родственников) является для тебя…»

Более того, дети стали стараться усвоить больше материала без помощи учителя, если они не до конца поняли пройденную на уроке тему (40% опрошенных), а не ждать ответа учителя или объяснения через кнопку «поднятая вверх рука» (опция в программах для организации конференции), вопрос в чате или вопрос учителю в конце урока.

Рис. 2. Ответы на вопрос: «На дистанционном обучении во время перемены между уроками тебя больше никто не отвлекает, можно заняться самообразованием (готовиться к уроку, почитать что-то интересное). Это, однозначно, …»

Однако не все дети, по результатам опроса, справляются с новым требованием времени — формированием навыков самообучения. И процент этих респондентов преобладал.

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Что чаще всего делал ты, если во время дистанционного урока не понял тему, которую только что объяснил учитель, а он/она уже начали объяснять дальше…»

Проведенное анкетирование позволила получить общее представление об особенностях поведения детей в процессе дистанционного обучения. Это позволило выявить проблемы, лежащие на поверхности. При этом полученные данные оставляют место для дальнейших дискуссий и исследований.

Рассмотренные теоретические данные свидетельствуют о глобальных изменениях, происходящих в восприятии информации современным человеком. Ученые стараются идти в ногу со временем и создают методы, помогающие максимально приспособиться к этим условиям.

Мы согласны с учеными, подготовившими теоретические основы разработки инновационных методов, связанных с использованием наблюдения с включением экспериментального обучения [21], обучения в зоне ближайшего развития [2], процесса психической адаптации как пути к новым знаниям [7] и самих разработчиков инновационных методов обучения в том смысле, что они совершенно необходимы, особенно в настоящее время. Однако следует отметить, что значительное количество источников информации по этим методикам не позволяет использовать их все из-за временных ограничений на уроке, а также невозможности проведения опытов по их реализации на постоянной основе. Ситуация усугубляется тем, что при применении инновационных методов в рамках дистанционного обучения снижается мотивация обучающихся. Это было определено, в том числе, в ходе настоящего исследования.

В этих условиях необходимо пересмотреть подходы к использованию инновационных методов. Важным становится развитие у учащихся способности критически оценивать изучаемую информацию в рамках школьной программы. Это требует комплексных усилий со стороны как педагогов, так и родителей. Это согласуется с результатами исследования, но нечасто принимается во внимание разработчиками инновационных методов. Скорее, речь идет о практиках, ежедневно отрабатывающих теоретические основы, предложенные исследователями.

Образовательно-информационный ресурс «Understood.org» освещает эту проблему в серии статей и предлагает пути решения тем или иным способом. Например, родитель может помочь своему ребенку справиться с задачами, требующими его внимания, создав контрольный список выполненных задач, который будет помещен в привлекательную, красиво оформленную коробку для ребенка, называемую «ящиком достижений». В эту коробку помещаются листочки, на которых пишутся достижения ребенка в четырех сферах его жизни: «школа», «хобби», «социальные навыки», «дом». Ребенок может записать туда свои учебные достижения (победа в конкурсе, хорошая отметка), а также, казалось бы, незначительные, но такие важные «подвиги» ребенка («самостоятельно, без помощи воспитателя, накрыть стол к обеду»), «взрослый» и др.) [8]. Этот прием помогает ребенку осознать, что любое его действие, даже самое незначительное, помогает ему идти к общей цели. Чем больше ребенок осознает роль «малых шагов» (как писал де Сент-Экзюпери) в своей жизни, тем важнее для него прилагать усилия, чтобы сосредоточить свое внимание на деле и изучить учебный материал, который, почему-то кажется им трудным, скучным или менее интересным.

В современных условиях родителям и педагогам все чаще необходимо учить ребенка планировать свои действия для достижения поставленной цели. Родитель обучает ребенка искусству планирования времени по принципу «песочных часов» («Одна песчинка — в единицу времени, одна вещь — в определенный промежуток времени», Д. Карнеги). Воспитатель или родитель учит ребенка делить одну большую задачу на несколько маленьких, а не затягивать начало этих маленьких задач. Хвалит его за небольшие достижения: «ребенок внимательно слушал онлайн-презентацию учителя на 5 минут больше, чем вчера», «ребенок подключается к онлайн-уроку без напоминания», «ребенок смог вовремя выполнить домашнее задание», без промедления» и т. д. [8], а также поддерживает и поощряет выполнение им следующих заданий. В настоящее время существует большое количество видео и фильмов на доступном и интересном для ребенка языке о том, как справиться со своей ленью, почему лениться вредно, как планировать свое время и т. д. Вот мы и подошли к инновационному методу микрообучения в контексте дистанционного обучения и домашнего обучения.

Подводя итог, отметим, что инновационные методы в обучении и воспитании направлены на решение особенностей обучения поколения Z — детей, родившихся в XXI веке. Современная действительность ставит перед специалистами в области воспитания и образования новые «вызовы», такие как мотивация и обучение детей с феноменом клипового мышления, детей с несколько иными приоритетами или более осознанно подходящими к своему обучению (если ребенку нужно что-то знать, то ему нужно обязательно понять — «зачем мне это знать в жизни»).

Дети, которые будут учиться «всю жизнь», осваивая несколько компетенций, понимая массу взаимосвязей между разными предметами, сейчас школьники. Задача родителей и учителей — научить ребенка сосредотачиваться на том, что ему нужно, научить его учиться и хотеть учиться. Эта цель становится все более единой для педагогов и родителей в рамках дистанционного обучения, когда они находятся по одну сторону. Инновационные методы микрообучения, «перевернутого класса», игрового обучения и самообразования подлежат обязательному освоению каждым учителем и каждым родителем XXI века. На примере самостоятельного проведения урока в 7-х классах и анкетирования, проведенного среди обучающихся 6-11 классов ГБОУ СОШ «Романовская школа», было показано, что использование инновационных методов обучения имеет перспективы, которые должны базироваться на формировании навыков самообразования, с одной стороны, и повышении уровня квалификации педагогов, с другой.

Литература

  1. Варданян Р. Век учись. Что такое life-long learning [Электронный ресурс] // Business education trends. URL: https://trends.skolkovo.ru/2016/10/vek-uchis-chto-takoe-life-long-learning/ (дата обращения: 01.12.2022).
  2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. 2013. М.: Рипол Классик. 142 с.
  3. Главная [Электронный ресурс] // Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Романовская школа». Москва. 2022. URL: https://rs.mskobr.ru/ (дата обращения: 01.12.2022).
  4. Лукша П.О., Песков Д.Н. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс] // Общероссийский профсоюз образования. 2013. URL: http://www.eseur.ru/Files/file8711.pdf (дата обращения: 12.12.2022).
  5. Микрообучение: мода или необходимость? // Edutech. 2016. № 1. С. 1-5.
  6. Николаева А.А., Савченко И.А., Степанова О.С. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2018. № 2 (20). С. 125-130.
  7. Пиаже Ж. Психология интеллекта. 2003. СПб.: Питер. 192 с.
  8. Степанова О.С., Николаева А.А. Исследование конфликтологической компетентности педагогов в контексте оптимизации комфортности и безопасности образовательной среды // Педагогика и просвещение. 2019. № 2. С. 66-76. DOI: 10.7256/2454-0676.2019.2.29590
  9. 7 examples of focus «wins» when your child is learning at home [Electronic resource] // Understood.org. 2020. URL: https://www.understood.org/en/learning-thinking-differences/child-learning-disabilities/distractibility-inattention/focus-wins-when-distance-learning (дата обращения: 04.12.2022).
  10. Awidi I.T., Paynter M. The impact of a flipped classroom approach on student learning experience. 2019. Computers & Education. Vol. 128, pp. 269-283.
  11. Battersby M., Bailin S. Inquiry: a new paradigm for critical thinking. 2018. Windsor, Ontario: WSIA, pp. 287-290.
  12. Burov O.Y. Life-long learning: individual abilities versus environment and means // ICT in Education, Research and Industrial Applications. Integration, Harmonization and Knowledge Transfer. 2016. Vol. 1614, pp. 608-619.
  13. Edwards C. Life-long learning // Communications of the ACM. 1993. Vol. 36 (5), pp. 76-78.
  14. Free virtual tours of world museums, educational sites and galleries for children [Electronic resource] // Family days tried and tested. 2020. URL: https://www.familydaystriedandtested.com/free-virtual-tours-of-world-museums-educational-sites-galleries-for-children/ (дата обращения: 04.12.2022).
  15. Gabrielli S., Kimani S., Catarci T. The design of microlearning experiences: a research agenda (on microlearning). 2017.
  16. Geek teachers fest: festival for teachers [Electronic resource] // Geek teachers fest. URL: https://www.geekteachers.ru/fest (дата обращения: 07.12.2022).
  17. Giurgiu L. Microlearning an evolving elearning trend // Scientific Bulletin. 2017. Vol. 22 (1), pp. 18-23.
  18. Hamker F. H. Life-long learning cell structures — continuously learning without catastrophic interference // Neural Networks. 2001. Vol. 14 (4-5), pp. 551-573.
  19. Hug T. Microlearning: a new pedagogical challenge (introductory note) [Electronic resource]. 2005. URL: https://www.researchgate.net/profile/Theo-Hug/publication/237397162_Microlearning_A_New_Pedagogical_Challenge_Introductory_Note/links/54009baf0cf23d9765a3f648/Microlearning-A-New-Pedagogical-Challenge-Introductory-Note.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
  20. Kahoot [Electronic resource]. 2021. URL: https://kahoot.com/schools-u/ (дата обращения: 07.12.2022).
  21. Kolb D.A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. 2014. New Jersey: FT press.
  22. Learnis — educational platform [Electronic resource]. 2021. URL: https://www.learnis.ru/ (дата обращения: 07.12.2022).
  23. Mohammed G.S., Wakil K., Nawroly S.S. The effectiveness of microlearning to improve students’ learning ability // International Journal of Educational Research Review. 2018. Vol. 3 (3), pp. 32-38.
  24. O'Sullivan F. Learning organisations reengineering schools for life long learning // School Leadership & Management. 1997. Vol. 17 (2), pp. 217-230.
  25. Ozdamli F., Asiksoy G. Flipped classroom approach // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 2016. Vol. 8 (2), pp. 98-105.
  26. Ozdamli F., Ozdal H. Life-long learning competence perceptions of the teachers and abilities in using information-communication technologies // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 182, pp. 718-725.
  27. Shin J.H., Haynes R.B., Johnston M.E. Effect of problem-based, self-directed undergraduate education on life-long learning // CMAJ: Canadian Medical Association Journal. 1993. Vol. 148 (6), pp. 969-976.
  28. Tatarinceva A.M., Sokolova N.L., Mrachenko E.A., Sergeeva M.G., Samokhin I.S. Factors determining individual success in life-long learning // Revista Espacios. 2018. Vol. 39 (2), pp. 1-7.
  29. The definition of the flipped classroom [Electronic resource] // Teachthought. URL: https://www.teachthought.com/learning/the-definition-of-the-flipped-classroom/ (дата обращения: 12.12.2022).
  30. Timegraphics: creating a time feed online [Electronic resource]. 2021. URL: https://time.graphics/ru/ (дата обращения: 07.12.2022).
  31. Žorga S. Supervision: the process of life-long learning in social and educational professions // Journal of Interprofessional Care. 2002. Vol. 16 (3), pp. 265-276.

Информация об авторах

Николаева Алла Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8538-8371, e-mail: nikolaevaaa@mgppu.ru

Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент Кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7607-4637, e-mail: arin76@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 469
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 69

Скачиваний

Всего: 70
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6