Язык и текст
2024. Том 11. № 4. С. 65–73
doi:10.17759/langt.2024110408
ISSN: 2312-2757 (online)
Библиотека русских художников в Риме
Аннотация
В статье освещается история библиотеки русских художников в Риме, в создании которой принимал участие Н.В. Гоголь. Судьба римской библиотеки писателя доныне остается неизвестной. Книги Гоголя (ему принадлежавшие или те, которые он мог держать в руках во время своего пребывания в Италии), по всей видимости, могут находиться в частной библиотеке А.А. Иванова в Риме, принадлежащей ныне родственникам художника; либо в фондах Центральной научной библиотеки в Риме, куда поступила бывшая библиотека русских художников — римских пансионеров.
Общая информация
Рубрика издания: Мировая литература. Текстология
Тип материала: документ
DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2024110408
Получена: 01.11.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Воропаев В.А. Библиотека русских художников в Риме [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2024. Том 11. № 4. С. 65–73. DOI: 10.17759/langt.2024110408
Полный текст
В Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве хранится документ, представляющий в новом свете вопрос о круге чтения Гоголя и русских художников в Италии. В описи архива он внесен под названием «Список книг и журналов, отправляемых в Рим для Н. В. Гоголя»[1]. В подлиннике документ имеет следующее название:
«Реестр книгам, отправленным из Москвы в Рим.
1841 года Июля 11 дня».
На первом титульном листе документа после слов «из Москвы в Рим» карандашом приписано «Гоголю». В оригинале список представляет собой девять сшитых листов рукописного текста, исписанных с обеих сторон четким, убористым почерком середины ХIХ столетия. В нем более четырехсот названий книг, составляющих в общей сложности около тысячи томов. На листах имеются многочисленные чернильные и карандашные пометы, приписки и исправления, сделанные другой рукой. Весь список разбит на IX тематических разрядов. Составитель «реестра», судя по пометкам на листах, пытался систематизировать его и переносил книги из одного разряда в другой. Можно предположить, что «реестр» был переписан с учетом этих пометок и в таком упорядоченном виде отправлен вместе с книгами в Рим. Оставшийся у автора черновик, вероятно, и является тем документом, который хранится ныне в РГАЛИ.
Отдельный, десятый лист документа, озаглавленный «Разные дела по части Гоголя» и относящийся к более позднему времени (1844 г.), непосредственного отношения к «реестру» не имеет. Записка эта, как выяснилось, написана рукой самого Гоголя. Полный текст ее гласит:
«1. У Жуковского во Франкфурте узнать, послал ли письмо Смирновой в Баден.
- В Петербурге купить Христианское Чтение за 1840 год.
- Чрез Веневитинова попросить у Краевского за нынешний 1844-й год Отечественные Записки.
Если не случится Христианского Чтения за 1840 год, то сочинения Димитрия Ростовского в 3 частях» [Гоголь, 2009–2010, т. IХ, с. 488; далее везде цит. по этому изд., указывая после цитаты: том — римской цифрой, страницу — арабской].
Содержание записки становится более понятным при сопоставлении ее с перепиской Гоголя 1844 г. В письме из Баден-Бадена от 19 июня (н. ст.) он писал В.А. Жуковскому: «Пришлите мне, сделайте милость, письмо Смирновой, которое отправила к вам графиня Вьельгорская, но только как можно скорее, потому что оно мне очень нужно. <...> Графиня Вьельгорская будет дня через два у вас во Франкфурте, проезжая в Петербург на месяц, для свидания с дочерью» (XII, 419).
В свою очередь графиня Луиза Карловна Виельгорская извещала Гоголя в том же июне 1844 г.: «Посылаю вам, почтеннейший Николай Васильевич, письмо Александры Осиповны (Смирновой. — В. В.) и уведомляю вас, что я еду в Петербург совершенно одна» (XII, 424). Таким образом, гоголевская записка предназначалась, по всей видимости, для графини Л.К. Виельгорской, намеревавшейся быть во Франкфурте по дороге в Санкт-Петербург, и ее следует датировать июнем 1844 г. Гоголь, как известно, был дружен с Виельгорскими и нередко пользовался услугами с их стороны, в том числе и по части пересылки книг.
Графиня исполнила поручение Гоголя. 1 августа (н. ст.) того же 1844 г. В.А. Жуковский сообщал Гоголю: «Гр<афиня> Вьельгорская привезла для вас несколько книг „Христианского Чтения“ и несколько № бесовского, то есть „Отечественных Записок“. И то, и другое будет храниться у меня до вашего возвращения» (XII, 434).
Речь в записке, как видим, идет главным образом о книжных делах писателя. И, видимо, именно поэтому автограф Гоголя был приложен к «Реестру книгам, отправленным из Москвы в Рим» в июле 1841 г.
Были ли книги действительно отправлены в Рим? Кто мог летом 1841 г. послать Гоголю целую библиотеку? Поиски целесообразно было начать среди ближайшего московского окружения писателя. Приезжая в Москву, Гоголь обычно останавливался и жил у историка М.П. Погодина в его доме на Девичьем поле. Как удалось установить, приписки карандашом и чернилами на листах «Реестра» сделаны рукой М.П. Погодина. Список книгам составлял, как видно, один из писцов Погодина. Сам же он, просматривая «Реестр», вносил свои изменения в заглавия разделов, делал пометы, добавления к написанному.
Что за книги мог отправлять Погодин Гоголю из Москвы в Рим в июле 1841 г.? Собрать такую библиотеку в короткий срок нелегко, да и стоила бы она немалых денег. Летом 1841 г. в Риме вместе с Гоголем жил критик и мемуарист П.В. Анненков, переписывавший под диктовку автора главы первого тома «Мертвых душ». В своих воспоминаниях Анненков так писал об умонастроении писателя в этот период: «...взлелеянный уединением Рима, он весь предался творчеству и перестал читать и заботиться о том, что делается в остальной Европе. Он сам говорил, что в известные эпохи одна хорошая книга достаточна для наполнения всей жизни человека. В Риме он только перечитывал любимые места из Данте, Илиады Гнедича и стихотворений Пушкина» (Гоголь в воспоминаниях и письмах П.В. Анненкова) [Гоголь в воспоминаниях… Т. 3, с. 443].
Анненков выехал из Рима в июле 1841 г. Вне всякого сомнения, большой библиотеки у Гоголя в это время не было. Иначе это не укрылось бы от Анненкова, жившего в соседней с ним комнате. Возможно, что в определенную эпоху Гоголю и была достаточна «одна хорошая книга». Но, как видно, наступал такой период в его жизни, когда ему была необходима целая библиотека. По свидетельству того же Анненкова, «в эту эпоху он (Гоголь. – В. В.) был занят внутренней работой, которая началась для него со второго тома Мертвых Душ, тогда же им предпринятого, как я могу утверждать положительно» [Там же, с. 444].
Из Рима Гоголь выехал почти сразу же после П.В. Анненкова, в середине августа (н. ст.) 1841 г. Проездом в Россию он заехал в Ганау к поэту Н.М. Языкову и уже оттуда отправился в Москву хлопотать об издании первого тома «Мертвых душ». Покончив дела с печатанием поэмы, писатель летом 1842 г. снова выехал за границу и пробыл там на этот раз вплоть до 1848 г. В Рим Гоголь вернулся вместе с Н.М. Языковым осенью 1842 г. и поселился на своей старой квартире.
В 1840-х гг. в Риме жил русский художник-гравер Ф.И. Иордан, состоявший в приятельских отношениях с Гоголем. В его «Записках» есть упоминание об «огромном сундуке с книгами», который привезли из таможни Гоголю. Вот контекст, в котором упомянут этот сундук: «В это время приехал в Рим наш писатель (П.В.) Анненков, с которым я познакомился. Он остановился у Гоголя, с которым был дружен <...>. Спустя несколько времени я увидал приехавшего к Гоголю известного поэта (Н.М.) Языкова. <...> Он собирался, должно быть, долго пробыть в Риме, ибо я видел огромный сундук с книгами, который привезли из таможни к Гоголю, но болезнь заставила его поспешить обратно в Россию» (Гоголь в воспоминаниях и письмах Ф.И. Иордана) [Там же, с. 378].
Из слов Иордана следует, что книги привез с собой приехавший к Гоголю Н.М. Языков. Гоголь вместе с Языковым проводил в Риме зиму 1842/43 г. В Рим, однако, они приехали вдвоем, путешествуя перед этим по Италии (с 1838 по 1843 г. Языков по совету врачей жил за границей). Иордан начал писать свои «Записки» на склоне лет, в 1875 г., и мог перепутать, кому принадлежали привезенные к Гоголю из таможни книги. Наконец, он мог просто не знать этого. Но сам факт получения Гоголем в начале 1840-х гг. «огромного сундука с книгами» весьма примечателен.
О библиотеке Гоголя в Риме не сохранилось почти никаких сведений. В письме из Ганау от 20 сентября (н. ст.) 1841 г. он просил А.А. Иванова: «Напишите мне, дал ли я вам ключ от сундука с моими книгами и заперт ли он или нет[2]. Я совершенно позабыл» (XI, 352). В черновом письме к Гоголю (октябрь 1841 года) Иванов сообщал: «Ключ от Вашего сундука я нашел» (XI, 362).
В свой последний отъезд из Рима Гоголь оставил у А.А. Иванова два сундука с книгами и пакет с бумагами. В черновом письме Иванова к брату (свои письма А.А. Иванов, как правило, писал сначала начерно), датированном началом апреля (н. ст.) 1858 г., в числе вещей, остающихся в римской студии художника, упомянуты и «два сундука с книгами [Гоголя]» (в оригинале слово «Гоголя» зачеркнуто) (Свидетельства о Гоголе А.А. Иванова и его родных) [Там же, с. 357].
В записной тетради Иванова сохранился черновик письма, адресованного, по-видимому, С.П. Шевыреву и написанного не ранее 1855 г.: «Зная Вас лично как близкого приятеля Николая Вас<ильевича> Гоголя, я должен Вам сказать, что покойник пред последним отъездом оставил у меня два сундука и пакет с бумагами. Что в них находится, я не знаю да и не считаю себя вправе знать. Теперь прибегаю к вашему совету, что мне делать с этими вещами, может быть, весьма драгоценными для многих?» (в оригинале запись перечеркнута) [Там же, с. 356].
Архив А.А. Иванова, состоящий из его рисунков и рукописного наследия, согласно завещанию С.А. Иванова, брата выдающегося живописца, поступил в 1877–1879 гг. в Румянцевский музей[3]. Среди большого количества писем и бумаг художника в музей были переданы и сохранившиеся у него рукописи Гоголя. Судьба гоголевских книг, оставшихся, по всей видимости, в Риме, до сих пор не выяснена. Можно, однако, с достаточной долей уверенности предполагать, что книги эти находятся в личной библиотеке А.А. Иванова в Риме, принадлежащей ныне родственникам художника[4].
Новые сведения, проясняющие загадку книг, отправленных из Москвы в Рим летом 1841 г., удалось обнаружить в архиве М.П. Погодина, хранящемся в Российской государственной библиотеке в Москве. Среди переписки Погодина сохранились три письма к нему П.И. Кривцова (секретаря русского посольства в Риме, назначенного в 1840 г. попечителем над русскими художниками-пансионерами в Италии)[5]. Речь в них шла о библиотеке для русских художников в Риме.
Суть дела заключалась в следующем. Кривцов, используя свои связи при дворе, ходатайствовал о представлении к ордену московского купца-миллионера А.И. Лобкова, взамен чего последний обязался пожертвовать деньги на библиотеку для русских художников в Риме. Посредником между ними и выступил Погодин. С Лобковым, известным своим собранием старопечатных книг и редких рукописей (платившим до семисот рублей ассигнациями за книжную редкость), он сблизился па почве общего увлечения русскими древностями[6]. Из писем Кривцова и записей в дневнике Погодина следует, что Лобкову был пожалован орден Станислава 3-й степени, книги отправлены в Рим и получены там в начале января 1842 г.[7]. Вторая половина книг была доставлена зимой 1842/43 г. 9 января (н. ст.) 1843 г. Н.М. Языков сообщал брату из Рима: «Русским художникам, находящимся в Риме, какой-то купец московский пожертвовал очень хорошо составленную библиотеку русских книг — недавно прибыла сюда последняя половина оных. Новые журналы — „Москвитянин“ и „Отечественные Записки“ — тоже есть…»[8].
О роли Гоголя в этой истории на основании имеющихся данных можно высказать следующие предположения. Известно, что в 1840 г. он усиленно хлопотал через своих влиятельных друзей о должности секретаря при Кривцове (см., например, его письма к В.А. Жуковскому от 3 мая и к П.А. Плетневу от 25 июня (н. ст.); ХI, 288–290, 300). Можно предположить, что мысль о библиотеке для русских художников в Риме возникла во время пребывания Гоголя в Москве у Погодина (осенью 1839 г. Гоголь вместе с Погодиным приехал из-за границы в Москву и остановился в его доме). Возможно, что сама идея библиотеки исходила от Гоголя. В 1840 г. он вчерне закончил первый том «Мертвых душ» и приступил к работе над вторым. И тут ему нужны были книги, много книг. В случае если бы Гоголь занял место секретаря при Кривцове, библиотека была бы в полном его распоряжении. Хлопоты писателя, однако, успехом не увенчались. Вместо должности секретаря Кривцов предложил ему... «место библиотекаря еще покамест не существующей библиотеки» (из письма Гоголя к А. А. Иванову от 20 сентября (н. ст.) 1841 г.; ХI, 352). «Место библиотекаря», разумеется, не могло обеспечить пребывание Гоголя в Риме, и он отказался. Но, видимо, не случайно именно ему предложил Кривцов заведовать «еще покамест не существующей библиотекой».
Обращает на себя внимание особый, гоголевский подбор книг в «реестре». Вполне возможно, что книги подбирались Погодиным с учетом рекомендаций самого Гоголя. Список как нельзя лучше отражает вкусы и интересы писателя. Наиболее значительно в нем представлены три раздела: книги исторические, книги духовного содержания, книги русских и иностранных писателей. Тематика остальных — путешествия, география, статистика, фольклор, этнография, теория и история словесности, биографии известных мужей, словари. С одной стороны, многотомные «Записки герцогини Абрантес» и «Записки Буриенна», знаменитое «Добротолюбие», содержащее аскетические писания святых отцов, с другой, «Начальные правила русской грамматики», «Практические уроки» Н. И. Греча, его же «Ключ к практическим урокам». «Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека <...> от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника» соседствуют в списке с книгами школьными, учебными (не этих ли книг «стыдился» Гоголь, «скрывая все свои занятия»?).
Первый раздел «реестра» включает в себя разнообразную богословскую литературу: справочные издания книг Священного Писания, творения святых отцов и учителей Церкви, жития святых, описания памятников церковной старины и древнерусского зодчества, а также труды общеисторического характера, как, например, трехтомные «Древности Иудейские» Иосифа Флавия. Из последующей переписки Гоголя видно, что многие из перечисленных в этом разделе книг вошли в его активный читательский обиход.
В подборе исторической литературы чувствуется рука М.П. Погодина. Эта часть библиотеки имеет вполне определенную направленность. Сюда входят, главным образом, книги и материалы по русской истории: летописи по различным спискам, деяния знаменитых полководцев и исторических деятелей, такие фундаментальные труды, как «История государства Российского» Н.М. Карамзина и «История русского народа» Н.А. Полевого.
И все-таки наиболее полно и разнообразно представлена в «реестре» русская словесность. Наряду с сочинениями классиков русской литературы – Ломоносова, Кантемира, Державина, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Батюшкова, Боратынского, Языкова, Крылова, Пушкина — этот раздел включает и книги популярных романистов 1830–1840 гг: Вельтмана, Загоскина, Лажечникова, а также произведения ныне почти забытых литераторов: Иванчина-Писарева, Булгарина, Греча, Погодина, Ушакова, Свиньина, Масальского и многих других.
Гораздо скромнее выглядит перечень книг иностранных писателей. За исключением нескольких произведений Шекспира и Гете, он почти сплошь состоит из сочинений Вальтера Скотта. Здесь будет уместным привести свидетельство П.В. Анненкова, близко знавшего Гоголя и особенно часто встречавшегося с ним в эпоху создания первого тома «Мертвых душ». По словам мемуариста, более других, пожалуй, осведомленного в области того, что читал Гоголь в эту пору, «...он решительно ничего не читал из французской изящной литературы и принялся за Мольера только после строгого выговора, данного Пушкиным за небрежение к этому писателю. Так же мало знал он и Шекспира (Гете и вообще немецкая литература почти не существовали для него), и из всех имен иностранных поэтов и романистов было знакомо ему не по догадке и не по слухам одно имя — Вальтера Скотта. Зато и окружил он его необычайным уважением, глубокой почтительной любовью» [Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3, с. 435].
При всей неосновательности суждения Анненкова о степени начитанности Гоголя во французской и немецкой изящной литературе несомненным является тот факт, что Вальтер Скотт был любимейшим автором Гоголя. Ни о ком из западноевропейских писателей он не упоминал так часто в своих статьях и переписке, как о «знаменитом шотландце», считая его «полнейшим, обширнейшим гением XIX века» (VII, 476). В письме из Женевы от 22 сентября (н. ст.) 1836 г. Гоголь сообщал М.П. Погодину: «Принимаюсь перечитывать вновь всего Вальтера Скотта, а там, может быть, за перо» (XI, 70).
Многие из книг, перечисленных в «реестре», упоминаются в письмах Гоголя как до, так и после 1841 г. На некоторые из них им написаны краткие рецензии для пушкинского «Современника» в 1836 г. Дошедшие до нас списки книг, выписанных Гоголем в 1834–1836 гг. из «Росписи» Смирдина, равно как и «Реестр книг, остающихся в Москве», составленный им, по-видимому, в 1849 г. (см.: IX, 489–492), также включает в себя книги из числа тех, которые М. П. Погодин отправил из Москвы в Рим летом 1841 г.
Конечно, было бы неправильно сводить роль Гоголя в истории с библиотекой для русских художников лишь к его личным интересам. Долго живший в Риме среди художников, он, как известно, всячески старался поднять их авторитет на родине, нередко оказывал им свое покровительство и денежную помощь. А.А. Иванов, один из немногих близких Гоголю людей, часто жаловался в своих письмах на скудость знаний, полученных им в Академии художеств. Недостаточность своего образования Иванов, как и Гоголь, восполнял чтением книг. Примечательно, что в одном из писем 1847 г., излагая Гоголю несбыточный проект его участия в делах русских художников в Риме, Иванов ведет речь о книгах и библиотеке (см.: ХIV, 53).
Обнаруженный список книг, отправленных М.П. Погодиным в Рим летом 1841 г., обогащает наши представления о круге чтения Иванова и других русских художников в Италии. Впервые также мы имеем возможность с такой полнотой ознакомиться с книгами, которые читал или мог читать Гоголь во время своего пребывания в Риме в 1840-х гг.
Небезынтересна и дальнейшая судьба библиотеки, сохранившейся до наших дней. В 1902 г. в Риме была создана русская читальня — первая русская общественная библиотека в Италии, получившая в 1909 г. название «Русская читальня имени Н.В. Гоголя»[9]. Основу ее книжного фонда составили книги, поступившие в 1903 г. из библиотеки бывшего Общества русских художников (хранившейся до сей поры в русском посольстве в Риме). Как сообщал римский корреспондент газеты «Московские Ведомости», библиотека эта в 1903 г. насчитывала до тысячи томов. «Все это старые книги до 50-х годов, среди которых в особенности много старинных исторических изданий от XVIII в., представляющих известный библиографический интерес для любителей старых книг. Много книг религиозных, целая коллекция словарей и менее всего книг для искусства»[10].
Последующая судьба Русской читальни имени Н. В. Гоголя, позднее — Библиотеки имени Н.В. Гоголя в Риме освещена в трудах отечественных и итальянских исследователей[11]. Однако книги Гоголя (ему принадлежавшие или те, которые он мог держать в руках во время своего пребывания в Италии) доныне не обнаружены. По всей видимости, они могут находиться в частной библиотеке А.А. Иванова в Риме, принадлежащей ныне родственникам художника; либо в фондах Центральной научной библиотеки в Риме, куда поступила бывшая библиотека русских художников (Библиотека имени Н. В. Гоголя)[12].
Каждому, кто захочет понять Гоголя, глубоко постигнуть его характер, не избежать серьезных раздумий о роли книг в его жизни. В «Авторской исповеди», рассказывая о работе над «Мертвыми душами», Гоголь так писал о характере своего чтения: «...я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще. Книги законодателей, душеведцев и наблюдателей за природой человека стали моим чтением. Все, где только выражалось познанье людей и души человека, от исповеди светского человека до исповеди анахорета и пустынника, меня занимало <...>. Надобно сказать, что я получил в школе воспитанье довольно плохое, а потому и не мудрено, что мысль об ученьи пришла ко мне в зрелом возрасте. Я начал с таких первоначальных книг, что стыдился даже показывать и скрывал все свои занятия» (6, 225–226).
Какие книги читал Гоголь? Вопрос этот, имеющий не только биографическое, но и важное историко-литературное значение, до сих пор не привлекал серьезного внимания исследователей. Дело в том, что библиотека Гоголя не сохранилась и состав ее неизвестен. А всякая попытка реконструкции круга чтения писателя по его литературному и эпистолярному наследию необычайно трудоемка и сложна из-за библиографической нечеткости упоминаний названий, авторов, отдельных изданий. К тому же, пытаясь представить круг чтения Гоголя, определить книги, к которым он мог неоднократно возвращаться, следует иметь в виду не только его личную библиотеку, но и те библиотеки, которыми он пользовался в различные периоды своей жизни[13].
О том, что читал Гоголь, о круге его интересов мы отчасти знаем из его собственных писем, отчасти из свидетельств знавших его людей. Но каждый новый факт, расширяющий наши представления о круге чтения писателя, имеет несомненное значение для исследователя.
[1] РГАЛИ. Ф. 2591. Оп. 1. Ед. хр. 385. К-во листов 10. Впервые полностью документ опубликован: Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 9. С. 721–737.
[2] По свидетельствам современников, Гоголь тщательно оберегал свои книги и бумаги от постороннего глаза. «Даже книг у него иа виду было мало, свои рукописи и книги он берег под замком...» – вспоминал, например, Д. М. Погодин, сын М. П. Погодина, хорошо знавший привычки Гоголя, подолгу жившего у них в доме (Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 2. С. 531).
[3] См.: Отчет Московского Публичного и Румянцевского музеев за 1879–1882 гг. М., 1884. С. 43–49. См. также Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 356–357.
[4] См.: Коваль Л. М. Русские библиотеки в Италии в начале XX в. // Книга. Исследования и материалы. Сб. XXXVII. М., 1978. С. 194.
[5] О П. И. Кривцове и его взаимоотношениях с Гоголем см.: Гершензон М. Декабрист Кривцов и его братья. М., 1914.
[6] Гоголь при посредстве М. П. Погодина познакомился с А. И. Лобковым после возвращения из-за границы в 1848 г. См. запись в дневнике М. П. Погодина от 21 октября 1848 г. (Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 2. С. 495). См. также запись в дневнике И. М. Снегирева от того же числа (Там же. С. 172).
[7] Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 2. с. 473–474.
[8] Языков Н. М. Свободомыслящая лира: Стихотворения; поэмы; жизнь Николая Языкова по документам, воспоминаниям / Сост., вступ. статья и примеч. В. В. Афанасьева. М.: Московский рабочий, 1988. С. 272. См. также Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 159.
[9] См.: Русская читальня имени Н. В. Гоголя в Риме. 1902–1912. СПб., 1913; Коваль Л. М. Русские библиотеки в Италии в начале XX века.
[10] Московские Ведомости. 1903. 14 января. № 14. С. 4.
[11] См.: Библиотека имени Гоголя в Риме // Новый журнал. Нью-Йорк, 1978. № 131. С. 279–283; Мусатова Т. Гоголь в Риме: «Почему не сделаться мне секретарем?» К 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя // Международная жизнь. М., 2009. № 7. С. 70–83; она же. Гоголь в Риме: «По поводу разных духовно-дипломатических дел…» // В мире Гоголя Nel mondo di Gogol’. Roma: Lithos Editrice, 2012. С. 349–398; она же. «По поводу разных духовно-дипломатических дел…» (Гоголь в Италии) // Творчество Гоголя и русская общественная мысль. Тринадцатые Гоголевские чтения: сб. научных статей по материалам международной научной конференции. М.; Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2013. С. 302–312; Маццителли Габриэле. Русская библиотека им. Н. В. Гоголя в Риме // Русские в Италии: культурное наследие эмиграции: международная научная конференция / Ред.-сост. М. Г. Талалай. М.: Русский путь, 2006. С. 351–369; Гардзонио Стефано, Сульпассо Бьянка. Осколки русской Италии: Исследования и материалы. Кн. 1 / [Науч. ред. О.А. Коростелева, М.А. Васильевой] М.: Изд-во Викмо-М / Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына / Русский путь, 2011. 456 с.
[12] См.: Библиотека имени Гоголя в Риме // Новый журнал. Нью-Йорк, 1978. № 131. С. 279–283; Мусатова Т. Гоголь в Риме: «Почему не сделаться мне секретарем?» К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя // Международная жизнь. М., 2009. № 7. С. 70–83; она же. Гоголь в Риме: «По поводу разных духовно-дипломатических дел…» // В мире Гоголя Nel mondo di Gogol’. Roma: Lithos Editrice, 2012. С. 349–398; она же. «По поводу разных духовно-дипломатических дел…» (Гоголь в Италии) // Творчество Гоголя и русская общественная мысль. Тринадцатые Гоголевские чтения: сб. научных статей по материалам международной научной конференции. М.; Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2013. С. 302–312; Маццителли Габриэле. Русская библиотека им. Н.В. Гоголя в Риме // Русские в Италии: культурное наследие эмиграции: международная научная конференция / Ред.-сост. М.Г. Талалай. М.: Русский путь, 2006. С. 351–369; Гардзонио Стефано, Сульпассо Бьянка. Осколки русской Италии: Исследования и материалы. Кн. 1 / [Науч. ред. О.А. Коростелева, М.А. Васильевой] М.: Изд-во Викмо-М / Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына / Русский путь, 2011. 456 с.
[13] См. об этом: Воропаев В. А. Книги для Гоголя // Прометей: историко-биографический альманах сер. «Жизнь замечательных людей». Т. 13 / Сост. В. И. Калугин. М.: Молодая гвардия, 1983. С. 128–142; он же. Книги для Гоголя. О величайшей приятности чтения // Библиотечное Дело. СПб, 2013. № 4 (190). С. 18–26.
Литература
- Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. / Сост., подгот. текстов и коммент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. 2009-2010. Москва; Киев: Изд-во Московской Патриархии. 933 с.
- <Гоголь в воспоминаниях…> Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое изд.: В 3 т. / Издание подгот. И.А. Виноградов. 2011-2013. М.: ИМЛИ РАН. 1166с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 11
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0