Журналистика Рисорджименто как отражение изменений в итальянском обществе

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 18 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. В статье рассматривается роль итальянской прессы в период Рисорджименто, а также подчеркивается ее влияние на социальные, политические и культурные преобразования в стране. Цель. Выявить, как журналистика Рисорджименто отражала изменения в итальянском обществе и способствовала формированию национального самосознания. Гипотеза. Итальянская пресса не только освещала события Рисорджименто, но и активно формировала идейно-политические течения, способствуя консолидации общества вокруг идеи национального единства. Методы и материалы. Исследование основано на анализе исторического контекста и ключевых событий Рисорджименто, изучении эволюции демократического и умеренного течений и их влияния на прессу. В качестве материалов использованы данные о периодических изданиях того времени («Gazzetta italiana», «Rivista Europea», «Politecnico»), а также цитаты и взгляды ключевых политических деятелей (Джузеппе Мадзини, Камилло Кавур, Массимо Д'Адзельо и др.). Применялся описательный и сравнительный анализ для выявления особенностей различных направлений журналистики и их роли в общественной жизни. Результаты. В ходе исследования выявлено, что журналистика Рисорджименто была многогранным явлением, отражающим противостояние идейно-политических течений. Демократическое направление, возглавляемое Мадзини, активно использовало прессу для пропаганды революционных идей. Умеренное направление, представленное Кавуром, выступало за реформы и конституционную монархию, также активно используя печатное слово. Показана роль литературы и искусства, тесно связанных с журналистикой, в формировании национального самосознания. Выявлены международные связи и влияние Рисорджименто на европейскую журналистику. Выводы. Журналистика Рисорджименто стала неотъемлемой частью процесса объединения Италии, являясь зеркалом общественных изменений и мощным инструментом формирования национальной идентичности.

Общая информация

Ключевые слова: Рисорджименто, журналистика, Джузеппе Мадзини, Камилло Кавур, свобода прессы, либерализм, национальное объединение, XIX век, романтизм, итальянская литература

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2025120304

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 24-28-00479, https://rscf.ru/project/24-28-00479/.

Поступила в редакцию 25.07.2025

Поступила после рецензирования 28.08.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Канель, И.В. (2025). Журналистика Рисорджименто как отражение изменений в итальянском обществе. Язык и текст, 12(3), 37–47. https://doi.org/10.17759/langt.2025120304

© Канель И.В., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Подкаст

Полный текст

Период Рисорджименто был временем значительных социальных, политических и культурных преобразований в Италии. Объединение страны стало результатом сложного переплетения различных движений и идеологий, и итальянская пресса сыграла в этом процессе ключевую роль. Пресса не была беспристрастным наблюдателем — она активно участвовала в политической борьбе, отражая и формируя взгляды различных политических сил. Данный факт обусловил постановку цели нашей статьи — выявить, как журналистика Рисорджименто отражала изменения в итальянском обществе и способствовала формированию национального самосознания. Заметим, что пресса того времени не только информировала, но и мобилизовывала население, выступая в качестве мощного инструмента пропаганды и идейного влияния (Alessi, Jossa, 2019).

Рисорджименто, или «Возрождение», было сложным процессом, охватывающим большую часть XIX века — от наполеоновских войн до присоединения Рима к Итальянскому королевству в 1870 году. Важную роль в этом процессе сыграло стремление к независимости от Австрийской империи, которая контролировала значительные территории на севере Италии, а также от папской власти, державшей под своим контролем Центральную Италию. Идеи Просвещения, Французской революции и романтизма вдохновляли итальянских патриотов на борьбу за свободу и единство.

В XIX веке в ходе движения Рисорджименто происходило становление идейно-политических течений: либерального, католического и только зарождавшегося социалистического, которые заложили основу для развития политической журналистики (Урина, 2018). Как мы ранее отмечали в статье «От Санкт-Петербурга до Неаполя: исторический анализ российско-неаполитанской дипломатии в период Рисорджименто» (Канель, 2024), российская дипломатия, находясь вдали от эпицентра событий, тем не менее внимательно следила за процессами, происходящими в Италии, и даже вступала в диалог с Неаполитанским королевством. Это указывает на то, что политические процессы в Италии имели значение и для внешних игроков, а их отражение в прессе имело более широкое международное значение, чем кажется на первый взгляд.

Вернемся к исследованию объединения Италии. Стоит отметить, что изначально доминировали два основных направления освободительного движения:

а) Демократическое направление, идейным вдохновителем которого был Джузеппе Мадзини. Мадзинизм базировался на идее национального единства и создания демократической республики путем революционных преобразований. Мадзини был не только мыслителем, но и активным организатором, основав в 1831 году тайное общество «Молодая Италия» (La Giovine Italia), целью которого было объединение Италии в единую республику. Он верил в «мысль и действие» (pensiero e azione), считая, что только через просвещение и последующие восстания можно достичь свободы. Мадзини придавал огромное значение пропаганде своих идей, широко используя публикации, брошюры и книги. Его журнал «Молодая Италия» (регулярно выходивший только в 1832-1834 гг.), несмотря на короткий срок существования, был довольно известен. Мадзини рассматривал газету как un atto di sacerdozia («акт священства») и un’opera di apostolato («проповедничество»), подчеркивая ее миссионерскую роль в формировании национального самосознания. Распространение его печатной продукции как среди итальянцев за рубежом, так и внутри страны, демонстрирует стремление к широкому охвату аудитории. После временного отступления Мадзини продолжил свою деятельность, основав в 1840 году «Союз итальянских рабочих» и газету «Апостолато пополаре» (Apostolato popolare), что свидетельствует о его неослабевающей вере в силу печатного слова.

б) Умеренное направление, в русле которого формировалась либерально-конституционная идеология. Это течение стремилось к объединению, основанному на реформах и согласии между правителями и народами, в отличие от революционера Мадзини. Одним из представителей этого направления был Камилло Бенсо ди Кавур, премьер-министр Сардинского королевства (Пьемонта). Он выступал за объединение Италии под эгидой Савойской династии. Кавур делал ставку на «реалистичную» политику, основанную на укреплении Сардинского королевства как экономического и военного центра. Его внешнеполитическая стратегия включала участие Сардинского королевства в Крымской войне, что позволило ему поднять «итальянский вопрос» на Парижском конгрессе 1856 года и заручиться поддержкой Франции и Великобритании.

Эти два направления, демократическое и умеренное, несмотря на свои различия в методах и конечных целях, были объединены общей идеей создания независимого итальянского государства. Влияние этих идеологий на формирование Рисорджименто было ключевым, определяя как внутреннюю политику, так и внешние связи (Андрианов, Тайгильдин, 2024).

Итальянская пресса эпохи Рисорджименто была пестрым полотном, где каждый голос отстаивал свою точку зрения. Например, либеральные издания, часто выходившие тайно или за границей, были рупором идеи единой и независимой Италии. Они критиковали австрийское господство и поддерживали таких лидеров, как Мадзини, Гарибальди и Кавур. Их статьи были полны патриотических призывов, героических историй и аналитических материалов, направленных на мобилизацию населения. При этом использовался весь арсенал журналистских средств: от репортажей до сатирических карикатур. Именно в это время зародилась политическая карикатура как мощный инструмент сатиры и критики власти, что особенно проявилось в таких изданиях, как «Il Papagallo» (1876)1. Консервативные же издания, связанные с папством или монархией, представляли события в совершенно ином свете. Они критиковали революционные методы, отстаивали постепенные реформы, подчеркивая риски дестабилизации и угрозу традиционным ценностям. Некоторые даже открыто выступали за иностранное вмешательство ради сохранения стабильности. Это противостояние идеологий в прессе отражало глубокие разногласия внутри итальянского общества относительно будущего страны, ее формы правления и методов достижения независимости. Исторические исследования показывают, что именно в этот период женские персонажи в литературе и прессе также играли значительную роль в формировании национального самосознания, часто символизируя саму Италию как женщину, за которую сражались патриоты (Alessi, Jossa, 2019).

С развитием прессы менялась и ее структура. Ранее, в 1820-1830-х годах, общеитальянским центром распространения либеральных взглядов стала Флоренция и сам регион Тоскана, где на протяжении двенадцати лет издавался журнал L’Antologia; Антонио Грамши отмечал, что этот журнал освещал «важнейшие проблемы, интересовавшие передовых людей того времени, такие как школа и народное образование, сельскохозяйственное производство, литература и историческая наука» (Della Peruta, цит. по: Ковальская, 1981).

На смену прежним газетам приходили издания, ориентированные на более широкую аудиторию. Это привело к росту профессионализма журналистов и развитию новых форм подачи материала, таких как фельетоны, очерки, интервью. Журналистика постепенно становилась доступной для представителей разных слоев общества, а не только для элиты. Расцвет прессы в период Рисорджименто способствовал формированию гражданского общества и публичной сферы, где обсуждались вопросы национального будущего. Возникновение новых газет и журналов, таких как Il Conciliatore (1818-1819) в Милане (хотя тот и был быстро закрыт австрийскими властями) и La Patria (1847) во Флоренции, свидетельствовало о стремлении итальянцев участвовать в политической жизни. Эти издания не только знакомили аудиторию с происходящими в стране событиями, но и формировали общественное мнение, собирая воедино разрозненные итальянские государства.

Камилло Кавур, один из видных деятелей Рисорджименто, считал свободную прессу «главным средством цивилизации и прогресса народа» и утверждал, что без нее «современные общества, каким бы ни был их строй, оставались бы неподвижными, более того, шли бы вспять» («la libera stampa é il mezzo principale di civiltà e di progresso di un popolo e senza di essa le società moderne, qualunque fossero i loro ordinamenti, riamarrebbero stazionarie, e anzi indietreggerebbero») (Cherubini, 2012). Эта цитата ярко демонстрирует понимание Кавуром центральной роли прессы в развитии общества.

В эпоху Рисорджименто свобода прессы стала не просто целью, но и основополагающим фактором формирования национального общественного мнения. С 1848 года она способствовала усилению влияния Сардинского королевства. Периодическая печать прошла через две фазы: сначала появились «более открытые» культурные журналы, а затем, в 1847-1848 годах, повсеместно распространились политические газеты. Однако после «второй Реставрации» многие из них были закрыты, за исключением сардинских.

На европейском уровне распространялся романтизм, возводя в ранг святыни идеал национальности и родины, а также устанавливая новые, прямые отношения между творцом и народом. В творчестве Алессандро Мандзони, автора эпического романа «Обрученные» (I promessi sposi), который считается одним из величайших произведений итальянской литературы и оказал огромное влияние на развитие итальянского языка и национального самосознания, Уго Фосколо и Джакомо Леопарди явно выражены характерные черты романтизма, обозначенные политиком Массимо Д'Адзельо. Фосколо, яркий представитель неоклассицизма и предромантизма, в своих произведениях, таких как «Последние письма Якопо Ортиса», выражал глубокие патриотические чувства и разочарование в политической реальности, что находило отклик у читателей, стремящихся к свободе. Джакомо Леопарди, один из величайших поэтов Италии, в своем творчестве, несмотря на пессимистические настроения, также обращался к темам итальянского величия и трагической судьбы нации, вдохновляя на размышления о будущем Италии. Например, в стихотворении «К Италии» (All’Italia) он пишет: «O patria mia, vedo le mura e gli archi e le colonne e i simulacri e l’erme torri degli avi nostri, ma la gloria non vedo… Piangi, che ben hai donde, Italia mia, le genti a vincer nata e nella fausta sorte e nella ria» («О родина, я вижу колоннады, ворота, гермы, статуи, ограды и башни наших дедов, но я не вижу славы… Плачь, плачь! Но побеждать всегда — пускай наперекор судьбе, — Италия моя, дано тебе!» — перевод Анны Ахматовой)2. Однако есть мнение о выраженной неприязни Леопарди к романтизму; для него писатели романтического склада чужды итальянцам как нации, глубоко чужды итальянскому мировосприятию (Арефьев, 2025, с. 22). Романтики, по Леопарди, ― это немцы и англичане, носители «варварских» традиций (Арефьев, 2025, с. 23).

Винченцо Джоберти, Чезаре Бальбо, Карло Каттанео и Джузеппе Мадзини в 1830-1840-е годы демонстрировали, как «история и литературная критика стали предпосылкой воинственного перечитывания, так сказать, истории Италии и Европы, сделанного во времена Реставрации. И не только политической истории; более того, история и литературная критика были опорными структурами сугубо политического видения Рисорджименто, то есть, прежде всего итальянской независимости» (Cherubini, 2012).

Литература и искусство того времени активно способствовали формированию национального самосознания, создавая мифы и образы, которые вдохновляли итальянцев на борьбу за свою независимость. Поэзия, драматические произведения и эссе того времени часто содержали скрытые или явные призывы к единству и свободе, используя исторические аллюзии и героические сюжеты для поднятия духа нации. Театр также играл важную роль: пьесы, наполненные патриотическим пафосом, обходили цензуру и передавали идеи Рисорджименто широкой публике. Например, трагедии Джованни Баттиста Никколини и оперы Джузеппе Верди, такие как «Набукко» (одним из гимнов Рисорджименто стал фрагмент этой оперы, «Va, pensiero, sull’ali dorate» ― его слова являются парафразом псалма 136 «На реках вавилонских») и «Эрнани» (финал третьего акта воспринимался как чествование Папы Римского Пия IX (Стаматов, 2021)), наполненные аллегориями и символами, стали гимнами свободы и национального самоопределения. Помимо этого, глубокое влияние на формирование национального самосознания и культурного единства оказала фигура Данте Алигьери, чье творчество воспринималось как предвестник итальянской государственности и духовного величия (Канель, 2022). Творчество Данте, особенно его концепция универсальной монархии, способствовало формированию национального чувства и политического единства, что было актуально для Рисорджименто (Schön, 2024).

Процесс формирования умеренного течения, которое стремилось выработать иную линию поведения, нежели мадзинианскую, и объединиться вокруг реформистской программы, основанной на соглашении между князьями и народами, начался после кризиса первой «Молодой Италии». Этот процесс ускорился после публикации «Primato» Джоберти (1843) и, особенно, после провала восстания в Романье в сентябре 1845 года. С этого момента кризис мадзинианского и демократического движения усугубился, усилились благоприятные условия для более быстрого роста умеренной волны, укоренения неогвельфского мифа и консолидации либерально-реформистской тенденции. Винченцо Джоберти в своем труде «О нравственном и гражданском первенстве итальянцев» (Del primato morale e civile degli Italiani) предложил идею федерации итальянских государств под руководством Папы Римского, что нашло отклик у части умеренных националистов (неогвельфизм).

Еще до событий в Романье умеренные взгляды и градуалистские ориентации — позже выраженные в работе «Последние случаи в Романье» (Degli ultimi casi di Romagna), где Массимо д'Адзельо вывел эффективную формулу «заговора при свете ясного дня» — получили важный инструмент для объединения: Gazzetta italiana. Это была трехнедельная газета, начавшая выходить в Париже 15 мая 1845 года по инициативе политического эмигранта Марино Фалькони. Массимо Д'Адзельо, помимо своей политической деятельности, был также известным писателем и художником. Его роман «Этторе Фьерамоска» (Ettore Fieramosca) и исторические сочинения способствовали формированию национального самосознания и прославлению итальянского прошлого, что было важной частью культурного фундамента Рисорджименто.

Парижская газета, ставшая отправной точкой для этапа итальянской журналистики, которая сопровождала и стимулировала либеральное движение перед революцией 1848 года, вначале мало кому была известна из-за жесткой цензуры внутри страны. Однако в июле, после ее приобретения Кристиной Тривульцио Бельджойозо3 (главным акционером товарищества с ограниченной ответственностью, которому перешла собственность на газету), Gazzetta поддержала не только лично ломбардская княгиня, но и ряд видных эмигрантов, таких как Пьер Сильвестро Леопарди, Джузеппе Массари и Филиппо Канути.

Несмотря на разные позиции ее вдохновителей (Бельджойозо, например, не разделяла энтузиазма по поводу идей Джоберти и неогвельфов, ориентируясь на пьемонтское направление в духе Адзельо и Чезаре Бальбо), газета стала выразителем интересов умеренных эмигрантов и ориентиром для различных либерально-реформистских групп внутри страны. Это нашло наиболее яркое выражение в статье Леопарди «Новая и мирная оппозиция в Италии» (17 июля 1845 г.). В этой статье изгнанник осудил использование насильственных средств, которые, по его мнению, оказались губительными для страны, «сделав иностранный протекторат приемлемым для князей». Он заявил, что настало время для оппозиции «столь же мирной, сколь и справедливой, столь же откровенной, сколь и искренней, столь же трудолюбивой, сколь и умеренной» (Cherubini, 2012), которая должна была рассеять недопонимание между государями и народами и установить взаимную гармонию.

Стоит также упомянуть два миланских периодических издания: Rivista Europea и Politecnico. Карло Каттанео, издатель Rivista Europea, был выдающимся мыслителем-федералистом, выступал за создание федеративной Италии, где регионы сохраняли бы свою автономию. Его идеи были отличны от централистских взглядов Мадзини и Кавура.

Решающим поворотным моментом стали законодательные нововведения, прокатившиеся по итальянским государствам в 1847-1848 годах. После десятилетий «официальных» газет и журналов политические периодические издания и ежедневники стали возвращаться, постепенно укрепляя панораму умеренной или демократической периодической прессы. Увеличилось не только количество изданий, но и их тиражи, что свидетельствует о растущем интересе населения к политическим событиям и формировании широкой читательской аудитории. Появились новые форматы, сочетавшие оперативность новостей с глубокой аналитикой и литературными материалами. Это позволяло охватить разные сегменты читателей и предлагать им более разнообразный контент.

События 1848 года привели к бегству великого герцога, созданию триумвирата в составе Джузеппе Монтанелли, Джузеппе Маццони и Франческо Доменико Геррацци, а затем и к полному наделению последнего всеми полномочиями. Однако вскоре последовали негативные итоги войны и возвращение Леопольда II. Решающий и окончательный перелом произошел только в Пьемонте, с Мартовским Статутом 1848 года и последующим Эдиктом о печати. Была отменена превентивная цензура, и оба этих документа затем присутствовали в законодательстве Итальянского королевства вплоть до эпохи фашизма. Эдикт папы Пия IХ «Disposizioni sulla revisione delle opere da pubblicare colla stampa» от 15 марта 1847 года смягчал и облегчал цензуру. Его последствия были очевидны: только в Риме количество политических изданий возросло до двадцати (Урина, 2018). Однако, несмотря на смягчение цензуры, власти продолжали использовать различные методы давления на прессу, включая судебные преследования за клевету или подстрекательство, что вынуждало журналистов проявлять осторожность и использовать эзопов язык.

Альбертинский Статут, хотя и был далек от Римской конституции и повторял французские монархические конституции (вся его вводная часть была посвящена королевским прерогативам), оставался в силе и после 1848 года. Он позволял существовать различным политическим газетам, способным распространять национальные идеалы, в первую очередь умеренным «Рисорджименто» самого Кавура и «Конкордии» либерал-демократа Лоренцо Валерио.

После 1849 года Сардинское королевство стало «не только единственным государством в Италии, обладавшим военной силой и наиболее подходящими союзами в кругу европейских держав, а также материальными ресурсами и надежным административным аппаратом для достижения столь далеко идущей цели. Кроме того, это было единственное государство, имевшее конституционную хартию, парламентский режим и свободную прессу» (Cherubini, 2012). В течение десятилетия до Второй войны за независимость 1859 года происходило чередование патриотических требований и военно-дипломатических решений. Национальное общество стало центральной точкой опоры для многих бывших демократов (таких как его основатели, сицилиец Джузеппе Ла Фарина и защитник Венецианской республики Даниэле Манин), а Массимо Д'Адзельо налаживал связи по всей стране (его статьи распространялись, как это происходило и с его литературными и политическими трудами). Джузеппе Гарибальди, один из ключевых деятелей Рисорджименто, также широко использовал прессу для популяризации своих идей и мобилизации добровольцев для борьбы за объединение Италии. Его героический поход «Тысячи» в 1860 году, который привел к освобождению Южной Италии, активно освещался в прессе, создавая образ народного героя и вдохновляя массы. И.Е. Эман подчеркивает, что падение Королевства Обеих Сицилий в 1860 году и последующее вхождение Южной Италии в состав объединенного государства были одним из самых противоречивых этапов Рисорджименто, сопровождавшихся серьезными социально-экономическими последствиями, которые ощущаются до сих пор (Эман, 2023).

Многие писатели и поэты Рисорджименто, вдохновленные харизмой и самоотверженностью Гарибальди, создавали произведения, в которых не только прославляли его, но и призывали итальянцев к единству. Например, Джозуэ Кардуччи написал ряд од, посвященных героям Рисорджименто. В этих одах Кардуччи прославлял жертвенность итальянцев и их стремление к свободе. В одном из своих стихотворений, «К Победе» (Alla Vittoria), он восклицает: «O popoli, Italia qui giunse vendicando il suo nome e il diritto». Еще одним из ярких примеров является «Гимн Гарибальдийцев» (Inno di Garibaldi) Луиджи Меркантини, написанный в 1858 году, призывавший к борьбе за свободу: «Va' fuora d'Italia, va' fuora, o stranier!» («Иди прочь из Италии, иди прочь, о чужеземец!»).

Рисорджименто имело и международные отголоски. Поэт-боец Шандор Петефи посвятил Италии знаменитую лирику (стихотворение «Италия» 1848 года в переводе Леонида Мартынова (Петефи, 1963): «Падет насилье, и восстанет снова Земля в красе расцвета своего. О, как прекрасны вольности солдаты! Дай счастья им, свободы божество!»).

Ломбардийско-венецианское ядро приняло участие в венгерском восстании 1848-1849 годов. Венгерский легион почти двадцать лет участвовал в итальянском Рисорджименто и вместе с Иштваном (Стефано) Тюрром присоединился к войскам Гарибальди.

Помимо венгров, в Рисорджименто участвовали и добровольцы из других стран, что говорит о широкой международной поддержке итальянского дела. Это также отразилось на страницах европейской прессы. Например, британская периодическая печать активно освещала события в Италии в период 1861-1862 годов; это свидетельствует о значительном международном интересе к процессу объединения (Гелла, 2021).

Таким образом, журналистика Рисорджименто не только отражала внутренние изменения, но и способствовала формированию международного общественного мнения в поддержку итальянского национального движения. Литература, тесно переплетаясь с журналистикой, выполняла функцию мощного идеологического оружия, содействовавшего мобилизации общества на достижение заветной цели — объединения Италии.


1 Papagallo (II) | Le Perroquet | The Parrot | Storia e Memoria di Bologna. URL: https://www.storiaememoriadibologna.it/archivio/organizzazioni/papagallo-il-le-perroquet-parrot#:~:text=Schede,Sala%20Borsa%20%2D%20Cronologia%20di%20Bologna (дата обращения: 10.07.2025)

2 Джакомо Леопарди «К Италии» в переводе Анны Ахматовой. URL: https://www.tania-soleil.com/giacomo-leopardi-all-italia/ (дата обращения: 20.07.2025)

3 Кристина Тривульцио Бельджойозо (1808 — 1871) была известной аристократкой, писательницей, журналисткой и политическим деятелем, активно участвовавшей в Рисорджименто. Ее салон в Париже был центром сбора итальянских эмигрантов и интеллектуалов. Княгиня основала также журнал Ausonio; Сандро Фортунати создал сайт, посвященный Кристине Тривульцио Бельджойозо: https://www.cristinabelgiojoso.it/wp/

Литература

  1. Андрианов, А.С., Тайгильдин, А.В. (2024). К характеристике идеологии Рисорджименто: исторические корни и особенности формирования. Современная научная мысль, 5, 20-25. https://doi.org/10.24412/2308-264X-2024-5-20-25
    Andrianov, A.S., Taygildin, A.V. (2024). On the characteristics of the Risorgimento ideology: Historical roots and formation peculiarities. Modern Scientific Thought, 5, 20–25. https://doi.org/10.24412/2308-264X-2024-5-20-25 (In Russ.).
  2. Арефьев, Д.А. (2025). «Vedi il mio discorso sui romantici»: классицизм и романтизм в сознании Дж. Леопарди и ранняя литературная теория в его «Дневнике размышлений». Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия7: Литературоведение, 1, 9-27. https://doi.org/10.31249/lit/2025.01.01
    Arefev, D.A. (2025). «Vedi il mio discorso sui romantici»: classicism and romanticism in G. Leopardi’s conscience and early literary theory in his Zibaldone. Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 7: Literary studies, 1, 9-27. https://doi.org/10.31249/lit/2025.01.01 (In Russ.).
  3. Гелла, Т.Н. (2021). Итальянские сюжеты на страницах британских периодических изданий в начале 1860-х годов. Исследования зарубежной истории: сборник статей по материалам конференции, посвященной памяти С.Б. Семенова (Самара, 13-14 мая 2021 года), 2, 136-145. https://doi.org/10.55000/MCU.2021.43.92.018
    Gella, T.N. (2021). Italian plots on the pages of British periodicals in the early 1860s. Studies in Foreign History: Collection of Articles based on the Conference Materials Dedicated to the Memory of S.B. Semenov (Samara, May 13-14, 2021), 2, 136–145. https://doi.org/10.55000/MCU.2021.43.92.018 (In Russ.).
  4. Канель, И.В. (2022). Данте Алигьери и эпоха Рисорджименто: религиозный аспект исторической связи. Язык и текст, 9(4), 44-51. https://doi.org/10.17759/langt.2022090405
    Kanel, I.V. (2022). Dante Alighieri and Risorgimento: religious aspect of historical connection. Language and Text, 9(4), 44–51. https://doi.org/10.17759/langt.2022090405
  5. Канель, И.В. (2024). От Санкт-Петербурга до Неаполя: исторический анализ российско-неаполитанской дипломатии в период Рисорджименто. Язык и текст, 11(3), 82-89. https://doi.org/10.17759/langt.2024110309
    Kanel, I.V. (2024). From St. Petersburg to Naples: A historical analysis of Russo-Neapolitan diplomacy during the Risorgimento period. Language and Text, 11(3), 82–89. https://doi.org/10.17759/langt.2024110309 (In Russ.).
  6. Ковальская, М.И. (1981). Италия в борьбе за национальную независимость и единство. От революции 1831 г. к революции 1848-1849 гг. М.: Наука.
    Kovalskaya, M.I. (1981). Italy in the struggle for national independence and unity. From the revolution of 1831 to the revolution of 1848-1849. Moscow: Nauka. (In Russ.).
  7. Урина, Н.В. (2018). Очерки истории итальянской журналистики. М.: Факультет журналистики МГУ.
    Urina, N.V. (2018). Essays on the history of Italian journalism. Moscow: Faculty of Journalism, Moscow State University. (In Russ.).
  8. Шандор Петефи (1963). Собрание сочинений в трех томах. Том 2. Стихотворения 1848-1849 гг. Поэмы. Перевод с венгерского. Составитель Агнесса Кун. Будапешт: Изд-во «Корвина».
    Petőfi, S. (1963). Collected works in three volumes. Vol. 2. Poems 1848-1849. Poetic works (A. Kun, Comp.; Translated from Hungarian). Budapest: Corvina Publishing House. (In Russ.).
  9. Стаматов, П.А. (2021). Оперы Верди, Рисорджименто и идеология интерпретирующего активизма. The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions, 
    Stamatov, P.A. (2021). Verdi’s operas, Risorgimento and ideology of interpretive activism. The Beacon: Journal for Studying Ideologies and Mental Dimensions, 1. (In Russ.).
  10. Эман, И.Е. (2023). Современные прочтения проблем завершающего этапа Рисорджименто в итальянской историографии. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5, История: информационно-аналитический журнал, 1, 44-67. https://doi.org/10.31249/rhist/2021.01.03
    Eman, I.E. (2023). Modern interpretations of problems of the final stage of the Risorgimento in Italian historiography. Social and Human Sciences. Domestic and Foreign Literature. Series 5, History: Information-Analytical Journal, 1, 44–67. https://doi.org/10.31249/rhist/2021.01.03 (In Russ.).
  11. Alessi, S., Jossa, S. (2019). Italian Heroines: Literature, Gender, and the Construction of the Nation. The Italianist, 39 (3), 267-280. https://doi.org/10.1080/02614340.2019.1682811
  12. Cherubini, D. (2012). Il Risorgimento italiano e la nascita di una opinione pubblica nazionale. Italogramma, 2, 7-21.
  13. Della Peruta F. Op. cit., p. 359.
  14. Schön, A.M. (2024). Dante’s Italy: national sentiment and world government. History of European Ideas, 51 (3), 445-461. https://doi.org/10.1080/01916599.2024.2378048

Информация об авторах

Ирина Валерьевна Канель, аспирант, кафедра «Лингводидактика и межкультурная коммуникация», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1851-3045, e-mail: kaneliv@mgppu.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 165
В прошлом месяце: 68
В текущем месяце: 7

 Скачиваний PDF

За все время: 26
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 191
В прошлом месяце: 82
В текущем месяце: 8