Роль образного мышления в научном мышлении

488

Аннотация

В статье рассматривается роль образного мышления в научном мышлении и, в частности, в преподавании математики в высших учебных заведениях. С этой точки зрения освещается соотношение между абстрактными аналитическими и наглядными геометрическими методами в математике, причем делается вывод о том, что последние составляют основу для применения образного мышления в математике.

Общая информация

Ключевые слова: обучение, математика, логика, образ, воображение, абстрактное мышление, наглядное мышление

Рубрика издания: Методика преподавания

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2020100209

Для цитаты: Куланин Е.Д., Степанов М.Е., Нуркаева И.М. Роль образного мышления в научном мышлении // Моделирование и анализ данных. 2020. Том 10. № 2. С. 110–128. DOI: 10.17759/mda.2020100209

Фрагмент статьи

Человеческая психика является весьма сложной, но целостной системой. Однако в научных исследованиях она обычно рассматриваться как комплекс относительно независимых компонентов. Примерами могут служить разделение психики на сознание и подсознание или выделение особых сфер психической деятельности, таких как мышление, эмоции, память и т.д.

Литература

  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  2. Бойков А.И., Бойкова И.В. О единстве методологической основы чаньских боевых искусств и живописи. Сб. науч. тр. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Новосибирск, 1990.
  3. Большая Советская Энциклопедия. М., 1954. т.26.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  5. Володарский А.И. Очерки истории средневековой индийской математики. М., 1977.
  6. Волошинов А.В. Пифагор. М., 1993.
  7. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  8. Дьедонне Ж. Линейная алгебра и элементарная геометрия. М., 1972.
  9. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М., 2015.
  10. Завадская Е.В. Беседы о живописи Ши-Тао. М., 1978.
  11. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: Геометрия. М., 1987.
  12. Короленко Ц.П., Фролова С.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975.
  13. Краткий психологический словарь. М., 1985.
  14. Куланин Е.Д., Степанов М.Е., Нуркаева И.М. Пропедевтика решения экстремальных задач в школьном курсе математики. // Моделирование и анализ данных. – 2019. – № 4.
  15. Куланин Е.Д., Нуркаева И.М. О двух геометрических задачах на экстремум // Математика в школе. М. – 2019. – № 4. – С. 39–44.
  16. Куланин Е.Д., Нуркаева И.М. Еще раз о задаче Мавло. // Математика в школе. – 2020. – 2. – С. 76–79.
  17. Нуркаева И.М. Методика организации самостоятельной работы учащихся с компьютерными программами на занятиях по физике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, М., 1999.
  18. Нуркаева И.М. Особенности обучения программированию незрячих студентов МГППУ. // Моделирование и анализ данных. – 2004. – № 4.
  19. Нуркаева И.М. Информационная система для учебно-методической поддержки дисциплины «Численные методы линейной алгебры» // Моделирование и анализ данных. – 2020. – 1. – С. 176–188.
  20. Пиаже Ж., Инельдер В. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.
  21. Потемкин В.К., Симанов А.Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск, 1990.
  22. Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973.
  23. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
  24. Пуанкаре А., Кутюра Л. Математика и логика. М., 2010.
  25. Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М., 1988.
  26. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
  27. Степанов М.Е. Компьютерные технологии как средство приобщения учащегося к математической реальности. // Моделирование и анализ данных. – 2018. – № 1.
  28. Степанов М.Е. Некоторые вопросы методики преподавания высшей математики. // Моделирование и анализ данных. – 2017. – № 1.
  29. Степанов М.Е. Образ силового поля как эвристическая модель в математике. // Моделирование и анализ данных. Труды факультета информационных технологий МГППУ. – 2007. – Вып. 3.
  30. Степанов М.Е. Особенности применения компьютерной технологии для изучения функций в средней школе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, М., 1994.
  31. Теплов Б.М. Избранные труды. т.1., М., 1988.
  32. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейробиология. Сб. науч. тр. Л., 1990.
  33. Фоллесдаль Д. Понятие ноэмы в феноменологии Гуссерля. Сб. науч. тр. Методологический анализ оснований математики. М., 1988.
  34. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии. Сб. науч. тр. Диалектика в науках о природе и человеке. М., 1983. Вып.2.
  35. Шпайзер А. Предисловие к первому тому Леонарда Эйлера: Введение в анализ бесконечных. М., 1961.
  36. Язык. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  37. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.

Информация об авторах

Куланин Евгений Дмитриевич, кандидат физико-математических наук, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6093-7012, e-mail: lucas03@mail.ru

Степанов Михаил Евграфович, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4803-8211, e-mail: mestepanov@yandex.ru

Нуркаева Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1949-6734, e-mail: nurkaevaim@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 811
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 488
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4