Мотивирование интереса у детей с ОВЗ и инвалидностью к занятиям математикой и информатикой на примере проведения олимпиады на факультете «Информационные технологии»

27

Аннотация

В статье описан один из вариантов поддержки и развития одаренных детей-инвалидов - олимпиада по математике и информатике для учеников с ОВЗ и инвалидностью, проводимая на факультете ИТ МГППУ. Описаны цели, которые ставит факультет при проведении олимпиады и даны примеры заданий.

Общая информация

Ключевые слова: выявление одаренности, проведение олимпиад, ОВЗ

Рубрика издания: Методика преподавания

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/mda.2022120406

Получена: 03.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Червен-Водали Е.Б., Антипова С.Н., Сидорова В.Б., Васина Л.Г. Мотивирование интереса у детей с ОВЗ и инвалидностью к занятиям математикой и информатикой на примере проведения олимпиады на факультете «Информационные технологии» // Моделирование и анализ данных. 2022. Том 12. № 4. С. 85–93. DOI: 10.17759/mda.2022120406

Полный текст

Введение

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений системы образования, а также специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет, так только за последний год это число выросло на 9,4%. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта. Нарушение здоровья у детей приобретает все более комплексный характер. В настоящее время в России количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья насчитывается более 1,15 миллионов человек, из них около 530 тыс. составляют дети-инвалиды в возрасте от 8 до 17 лет.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения общего образования. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

          В национальной доктрине образования на период до 2025 года поставлена задача создания максимально благоприятных условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей каждого учащегося.

          В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов всех уровней, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

          Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые имеют некоторые зафиксированные нарушения функции организма, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Не каждый ребенок с ОВЗ - инвалид, в то время как ребенок-инвалид является и  ребенком с ОВЗ.

          Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

          Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью. Одаренные дети с ОВЗ и инвалидностью — это дети, которые признаны образовательной и медицинской системами, превосходящими уровень интеллектуального, творческого развития других детей своего уровня и диагноза.

Понимание сути одаренности исключительно важно.

Существуют три условных группы одарѐнности:

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким–либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

          На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов.

          К основным факторам относятся:

– личностные характеристики;

– характеристики окружения;

– мотивация достижения цели;

– ожидание успеха;

– стремление к знаниям;

– критические события жизни;

– способность к преодолению стресса;

– ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;

– успешный и неуспешный опыт;

– образование родителей;

– микроклимат в семье, в классе, на уроке.

          Одаренных детей отличают:

– высокоинтеллектуальные способности;

– креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления); – быстрое усвоение и выдающаяся память;

– интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;

– высокая личностная ответственность;

– убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений; – позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с адекватной самооценкой. Все это чрезвычайно важно для детей с ОВЗ.

Один из вариантов поддержки и развития одаренных детей-инвалидов - это проведение различного вида конкурсов, олимпиад, конференций, фестивалей и т.п. Большой опыт поддержки одаренных детей-инвалидов сложился на факультете информационных технологий ФГБОУ ВО МГППУ.

Вот уже более 15 лет факультет информационных технологий МГППУ проводит олимпиаду по математике и информатике для учеников с ОВЗ и инвалидностью.           Олимпиада не только дает ценный материал для суждения о степени подготовленности учащихся, но и выявляет наиболее одаренных и подготовленных, стимулирует углубленное изучение предмета.

          В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиада охватывает более широкий круг знаний, выходящий за рамки школьных предметов, и способствует формированию более широкой эрудиции. В предметных олимпиадах, таких как олимпиада по математике и информатике, проводимых на факультете информационных технологий МГППУ основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию.

Цели, которые ставит факультет при проведении олимпиады:

  • развитие интереса и способностей учащихся к занятиям математикой и информатикой;
  • создание необходимых условий для выявления одарённых детей среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • стимулирование инновационной деятельности в государственных образовательных учреждениях;
  • активизация потенциала студенчества как «двигателя» городского развития; вовлечение студентов и молодых преподавателей в процесс организации инклюзивного образования путем участия в организации и проведении олимпиады по математике и информатике.

Проведение олимпиад не только позволяет выявлять и поддерживать талантливую молодежь с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве, но и мотивирует молодое поколение с ограниченными возможностями здоровья к научно-исследовательской деятельности и техническому творчеству, содействует вовлечению молодежи с ограниченными возможностями здоровья в инновационную деятельность, активизирует работу научных обществ и других форм внеучебной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья, содействует в профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описание процесса проведения и организации олимпиады

Для участия в олимпиаде школьников с ОВЗ и детей инвалидов силами факультета создаются специальные условия для обеспечения возможности их участия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития, в том числе:

- беспрепятственный доступ участников в место проведения олимпиады (наличие пандусов, поручней, лифта, и других приспособлений);

 - присутствие ассистентов, оказывающих участникам олимпиады с ОВЗ и детям инвалидам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в бланки ответов;

 - использование на олимпиаде необходимых технических средств для успешного выполнения заданий.

При составлении заданий олимпиады учитываются возрастные и индивидуальные особенности школьников, например, задания для незрячих ребят печатаются шрифтом Брайля, для графиков и схем также используется рельефная печать, для ребят с остаточным зрением задания печатаются увеличенным шрифтом.

Задания олимпиады разного уровня сложности составляются преподавателями факультета и подбираются таким образом, чтобы для их выполнения хватало базовых школьных знаний соответствующего уровня, а также с учетом особенностей интеллектуального развития наших участников. В качестве заданий могут предлагаться задачи, требующие тщательных рассуждений и кропотливых вычислений. Ряд задач знакомит участников с идеями не только элементарной математики, но также и современной науки. В то же время большинство заданий для своего решения требуют определенной гибкости ума и сообразительности. Время для выполнения детьми заданий может быть увеличено, что позволяет быть успешными также детям, которые медленно работают.

Важно отметить, что само участие ребенка в олимпиаде уже является для него успехом и дает возможность расширять свой кругозор и математическую культуру.

Авторы лучших работ приглашаются на церемонию награждения, где традиционно происходит разбор заданий и награждение всех финалистов.

Грамоты, дипломы, памятные призы участникам вручаются в торжественной обстановке, помимо первых трех призовых мест определяются еще разные номинации, для многих это признание их возможностей и способностей.

На торжественном  вручении создается атмосфера праздника с участием самих же детей.

Наша олимпиада охватывает детей с сохранным интеллектом разных нозологических групп, в том числе с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В олимпиаде участвуют школьники с 7 по 12 классы.

Отборочный тур (первый тур), как правило, проводится на базе государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, для этого организуются выездные команды, которые регистрируют участников, помогают детям с ОВЗ, следят за корректностью проведения, собирают и привозят работы для последующей их проверки.

Заключительный тур (второй тур) проводится на базе факультета информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета силами преподавателей и студентов.

Вовлечение в процесс организации инклюзивного образования молодежи и студентов стало одним из ключевых вопросов, проводимых на факультете мероприятий. Студенты и молодые преподаватели факультета информационных технологий, среди которых также много лиц с ограниченными возможностями здоровья каждый раз демонстрируют не только высокую профессиональную подготовку, хорошие организаторские способности, но и самые лучшие человеческие качества при работе со школьниками.

Олимпиада по  математике и информатике, проводимая факультетом «Информационные технологии» МГППУ, может рассматриваться, как возможность попробовать свои силы и понять, интересна ли математика как наука, в которую ученик хотел бы углубиться, или достаточно базового уровня знаний для поступления в те вузы, которые будут интересны. Однако в итоге всем выпускникам школы придется сдавать экзамен по математике, базовый или профильный, и они окажутся в стрессовой ситуации, как и любой человек, впервые сдающий важный экзамен. И еще один положительный момент от участия в олимпиаде – участники олимпиад редко паникуют во время таких экзаменов, как ОГЭ/ЕГЭ, так как уже имеют опыт написания работ даже более высокого уровня сложности.

          Конечно, есть учащиеся, которые приходят на олимпиаду, видят задания и уходят, даже ничего не попробовав сделать, но есть такие, которые пытаются найти или придумать какой-нибудь способ, что само по себе тоже считается важным моментом.

          Олимпиаду всегда стоит рассматривать, как возможность попробовать свои силы, получить необходимый опыт.

Важным моментом, который отмечают и участники, и организаторы мероприятий является поощрение тех учителей, педагогов и творческих работников, силами которых ежедневно подготавливается интеллектуальная и творческая молодежь, выявляются новые таланты в самых неожиданных общественно полезных областях человеческой деятельности.

Отмечается высокая степень организации работы студенческого совета факультета информационных технологий МГППУ. Фактически работа стала традиционной, в нее вовлекаются и активно участвуют студенты всех курсов. Что характерно, эта деятельность не регулируется и не управляется со стороны профессорско-преподавательского состава, наличествует самоорганизация и высокий уровень ответственности и самодисциплины.

Хочется отметить, что школьники, принимая участие в олимпиаде, приобретают не только большую базу знаний, но и воспитывается трудолюбие, чувство ответственности за начатое дело. Педагогический опыт и талант помогут учителю увидеть способного подростка, которому интересно больше заниматься предметом и который обладает целеустремленностью, волей к преодолению препятствий, к достижению цели. Только при наличии этих условий можно серьезно говорить о подготовке к олимпиадам.

Очень важную роль при подготовке школьников к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах. Нельзя забывать о том, что надо тактично оказать помощь школьнику после окончания олимпиады, независимо от того, входит ли он в число победителей и призеров или так и не стал дипломантом.

          При правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть выявлены и развиты в дальнейшем способности каждого участника. Более того, грамотная организация предметной олимпиады способствует появлению у учащихся мотивации к участию.

          При подготовке учащихся к предметным олимпиадам наши преподаватели отмечают важность придерживаться следующих принципов:

  • максимальная самостоятельность – учащийся должен иметь возможность для самостоятельного решения заданий, благодаря собственным усилиям, затраченным в процессе подготовки;
  • принцип активности знаний – потребность у учащихся держать всю новую информацию, полученную в процессе подготовки;
  • принцип опережения уровня сложности – учащемуся необходимо вести подготовку с целью применения полученных знаний ориентируясь на задания повышенной сложности;
  • анализ результатов олимпиады – позволяет учащимся увидеть свои сильные и слабые аспекты подготовки. По итогу олимпиады, учащийся увидит свои упущения, удачные решения и недоработки. Более того, учащийся сможет в дальнейшем скорректировать программу и методы своей подготовки к олимпиаде, чтобы в дальнейшем убрать лишнее и отточить этот процесс под наибольший результат.

Олимпиада помогает понять, какой уровень знаний имеет ребенок на данный момент, как происходит его адаптация к таким мероприятиям, как олимпиада, что в дальнейшем может дать представление об их поведении в каких-то других жизненных ситуациях.

Проведение олимпиады на факультете подразумевает установку не только на выявление одаренности, но и на социализацию детей с ОВЗ и инвалидностью. Целевая установка социализации состоит в том, чтобы каждого растущего человека приобщить к основам культуры и социальной жизни, сделать способным адаптироваться в обществе, что требует развития отношений, взглядов, чувств, готовности участвовать в социальной деятельности. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в такой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что также важно для успешной социализации, помогает найти зоны интереса.

Пример заданий

          Один из вариантов олимпиады по математике и информатике для предвыпускных классов:

 

Фамилия, имя                                                                  Школа                    Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

Решить уравнение: .

Задача 2

Когда пассажиры вошли в пустой трамвай, половина их заняла места для сидения. Сколько было пассажиров, если после первой остановки их число увеличилось ровно на 8% и известно, что трамвай вмещает не больше 70 человек.  

Задача 3

Полуокружность радиуса  с центром на гипотенузе АВ прямоугольного треугольника АВС проходит через вершину А и касается катета ВС  этого треугольника в точке М. Найдите  длину отрезка СМ, если  ÐАВС = 30°.

Задача 4

Чему равно произведение  tg1° * tg2° * …* tg88° * tg89° ?

Задача 5

Найти значение x, заданное уравнением (нижний индекс означает систему счисления):

124 + 128 + 1210 + 1212 + 1216  =  12x

Задача 6 

Алексей, Виктор, Сергей и Денис отправились сдавать экзамен по информатике.  Они сделали следующие предположения:

  • если сдаст Виктор, то сдаст  и Денис;
  • если сдаст Алексей, то сдадут  и Виктор, и Денис;
  • неверно, что если  не сдаст  Денис, то не сдаст и Сергей.

Предположения оказались верными. Кто сдал, и кто не сдал экзамен?

Задача 7  

Дан массив, содержащий N целых чисел. Написать программу, которая располагает, сохраняя порядок, в начале массива те числа, у которых вторая или третья цифры от конца числа нечетные. Затем эта программа должна расположить, сохраняя прежний порядок, остальные числа массива.

Задача 8  

Дана блок-схема. Какое значение будет выдано на печать?  

Рис. блок-схема

Заключение

Олимпиада помогает выявить одаренность и развить её, становясь своеобразным стартом в карьере. Следует отметить, что, как правило, победа в предметной олимпиаде становится заделом для успешности во взрослой жизни.

Литература

  1. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России -- Саратов: Научная книга, 2003. - 255 с. -  URL: https://pedlib.ru/Books/3/0482/3_0482-1.shtml (дата обращения: 25.10.2022).
  1. Минпросвещения России, Дети с особыми образовательными потребностями - URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/ (дата обращения: 25.10.2022).
  2. Мёдова, Н.А. Обучение и развитие детей со сложными комплексными нарушениями: метод. рекомендации / Том. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, Отд. орг. обслуживания инвалидов по зрению; МБЛПУ ЗОТ “Центр медицинской профилактики”; отв. за выпуск А. А. Коваленко. – Томск, 2013. – 44 с.; 21 см. – URL: https://www.elib.tomsk.ru/elib/data/2014/2014-0452/2014-0452.pdf (дата обращения: 25.10.2022).
  3. Панишева О.В., Логинов А.В., Открытая олимпиада как средство математического просвещения школьников - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytaya-olimpiada-kak-sredstvo-matematicheskogo-prosvescheniya-shkolnikov (дата обращения: 25.10.2022).
  4. «Особенности обучения студентов с ОВЗ по зрению дисциплинам математического и компьютерного циклов на факультете «Информационные технологии» с применением дистанционных технологий», Червен-Водали Е.Б, Сидорова В.Б.,  Антипова С.Н., Моделирование и анализ данных. 2022. Том 12. № 1. C. 60–78.
  5. Куланин Е.Д., Нуркаева И.М., Степанов М.Е. Пропедевтика решения экстремальных задач в школьном курсе математики // Моделирование и анализ данных. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019 – № 4 – С. 127–144.

Информация об авторах

Червен-Водали Елена Борисовна, преподаватель кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6871-9105, e-mail: cervenvodali@mgppu.ru

Антипова Светлана Николаевна, заместитель декана по внеучебной работе факультета информационных технологий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6642-7953, e-mail: antipovasn@mgppu.ru

Сидорова Валерия Борисовна, преподаватель кафедры прикладной информатики и мультимедийных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6391-5361, e-mail: sidorovavb@mgppu.ru

Васина Людмила Григорьевна, специалист по учебно-методической работе в учебно-производственной лаборатории «Технические и программные средства обучения студентов с ограниченными двигательными функциями» факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9902-2511, e-mail: festivalnt@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 204
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 27
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2