Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии

Аннотация

Рассматривается проблема позиционирования в предмете психологического знания в перспективе постмодернистского социокультурного интердетерминистского диалогизма. Показываются особенности трансформации психологического знания в историко-культурной перспективе. Обосновывается, что специфика предмета психологического знания определятся биосоциальной сущностью человека в ее рационально-иррационально-экзистенциальном измерениях, а также ее интердетерминированностью социокультурным и физическим контекстами бытия. Рассматриваются особенности существования в условиях многообразия парадигмальных координат, характеризующегося «полифонией голосов». Определяются условия научного диалога в условиях парадигмального многообразия и методологического плюрализма. Демонстрируются особенности интегративно-эклектического подхода. Намечаются перспективы развития психологического знания.

Общая информация

Ключевые слова: природа, биосоциальная сущность, диалог, интегративно-эклектический подход, культура, культурно-научная традиция, полифонизм, предмет исследования, постмодернизм, социокультурный интердетерминистский диалогизм

Рубрика издания: Многообразие подходов к определению предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Янчук В.А. Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 193–206.

Литература

  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Собрание сочинений. В 7 т. Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского, 1963. Работы 1960-х – 1970-х гг. – М.: Русские словари, 2002.
  2. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991.
  3. Дильтей В. Описательная психология. – СПб.: Алетейя, 1996.
  4. Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. – M.: Наука, 1988.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. – М.: Смысл, 2003.
  6. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  7. Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии / Под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. – Ярославль: МАПН, 2004.
  8. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. – СПб.: Изд-во «Лань», 1998.
  9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989.
  10. Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. – 2001. – № 5. – С. 5–18.
  11. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. – Минск: Бестпринт, 2000.
  12. Янчук В.А. Психология постмодерна // Время как фактор изменений личности: Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова. – Минск: ЕГУ, 2003. – С. 175–201.
  13. Янчук В.А. Методолого-психологические основания развития психологической науки в культурно-научной традиции постмодерна // Белорусский психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 3–14.

Информация об авторах

Янчук Владимир Александрович, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и организационной психологии, УО «Белорусский государственный университет» (УО БГУ), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4524-8371, e-mail: yanchuk@academy.edu.by

Метрики

Просмотров

Всего: 1141
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0