Психоанализ и психологическое знание: динамика отображений психоанализа в отечественных учебниках психологии

Аннотация

В статье рассматривается проблема динамики психологического знания на материале отображения слабых сторон концепции З. Фрейда в отечественных учебниках психологии. Предложена периодизация динамики отображений психоанализа в учебной литературе. Описаны стратегии критики. Проанализированы как диахрония, так и синхрония их изменений. Продемонстрирована тенденция вымывания в критических описаниях содержания концепции З. Фрейда, принесение его в жертву задаче трансляции новым поколениям психологов «правильных», «хороших» идеалов научности.

Общая информация

Ключевые слова: психоанализ, психологическое знание, динамика научного знания, критерии научности, образ концепции, стратегии критики

Рубрика издания: К 150-летию со дня рождения З. Фрейда

Тип материала: персоналии

Для цитаты: Левченко Е.В. Психоанализ и психологическое знание: динамика отображений психоанализа в отечественных учебниках психологии // Методология и история психологии. 2006. № 2. С. 128–137.

Литература

  1. Белкин А. [Без названия] // Литературная газета. 1 июня 1988. № 22 (5192). С. 15.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. / Перевод с фр. Т. 1. М., 1992.
  4. Ждан А.Н. История психологии. Учебник. М., 1990.
  5. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. Учебник для вузов. М., 2005.
  6. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс. Уч. пособие для вузов. М., 1999.
  7. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001.
  8. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб., 2003.
  9. Марцинковская Т.Д. История психологии. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
  10. Мироненко И.А. Современные теории в психологии личности. СПб., 2003.
  11. Немов Р.С. Психология. Уч. пособие. М., 1990.
  12. Общая психология. Уч. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. М., 1981.
  13. Общая психология. Уч. пособие для педагогических институтов / Под ред. проф. А.В. Петровского. М., 1970.
  14. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
  15. Психологiчний словник / За ред. чл.-кор. АПН СРСР В.I. Войтка. Киiв, 1982.
  16. Психология. Биографический библиографический словарь / Пер. с англ. СПб., 1999.
  17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. пособие для вузов. М., 1995.
  18. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1989.
  19. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
  20. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет / Перевод с немецкого. Кн. 1. Тбилиси, 1991.
  21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  22. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.
  23. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
  24. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995.
  25. Bernstein D.A., Clarke-Stewart A., Roy E.J. & Wickens Ch.D. Psychology. N.Y.: Houghton Mifflin Company, 1997.
  26. Bourne L.E. & Russo N.F. Psychology: Behavior in Context. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1998.
  27. Heilbron J. Auguste Comte and historical epistemology: a reply to Dick Pels’ // History of the Human Sciences. 1996. – № 9(2). Р. 153–159.

Информация об авторах

Левченко Елена Васильевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и клинической психологии Пермского государственного университета, Пермь, Россия, e-mail: levchenko@psu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1164
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4