Современный нейропсихоанализ как интегративная научная и терапевтическая практика

1899

Аннотация

Представлен анализ основных положений нейропсихоанализа — теории, интегрирующей положения психоанализа и наук о мозге. Рассмотрены предпосылки возникновения нейропсихоанализа. Развиваясь в соответствии с принципами интеграции и конвергенции наук, нейропсихоанализ решает как сложные теоретические и практические задачи, связанные с объяснением результатов исследований в нейронауках, построением моделей соотношения мозга и психики и интерпретацией процесса психотерапии с точки зрения нейронной активности. Нейропсихоанализ как интегративная психотерапевтическая парадигма имеет доказанную клиническую применимость и позволяет по-новому, с нейробиологической точки зрения, взглянуть на психотерапевтические отношения. Важное место отводится феномену интерпретации — ключевому как для понимания работы мозга, строящего модели Я и окружающего мира за счет интерпретации потока входящих сигналов, так и для эффективного осуществления терапии, в которой клиент получает возможность заново интерпретировать и интегрировать травматический нарратив, включая вытесненные в бессознательное содержания.

Общая информация

Ключевые слова: нейропсихоанализ, психоанализ, нейронауки, интерпретация, социальный мозг, психотерапевтические отношения

Рубрика издания: Теоретические обзоры

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270105

Для цитаты: Эйдемиллер Э.Г., Тарабанов А.Э. Современный нейропсихоанализ как интегративная научная и терапевтическая практика // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С. 64–78. DOI: 10.17759/cpp.2019270105

Фрагмент статьи

Интеграция нейронаук и психоанализа, представлявшаяся немыслимой еще два десятилетия назад, является свершившимся фактом. Она происходит на фоне потрясающей популярности нейронаук, которые не просто вышли за пределы естественно-научной парадигмы познания, но вступили в интеграцию с гуманитарными дисциплинами, заключив, например, устойчивый союз с философией под названием «нейрофилософия».

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: пер. с англ. М.: Академический Проект, 2004. 232 с.
  2. Каплан-Солмз К., Солмз М. Клинические исследования в нейропсихоанализе. Введение в глубинную психологию: пер с англ. М.: Академический проект, 2017. 272 с.
  3. Махин С.А. Возможен ли союз между психоанализом и науками о мозге? // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 99—107.
  4. Немировский К. Винникотт и Кохут: новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии: интерсубъективность и сложные психические расстройства: пер с исп. М.: Когито-Центр, 2010. 216 с.
  5. Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии: пер с англ. М.: Прогресс, 1975. 101 с.
  6. Рамачандран В.С. Рождение разума. Загадки нашего сознания: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 224 с.
  7. Сакс О. Пробуждения: пер. с англ. М.: АСТ, 2018. 586 с.
  8. Фрейд З. «Я» и «Оно»: пер. с нем. М.: МПО МЭТТЭМ, 1990. 56 с.
  9. Эйдемиллер Э.Г., Тарабанов А.Э. Сетевая и нарративная модель психопатологии: интерперсональная нейробиология в 21 веке. Постановка проблемы и перспективы развития // Неврологический вестник. Журнал имени В.М. Бехтерева. 2016. № 4. С. 85—87.
  10. Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии: обзор зарубежных исследований // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13—23. doi: 10.17759/chp.2017130202
  11. Beebe B., Lachmann F. Representation and internalization in infancy: Three principles of salience // Psychoanalytic Psychology. 1994. Vol. 11 (2). P. 127—165. doi:10.1037/h0079530
  12. Blank G., Blank R. Ego-Psychology II: Psychoanalytical Development Psychology. New York: Columbia University Press, 1979. 274 p.
  13. Churchland P.S. Neurophilosophy: Toward a Unified Science of the Mind-Brain. Boston: The MIT Press, 1989. 542 p.
  14. Cicchetti D. An odyssey of discovery: Lessons learned through three decades of research on child maltreatment // American Psychologist. 2004. Vol. 59 (8). P. 731— 741. doi:10.1037/0003-066X.59.8.731
  15. Cozolino L. The neuroscience of human relationships: attachment and the developing social brain. New York: W.W. Norton and Company, 2014. 988 p.
  16. Damasio A.R. The Feeling of What Happens: Body and Emotion in the making of Consciousness. New York: Harcourt Inc., 2000. 400 p.
  17. Damasio A.R. Looking for Spinoza: Joy, Sorrow, and the Feeling Brain. London: Heineman, 2003. 355 p.
  18. Freud S. Project for a scientific psychology // The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. Volume I (1886—1899): Pre- Psycho-Analytic Publications and Unpublished Drafts / J. Strachey (ed.). London: Hogarth Press, 1953. P 281—397.
  19. Gallese V., Fadiga L., Fogassi L., Rizzolatti G. Action recognition in the premotor cortex // Brain. 1996. Vol. 119 (2). P. 593—609. doi:10.1093/brain/119.2.593
  20. Greenough W.T. What’s special about development? Thoughts on the bases of experience-sensitive synaptic plasticity // Developmental neuropsychology / W.T. Greenough, J.M. Juraska (eds.). New York: Academic Press, 1986. P. 387— 408.
  21. How People Change: Relationships and Neuroplasticity in Psychotherapy / M. Solomon, D. Siegel (eds.). New York: W.W. Norton and Company, 2017. 320 p.
  22. Hubel D., Torsten H., Wiesel N. Brain and Visual Perception: The Story of a 25-Year Collaboration. Oxford: Oxford University Press, 2005. 729 p.
  23. Kandel E.R. The Age of Insight: The Quest to Understand the Unconscious in Art, Mind, and Brain, from Vienna 1900 to the Present. New York: Random House, 2013. 565 p.
  24. Metzinger T. The Ego Tunnel: The Science of the Mind and the Myth of the Self. New York: Basic Books, 2009. 287 p.
  25. Northoff G. Unlocking the Brain. Volume 2: Consciousness. Oxford: Oxford University Press, 2013. 736 p.
  26. Oosterman M., Schuengel C. Physiological effects of separation and reunion in relation to attachment and temperament in young children // Developmental Psychobiology. 2007. Vol. 49 (2). P. 119—128. doi:10.1002/dev.20207
  27. Panksepp J., Biven L. The Archaeology of Mind — Neuroevolutionary Origins of Human Emotions. New York: W.W. Norton and Company, 2012. 592 p.
  28. Panksepp J., Solms M. What is neuropsychoanalysis? Clinically relevant studies of the minded brain // Trends in Cognitive Science. 2012. Vol. 16. P. 6—8. doi:10.1016/j. tics.2011.11.005
  29. Porges S. The polyvagal theory: Neurophysiological foundations of emotions, attachment, communication and self-regulation. New York: W.W. Norton and Company, 2011. 370 p.
  30. Reaching across boundaries of culture and class: Widening the scope of psychotherapy / R. Perez-Foster, M. Moskowitz, R.A. Javier (eds.). Northvale, N.J: J. Aronson, 1996. 275 p.
  31. Schafer R. Retelling a life: Narration and dialogue in psychoanalysis. New York: Basic Books, 1992. 328 p.
  32. Schore A.N. Affect dysregulation and disorders of the self. New York: Norton, 2003. 432 p.
  33. Siegel D.J. The Developing Mind: How Relationships and the Brain Interact to Shape Who We Are. New York: Guilford Press, 2012. 506 p.
  34. Stern D.N. The Interpersonal World of the Infant. New York: Basic Books, 1984. 304 p.
  35. Synaptic Function / G.M. Edelman, W.E. Gall, W.M. Cowan (eds.). New York: Wiley, 1987. 789 p.
  36. Trevarthen C. The function of emotions in early infant communications and development // New Perspectives in Early Communicative Development / J. Nadel, L. Camaioni (eds.). London: Routledge, 1993. P. 48—81.
  37. Van der Kolk B.A. The compulsion to repeat the trauma: revictimization, attachment and masochism // Psychiatric Clinics of North America. 1989. Vol. 12. P. 389—411.

Информация об авторах

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич, доктор медицинских наук, профессор, Заведующий кафедрой детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, педиатрический факультет, кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им И.И.Мечникова, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: eidemiller_mapo@mail.ru

Тарабанов Арсений Эдмондович, кандидат философских наук, доцент, директор, Институт Нейрокоммуникаций и Психотерапии, Вильнюс, Литва, e-mail: tarabanov@inncp.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4713
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1899
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3