Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки

Аннотация

В статье утверждается, что психологическая наука входит в такую фазу своего развития, которая позволяет ей осмыслить самое себя как саморазвивающееся целое и поставить вопросы о закономерностях собственного становления. Пока еще преобладает образ науки как закрытой системы, растущей «снизу» в процессе решения специфичных для нее «головоломок». Однако уже сегодня можно заметить признаки формирования образа науки как открытой системы, саморазвитие которой предстает как переход возможности в действительность, инициированный самим фактом открытости. Трансформация метода науки детерминирована не только «снизу», т.е. тем, как открывается психологическая реальность в процессе ее конкретно-научного исследования, но и теми закономерностями, которые присущи научному познанию как таковому. Рост уровня системности общенаучного мышления, позволяющего различать простые системы, сложные саморегулирующиеся системы, сложные саморазвивающиеся системы, обусловливает рост уровня системности психологического мышления, детерминируя тем самым закономерные трансформации предмета науки «сверху». Сегодня психология пытается понять роль психики в самоорганизации человека как открытой саморазвивающейся системы.

Общая информация

Ключевые слова: самоорганизация, саморазвитие, тенденции развития, прогрессивное развитие, становление, закономерности становления, предмет науки, метод науки, избирательное взаимодействие, уровень системности мышления, классика, неклассика, постнеклассика

Рубрика издания: Психологическое познание и метод психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. 2007. № 1. С. 5–19.

Литература

  1. Агафонов А.Ю. Феномен сознания в когнитивной деятельности. Автореф. дис. д-ра наук. СПб., 2006.
  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  4. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Дис. д-ра психол. наук. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 299 с.
  5. Климов Е.А. Об амбифлекторной природе психического // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. М., 1992. № 1. С. 51–60.
  6. Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности. Автреф. докт. дис. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1991.
  7. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005. 172 с.
  8. Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психологический журнал. Томск, 1997. № 5. С. 19–27.
  9. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. Вып. 8–9. С. 7–15.
  10. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996. Вып. 2. С. 23–27.
  11. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999.
  12. Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
  13. Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3. Проблемы анализа знания. М., 1997. С. 20–48.
  14. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологи // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 109–120.
  15. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. 2005. № 1.
  16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  17. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд. изм. и доп. / Сост. и общ. ред. Ю.П. Сенокосова. М.: ИГ «Прогресс» – Культура, 1992. 415 с.
  18. Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека. Автореф. дис. д-ра психол. наук. Барнаул, БГПУ, 2005.
  19. Поппер К. Мир предрасположенностей // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.
  20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 3–17.
  21. Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 73–85.
  22. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3–18.
  23. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // http://filosof.historic.ru/books/c0026_1.shtml
  24. Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс – Традиция, 2000.
  25. Стругацкий А., Стругацкий Б. Сталкер. (Литературная запись кинофильма, режиссер – Андрей Тарковский) // http://rusf.ru/abs/
  26. Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т. 2. М.: 1966.
  27. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 3–11.
  28. Ярошевский М.Г. К истории форм психологического познания // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 137–145.

Информация об авторах

Клочко Виталий Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Томского государственного университета, Томск, Россия, e-mail: root@klo.tsk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1360
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2