Методологическое введение в проблему качественных методов

Аннотация

Традиционное противостояние количественного и качественного подходов в психологическом исследовании стимулирует развитие теории метода. Развитие теории метода происходит по трем основным направлениям: совершенствование традиционной эмпирической модели, критика эмпирической количественной модели, апробация и анализ альтернативных исследовательских моделей. Каждое из этих направлений имеет методологические основания, рассматриваемые в предлагаемой статье.

Общая информация

Ключевые слова: количественный императив, количественные методы, качественные методы , интеграция количественных и качественных методов, операционализм, измеряемость психологических свойств, интерпретативный подход, нарративный подход, развитие теории, ситуативный анализ, холистический анализ, анализ субъективных значений и смыслов, диалогичность, рефлексивность

Рубрика издания: Качественные методы в психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чернов А.Ю. Методологическое введение в проблему качественных методов // Методология и история психологии. 2007. № 1. С. 118–129.

Литература

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. С. 65.
  2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. С. 10.
  3. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
  4. Климов Е.А. О соотношении некоторых отраслей психологии и возможных «пограничных спорах» // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1999. № 3. С. 3–15.
  5. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. Минск: Бестпринт, 2000. 420 с.
  6. Austin J. Philosophical papers. Oxford: Clarendon, 1962.
  7. Bloor D. The strengths of the strong programmer // Scientific rationality: The sociological turn / Ed. J.R. Brown. Dordrecht: Reidel, 1984. P. 75–94.
  8. Clark A. Natural-born cyborgs: Minds, technologies, and the future of human intelligence. Oxford: Oxford University Press, 2003.
  9. Collins H. An empirical relativist programmer in the sociology of scientific knowledge // Science observed: Perspectives on the social study of science / Eds. K. Knorr Cetina, M. Mulkay. London: Sage, 1983. P. 115–40.
  10. Dewey J. The quest for certainty. N.Y.: Minton, Balch, 1929. P. 94–95.
  11. Eysenck H.J. The measurement of intelligence. Lancaster: Medical and Technical Publishing Co., 1973.
  12. Farrell R. Feyerabend and scientific values. Dordrecht: Kluwer, 2003.
  13. Feyerabend P. Conquest of abundance: A tale of abstraction versus the richness of being / Ed. B. Terpstra. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1999.
  14. Gergen K. Experimental Social Psychology: A Reappraisal. Thousand Oaks, CA: Sage, 2000.
  15. Giorgi A. Beyond the qualitative paradigm: A framework for introducing diversity within qualitative sociology // J. of Community and Applied Social Studies. 1999. N 4. P. 225–238.
  16. Hammond K.R., Harvey L.O., Hastie R. Making better use of scientific knowledge: Separating truth from justice // Psychological Science, 1992. N 3.
  17. Harre R. Embarrassment: A conceptual analysis // Shyness and embarrassment / Ed. W.R. Crozier. N.Y.: Cambridge University Press, 1990. P. 181–205.
  18. Haslam S., McGarty C. A 100 years of certitude? Social psychology, the experimental method and the management of scientific uncertainty // British J. of Social Psychology. 2001. N 40. P. 18.
  19. Hutchins E. Cognition in the wild. Cambridge, MA: MIT Press, 1995.
  20. Judd C.M., McClelland G.H., Culhane S. E. Data analysis: Continuing issues in the everyday analysis of psychological data // Annual Review of Psychology. 1995. N 46. P. 433–465.
  21. Latour B. Pandora’s hope: Essays on the reality of science studies. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1999.
  22. Longino H. The fate of knowledge. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2002.
  23. Patton M.Q. Qallitative Research and Evaluative Method. Third Edition. P. 40–41. Sage Publications Inc.
  24. Sabini J., Silver M. Moralities of everyday life. Oxford: Oxford University Press, 1982.
  25. Slife B., Williams R. Toward a theoretical psychology // American Psychologist. 1997. N 52(2). P. 117–129.
  26. Spearmen C. Psychology down the ages. London: Macmillan, 1937.
  27. Svyantek D.J., Ekeberg S.E. The earth is round (so we can probably get there from here) // American Psychologist. 1995. N 50. P. 110–119.
  28. Thorndike E.L. The nature, purposes, and general methods of measurements of educational products // Seventeenth yearbook of the national society for the study of education. Vol. 2 / Ed. G.M. Whipple. Bloomington, IN: Public School Publishing, 1919. P. 16–24.
  29. Tomasello M. The cultural origins of human cognition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000.
  30. Toulmin S.E. Cosmopolis: The hidden agenda of modernity. N.Y.: Free Press, 1990. P. 14.
  31. Wittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford: Blackwell, 1953.
  32. Wittgenstein L. Zettel. Oxford: Blackwell, 1967.

Информация об авторах

Чернов Александр Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Волгоградского государственного университета, Волгоград, Россия, e-mail: achernov1@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1287
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1