Педология и психотехника: исторический опыт методологического оформления и обоснования комплексных научно-технических дисциплин*

Аннотация

Вопросы предметно-теоретического и социально-организационного статуса профессионально-практических дисциплин в их единстве и отличии от дисциплин академического круга все еще остаются открытыми. Для их решения представляет интерес исторический опыт становления советской педологии и психотехники, который был прерван административным путем в середине 1930-х гг. И педология, и психотехника к тому времени только вырабатывали свои программы и обе стояли перед выбором пути развития: для педологии это был выбор между предметно-методологическим и предметно-онтологическим основаниями интеграции и внутреннего единства, для психотехники – между познавательно-психологическим или организационно-психологическим основаниями интеграции и внутреннего единства. Лишь адекватная рефлексия этого опыта способна предотвратить повторение его ошибок в деле взаимодействия академической психологии с новыми психопрактиками.

Общая информация

* Окончание, начало в выпуске 2 за 2006 г.

Ключевые слова: история психологии, практическая психология, педология, психотехника, психология труда, эргономика, объяснение, преобразование, программа, общая наука, фундаментальная наука, прикладная наука

Рубрика издания: История отечественной психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пископпель А.А. Педология и психотехника: исторический опыт методологического оформления и обоснования комплексных научно-технических дисциплин // Методология и история психологии. 2007. № 2. С. 94–106.

Литература

  1. Геллерштейн С.Г. Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки. // Советская психотехника. 1932. № 1–2.
  2. Горохов В.Г. Философско-методологические проблемы исследования технических наук // Вопросы философии. 1985. № 3.
  3. Гурьянов Е.В., Ошанин Д.А., Чебышева В.В. Современное состояние и задачи психологии труда // Вопросы психологии. 1957. № 3.
  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  5. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Первая, общая часть. М., 1922а.
  6. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Вторая, специальная часть: вып. 1. М., 1922б.
  7. Мюнстерберг Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1924.
  8. Нейман Дж. Математик // Природа. 1983. № 2.
  9. Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. Общие вопросы инженерно-психологического проектирования. М., 1980. Деп. в ВНИИТЭ, № 8. ТЭ–Д80.
  10. Пископпель А.А., Щедровицкий Л.П. О программных установках психотехники и психологии труда // Вопросы методологии. 1991. № 4.
  11. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
  12. Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Проблемы перестройки практической психологии // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 2.
  13. Столяренко А.М. Психологическая наука и практика // Психологический журнал. 1985. № 5.
  14. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 6.

Информация об авторах

Пископпель Анатолий Альфредович, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник НИИ Культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Москва, Россия, e-mail: piskoppel@mtu-net.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1087
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2