Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

В статье рассматривается ряд методологических проблем, связанных с исторической реконструкцией научных школ в психологии. Проводится анализ понятия «научная школа», описываются типы научных школ, среди которых особо выделяется школа – исследовательский коллектив, раскрывается роль исследовательской программы как консолидирующего начала научной школы. С этих позиций обсуждаются основные методологические принципы историко-научной реконструкции школ в психологии.

Общая информация

Ключевые слова: научная школа, исследовательская программа, школа – исследовательский коллектив, типология научных школ, методологические принципы реконструкции научных школ

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Умрихин, В.В. (2007). Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии. Методология и история психологии, (4), 5–14. URL: https://psyjournals.ru/journals/mip/archive/2007_n4/42981 (дата обращения: 05.12.2025)

Литература

  1. Гасилов В.Б. Научная школа – феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке. М., 1977.
  2. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.
  3. Ланге К.А. «Классические» и современные научные школы и научно-исследовательские объединения // Школы в науке. М., 1977.
  4. Мирский Э.М. Естественно-научная школа в системе научной деятельности // Школы в науке. М., 1977.
  5. Огурцов А.П. Научная школа как форма кооперации ученых // Школы в науке. М., 1977.
  6. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  7. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987.
  8. Хайтун С.Д. Об историческом развитии понятия научной школы // Школы в науке. М., 1977.
  9. Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.
  10. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977.
  11. Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 5.
  12. Ярошевский М.Г. О генезисе субъекта научного познания // Вопросы философии. 1979. № 6.
  13. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

Информация об авторах

Владимир Владимирович Умрихин, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, e-mail: vvu@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1926
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 2

 Всего

За все время: 1926
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 2