Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г. Ананьева и М.Д. Александровой

139

Аннотация

Работа посвящена истокам и основам Ленинградской/Петербургской школы психологии старения. Представлена историческая перспектива развития идей психологии старения от общемировых тенденций, существовавших в начале XX в., показаны общие предпосылки возникновения ленинградско-петербургского подхода к пониманию процессов старения в целом, а также возникшие на их основе основные принципы Ленинградско-Петербургской школы психологии старения. Мировая психология старения начиналась с дефицитарной парадигмы старения, принимающей инволюционные процессы как норму онтогенеза. Одновременно возрастная психология не воспринимала период старения как период развития человека. Б.Г.Ананьев, проанализировав и систематизировав существовавшие данные и взгляды на онтогенез человека, выдвинул идею о целостности развития человека и преемственности психических процессов. Отталкиваясь от этих идей, М.Д.Александрова сначала эмпирически подтвердила эти идеи на примере сенсорно-перцептивных функций, а затем расширила область своих научных интересов на трудоспособность человека. Эти исследования привели ее к убеждению, что период старения — это период со своими ресурсами и потенциалами, активация которых будет зависеть не только от насущной ситуации, но и от предыдущего периода развития. Также она продемонстрировала неоднозначность и вариативность периодов развития. В работе показано, что заложенные идеи были не только передовыми для своего времени, но и во многом опередили свое время. Показано, что основную идею Ленинградско-Петербургской школы психологии старения можно охарактеризовать как конструктивно-позитивный подход к пониманию процессов старения, ориентированный на потенциалы и ресурсы человека. Продемонстрировано, что идеи, заложенные Б. Г.Ананьевым и М. Д.Александровой, продолжаются в работах их учеников и последователей, разделяющих и развивающих эти идеи.

Общая информация

Ключевые слова: научная школа, психология старения, ресурсный подход

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.104

Получена: 30.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Стрижицкая О.Ю. Истоки Ленинградской (Петербургской) школы психологии старения в работах Б.Г. Ананьева и М.Д. Александровой // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том 12. № 1. С. 46–54. DOI: 10.21638/spbu16.2022.104

Литература

Александрова М.Д.  Очерки психофизиологии старения. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1965.

Александрова М.Д.  Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1974.

Александрова М.Д.  Пожилой человек и проблемы профессиональной занятости. К истории вопроса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014a. No 2. С. 87–96.

Александрова М.Д.  Старение человека и его индивидуальные проявления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014б. No 2. С. 81–86.

Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1969.

Головей Л.А., Стрижицкая О.Ю.  М.Д.Александрова — выдающийся ученый-психолог, педагог, человек (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014. No 2. С. 72–80.

Кулешова Л.Н., Стрижицкая О.Ю.  Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. No 4. С. 111–118.

Рыбалко Е.Ф., Кулешова Л.Н.  Психологические проблемы трудоспособности // Вестник Ленингр. ун-та. 1983. No 5. С. 53–59.

Стрижицкая О.Ю.  Самодетерминация в период поздней взрослости и старения: теоретические подходы и проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. No 4. С. 118–127.

Тих Н.А.  Ранний онтогенез поведения приматов. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1966.

Aldwin C.M.  Successful aging // N.Anderson (ed.) Encyclopedia for Health and Behavior. Thousand Oaks: Sage, 2004. P. 784–786.

Baltes P.B., Baltes M.M.  Psychological perspectives on successful aging: The model of selective optimization with compensation // P.B.Baltes, M.M.Baltes (eds). Successful aging: Perspectives from the behavioral sciences. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1990. P. 1–34.

Carstensen L.L. Evidence for a life-span theory of socioemotional selectivity // Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol. 5, no. 4. P. 151–156. https://doi.org/10.1111/1467-8721.ep11512261

Olshansky S.J., Perry D., Miller R.A., Butler R.N. Pursuing the longevity dividend // Annals of The New York Academy of Sciences. 2007. Vol. 1114, iss. 1. P. 11–13. https://doi.org/10.1196/annals.1396.050

Prados M., Fried E.C.  Personality structure of the older age groups // Journal of Clinical Psychology. 1947. Vol. 3, no. 2. P. 113–120.

Stern Ya. Cognitive reserve in ageing and Alzheimer’s disease // Lancet Neurology. 2012. Vol. 11 (11). P. 1006–1012. https://doi.org/10.1016/S1474-4422(12)70191-6

Информация об авторах

Стрижицкая Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7141-162X, e-mail: o.strizhitskaya@spbu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 170
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 139
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3