Методология и история психологии
2009. № 2. С. 146–159
ISSN: 1819-2653
Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: историчность психологических категорий, аффекты души, эмоции, психология музыки
Рубрика издания: История идей в психологии
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сироткина И.Е. Из истории одной психологической категории: музыкальные аффекты, чувства, эмоции // Методология и история психологии. 2009. № 2. С. 146–159.
Литература
- Арановский М. Тезисы о музыкальной семантике // Музыкальный текст: структура и свойства. М., 1998.
- Веберн А. Лекции о музыке. Избранные письма. М., 1975. C. 11–31.
- Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера [1932] // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М., 1984а. С. 319–328.
- Выготский Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование [1931–1933] // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М., 1984б. С. 91–318.
- Гусева Е.П. Психофизиологическое изучение музыкальных способностей // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна, 1997. С. 231–258.
- Денеш З. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1970.
- Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы. М., 1983.
- Земцовский И.И. Человек музицирующий – Человек интонирующий – Человек артикулирующий // Музыкальная коммуникация. СПб., 1996.
- Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М., 2001.
- Кандинский В. О духовном в искусстве // Избр. труды по теории искусства. Т. 1. 1901–1914. М., 2008а. С. 104–170.
- Кандинский В. Приложения к работе «О духовном в искусстве» (1914) // Избр. труды по теории искусства. Т. 1. 1901–1914. М., 2008б. С. 171–219.
- Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004.
- Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. Программа-конспект лекционного курса. М., 2000.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики [1926] // Из ранних произведений. М., 1990. C. 195–392.
- Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. Объективное изучение дезорганизации поведения человека / под ред. В.И. Белопольского. М., 2002.
- Медушевский В.В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
- Мясищев В., Готсдинер А. Что есть музыкальность? [1976] // Музыкальная психология: хрестоматия. М., 1992.
- Орлов Г. Древо музыки. СПб., 2005.
- Россолимо Г.И. Искусство, больные нервы и воспитание (по поводу «декадентства»). М., 1901.
- Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: дис. канд. психол. наук. М., 2009.
- Смирнов А.А. Борис Михайлович Теплов по воспоминаниям о нем // Способности. К 100-летию со дня рождения Б.М. Теплова / отв. ред. Э.А. Голубева. Дубна, 1997. С. 15–27.
- Смит Р. История гуманитарных наук. М., 2007.
- Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород, 1994.
- Строганова М.А. История рода Скадовских герба «Доленга», его потомки и родственники в России (век XVIII – век XXI). Документы и воспоминания современников. М., 2001.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 39–251.
- Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Собрание сочинений: в 22 т. Т. 12. М., 1982.
- Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975.
- Хазанова Н. Музыка в понимании мыслителей эпохи Ренессанса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opentextnn.ru/music/interpretation/?id=577.
- Ханнанов И. Риторика в Барокко и в Романтизме: позиционирование субъекта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_3/12_3_2001.htm.
- Эйгес И. Воззрение Толстого на музыку [1929] // Эстетика Льва Толстого / под. ред. П.Н. Сакулина. М., 1929.
- Эйгес К.Р. Очерки по философии музыки [1912] // Звучащие смыслы. Альманах / сост. С.Я. Левит, И.А. Осиновская. СПб., 2007. С. 175–222.
- Bodor P. On Emotions: A developmental social constructionist account. Budapest, 2004.
- Boring E.G. A history of experimental psychology. N.Y., 1950.
- Danziger K. Naming the mind: how psychology found its language. London; Beverley Hills, 1997.
- Darwin Ch. The descent of man and selection in relation to sex. London, 1871.
- Dixon T. From passions to emotions: The creation of a secular psychological category. Cambridge, 2003.
- Dror O.E. Dangerous liaisons: science, amusement and the civilizing process // Representing emotions: new connections in the histories of art, music and medicine. London, 1999а. Р. 224–234.
- Dror O.E. The affect of experiment: the turn to emotions in Anglo-American physiology, 1900–1940 // Isis. 1999b. 90/2 (June). 205–237.
- Dror O.E. Counting the affects: discoursing in numbers // Social Research. 2001а. 68/2 (Summer). 47–67.
- Dror O.E. Techniques of the brain and the paradox of emotions, 1880–1930 // Science in Context. 2001b. 14/4. Р. 643–660.
- Franco M. The work of dance: labor, movement, and identity in the 1930s. Middletown, Connecticut, 2002.
- Graham R. Putting psychology in its place: A critical historical overview. Brighton, 2002.
- Gross D.M. The secret history of emotion: from Aristotle’s «Rhetoric» to modern brain science. Chicago, 2006.
- Harré R., Parrot W.G. (Eds.) The Emotions: social, cultural and biological dimensions. London, 1996.
- Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik. 1863. [Рус. перевод: Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. 1875.]
- Huron D. Music and the Psychology of Expectation. Cambrdige, 2006.
- James S. Passion and action: the emotions in seventeenth-century philosophy. Oxford, 1997.
- James W. The principles of psychology. Vol. 2 [1890]. N.Y., 1950.
- Juslin P.N., Sloboda J.A. (Eds). Music and emotion: theory and research. Oxford, 2001.
- Kivy P. How music moves // What is music? An introduction to the philosophy of music / Ed. Ph. Alperson. Pennsylvania, 1987. Р. 147–164.
- Langer S.K. Philosophy in a new key: A study in the symbolism of reason, rite and art [1942]. Cambridge, 1996. [Рус. перевод: Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. М., 2000.]
- Lloyd G.E.R. Cognitive variations: reflections on the unity and diversity of the human mind. Oxford, 2007.
- Maslow A.H. The farther reaches of human nature. N. Y., 1976.
- Matravers D. Art and emotion. Oxford, 1998.
- Meyer L. Emotion and meaning in music. Chicago, 1956.
- Peters R.S. Emotions and the category of passivity // Proceedings of the Aristotelian Society. 1961–1962. 62. Р. 116–134.
- Rorty A.O. Explaining emotions // The Journal of Philosophy. 1978. № 75.
- Sloboda J.A. Music structure and emotional response. Some empirical findings // Psychology of Music. 1991. Vol. 19. Р. 110–120.
- Sloboda J.А. Exploring the musical mind: cognition, emotion, ability, function. Oxford, 2005.
- Smith R. The history of psychological categories // Studies in history and philosophy of biological and biomedical sciences. 2005. № 36. Р. 55–94.
- Smith R. Being human: historical knowledge and the creation of human nature. Manchester; N. Y., 2007.
- Stumpf C. Gefühl und Gefühlsempfindung. Leipzig, 1928.
- Zentner M., Grandjean D., Scherer K.R. Emotions evoked by the sound of music: characterization, classification, and measurement // Emotion. 2008. Vol. 8, № 4. Р. 494–521.
- Van der Veer R. Tamara Dembo’s european years: working with Lewin and Buytendijk // Journal of the history of the behavioral sciences. 2000. 36/2 (Spring). Р. 109–126.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1412
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1