Традиционные и современные исследования игрового поведения

Аннотация

В историческом и современном планах рассмотрены исследования игрового поведения, проведенные в разные годы в рамках школы О.К. Тихомирова. Особенно подробно описываются исследования игрового поведения, выполненные с применением компьютерных игр. Начало таким исследованиям положено в середине 1980-х гг. Представлены также новые научные данные: недавно выполненное факторное исследование имплицитных знаний, имеющихся у компьютерных игроков – геймеров. Предполагалось, что игрокам известны распространенные возражения против геймерства и при этом у них могут оказаться собственные взгляды на этот предмет. Предположение подтвердилось: в исследовании с участием 395 геймеров была вскрыта бытующая у геймеров весьма сложно организованная система представлений по этому поводу. Она включает как знание о негативных последствиях геймерства, так и ряд других факторов (когнитивных, эмоциональных и др.), которые, по-видимому, перевешивают для геймеров знания о негативных последствиях увлечения компьютерными играми.

Общая информация

Ключевые слова: психология компьютеризации, игра, школа О.К. Тихомирова, геймер, компьютерная игра, имплицитные знания

Рубрика издания: Школа О.К. Тихомирова

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Войскунский А.Е., Аветисова А.А. Традиционные и современные исследования игрового поведения // Методология и история психологии. 2009. № 4. С. 82–94.

Литература

  1. Аветисова А.А., Войскунский А.Е. Игровая деятельность посредством компьютерных технологий: основные направления исследования // Вопросы информатизации образования. 2006. Вып. 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=107.
  2. Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
  4. Бабанин Л.Н. Компьютерная методика исследования совместной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 6. C. 96–102.
  5. Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79–96.
  6. Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернета // Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004. С. 214–233.
  7. Бек Дж., Уэйд М. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М., 2006.
  8. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 62–69.
  9. Бредихина М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук. Н.Новгород, 2007.
  10. Васильев И.А. Стратегическое мышление в сложных областях реальности // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. М., 2002. С. 102–118.
  11. Васильев И.А., Митина О.В., Кобанов В.В. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 4. С. 38–49.
  12. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 50–87.
  13. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 1. С. 126–132.
  14. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 140–153.
  15. Войскунский А.Е., Аветисова А.А. О психологической диагностике игровых и образовательных интернет-ресурсов (на материале ресурсов для дошкольников) // Общественные трансформации и киберпространство: междисциплинарные исследования. Сборник научных статей / под ред. Н.В. Борисова, А.В. Чугунова. СПб., 2009. С. 132–151.
  16. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых интернет-играх // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 5. С. 47–63.
  17. Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Феномен переживания опыта потока в групповых ролевых играх, опосредствованных Интернетом (на материале деятельности французских игроков) // Когнитивные исследования / отв. ред. В.Д. Соловьев. М., 2006. С. 207–224.
  18. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников // Информатика и образование. 1990. № 4. С. 100–106.
  19. Губанов А.В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  20. Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я (на примере ролевых компьютерных игр): автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2009.
  21. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003.
  22. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 2005.
  23. Исайкина М.А. Компьютерные игры как средство формирования иноязычной речевой деятельности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2004.
  24. Колотилова И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  25. Корнилова Т.В., Белавина И.Г. Использование «советов» ЭВМ при решении мыслительных задач // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 52–62.
  26. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  27. Крогиус Н.В. К психологии конфликтной деятельности // «Искусственный интеллект» и психология / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976. С. 270–298.
  28. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2008.
  29. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  30. Мурахвери В. Шахматы на службе психологии // «64» (Еженедельное приложение к газете «Советский спорт»). 1976. № 7 (398).
  31. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997.
  32. Рыженко С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2009.
  33. Телегина Э.Д. Виды и функции гипотез в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 23–49.
  34. Терехов В.А., Васильев И.А. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 100–142.
  35. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  36. Тихомиров О.К., Белавина И.Г. Интеллектуальная деятельность в условиях «диалога» с ЭВМ // Психологические механизмы целеобразования / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979. С. 11–45.
  37. Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры // Новые методы и средства обучения. Вып. 1. М., 1988. С. 30–66.
  38. Тихомиров О.К., Райков В.Л., Березанская Н.Б. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности // Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 143–204.
  39. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. №. 3. С. 27–39.
  40. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 1. С. 86–102.
  41. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. 1988. Вып. 3. С. 27–39.
  42. Шувалова Н.Ю., Войскунский А.Е., Гусев А.Н., Батенова Ю.В., Полутина Н.С. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология и школа. 2008. № 1. С. 60–64.
  43. Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Communicative Patterns and Flow Experience of MUD Players // International Journal of Advanced Media and Communication. 2005. Vol. 1, N 1. P. 5–25.
  44. Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Gamers’ Implicit Knowledge on the Psychological Influencе of Game-Playing // Lecture Notes in Computer Science. 2009. Issue 5621. P. 632–640.

Информация об авторах

Войскунский Александр Евгеньевич, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: vae-msu@mail.ru

Аветисова Анастасия Александровна, аспирант кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2394
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1