Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова

Аннотация

Одним из важных направлений исследования мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова является изучение структурирующей функции мотивации в мышлении. Разработка представлений о структурирующем влиянии мотивации получила как теоретическое, так и еще более богатое экспериментальное воплощение. Исследования показали, что структурирующая функция мотивации оказывает влияние на многочисленные параметры мышления: стратегию целеполагания, устойчивость и разработанность перспективного целеполагания, особенности эмоциональной регуляции, соотношение конкретных и обобщенных компонентов решения задачи, степень эгоцентричности. Особое значение имеет влияние конфликтных мотивационных образований, в этом случае мыслительная деятельность переходит от собственно познавательной функции к функции понятийного оформления возникающих в ходе разрешения мотивационного конфликта личности смысловых образований.

Общая информация

Ключевые слова: школа О.К. Тихомирова, мыслительная деятельность, регуляция мыслительной деятельности, смысловая теория мышления, мотив, структурирующая функция мотива, мыслительный мотив, целостная мотивация личности, мотивационный конфликт, избирательное искажение познавательных процессов, понятийное оформление

Рубрика издания: Школа О.К. Тихомирова

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Арестова О.Н. Развитие представлений о роли мотивации в мыслительной деятельности в школе О.К. Тихомирова // Методология и история психологии. 2009. № 4. С. 95–107.

Литература

  1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1998. № 4. С. 40–52.
  2. Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1999. № 3. С. 16–25.
  3. Арестова О.Н. Мотивация как негативный фактор мышления // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 233–243.
  4. Арестова О.Н. Аффективные искажения в понимании пословиц // Вопросы психологии. 2006 а. № 1. С. 83–93.
  5. Арестова О.Н. Психологические механизмы структурирующего влияния мотивации на мыслительную деятельность // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2006 б. № 3. С. 3–14; № 4. С. 10–20.
  6. Арестова О.Н. Диагностика мотивационного конфликта личности с помощью метода пиктограмм // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 161–171.
  7. Арестова О.Н., Глухарева А.В. Индивидуальные особенности поведения в ситуации хронического неуспеха при работе с компьютером // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 1. С. 12–22.
  8. Арестова О.Н., Калинина Н.В. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2000. № 1. С. 20–29.
  9. Березанская Н.Б. Индивидуальные стили использования ЭВМ при решении творческих задач // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / под ред. М.Г. Ярошевского, О.К. Тихомирова. М., 1987. С. 124–167.
  10. Блейлер Э. Аутистическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Вып. 3. Субъект познания. М., 2001. С. 25–29.
  11. Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: канд. дис. М., 1978.
  12. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  13. Васильев И.А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности: автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1998.
  14. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  15. Выготский Л.С. Мышление и речь // Психология развития человека. М., 2005. С. 667–1020.
  16. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Предисловие к хрестоматии по общей психологии // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1980. С. 3–10.
  17. Гурьева Л.П. Умственная деятельность в условиях автоматизации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  18. Джемс У. Научные основы психологии. СПб., 1902.
  19. Копина О.С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982.
  20. Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 3. М., 1964.
  21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.
  23. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999.
  24. Майер Г. Эмоциональное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1980. С. 123–130.
  25. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
  27. Проблемы научного творчества в современной психологии / под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1971.
  28. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.
  29. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  30. Телегина Э.Д., Богданова Т.Г. О влиянии значимости мотива на процесс решения мыслительных задач // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 121–124.
  31. Телегина Э.Д., Волкова Т.Г. Мотивация и процессы целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. М., 1977.
  32. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  33. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А., Войскунский А.Е. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. М.,1999. С. 191–234.
  34. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2005.
  35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М., 1986.
  36. Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М., 1975.

Информация об авторах

Арестова Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1881
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 0