Субъект: от философии и психологии

Аннотация

В статье рассматриваются учения о субъекте в психологии, философии и пограничных областях. Субъект определяется как действующее и познающее начало, необходимым свойством которого является свобода. Психология, как наука двойственного, а именно естественно-научного и гуманитарного, типа, содержит принципиально различные трактовки субъекта, которые можно обозначить как «парадигма сущности» и «парадигма существования». Парадигма сущности, характерная для естественно-научной психологии, рассматривает субъекта как детерминированного, т.е. как агента, превращающего ранее произошедшие с ним детерминации в наличное поведение. Парадигма существования (характерная для экзистенциальной, позитивной и других видов «гуманитарной» психологии) рассматривает субъекта как свободно определяющего самого себя. В философии современные учения о субъекте в основном сводятся к критике картезианской и трансцендентальной парадигм, и в статье подробно рассматривается указанная критика с точки зрения неопределенности границ и единства субъекта. Подробно анализируется связь между субъектностью, свободой, смыслополаганием и отношением субъекта и Других. В заключение рассматриваются представления о субъекте на стыке психологии и философии.

Общая информация

Ключевые слова: психопатология, психофизиология, позитивная психология, сущность, свобода, картезианская парадигма, субъект, экзистенциальная психология, существование, философия субъекта, смыслополагание, эзотеризм

Рубрика издания: От философии к психологии

Для цитаты: Косилова Е.В. Субъект: от философии и психологии // Методология и история психологии. 2010. № 1. С. 102–121.

Литература

  1. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А.В. Брушлинского др. М., 2000. С. 13–26.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Несколько замечаний в связи со статьей А.С. Арсеньева «О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна» // Развитие личности. 1999. № 4. C. 12–20.
  3. Акопов Г.В. Проблема сознания в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 43–64.
  4. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М., 2006.
  5. Аристотель. О душе // Сочинения в 4 т. Т. 1. М., 1976. С. 371–448.
  6. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2003.
  7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 2008.
  8. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. М., 2005.
  9. Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. М., 2006.
  10. Волков Д.Б. Теория сознания Д. Деннета: дис. канд. филос. наук. М., 2008.
  11. Гаррабе Ж. История шизофрении. М.; СПб., 2000.
  12. Гильбурд О.А. Шизофрения: семиотика, герменевтика, социобиология, антропология. М., 2007.
  13. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  14. Грегори Р.Л. Разумный глаз: как мы узнаем то, что нам не дано в ощущениях. М., 2003.
  15. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 2006.
  16. Декарт Р. Сочинения. Т. 1. М., 1989.
  17. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004.
  18. Знаков В.В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 65–74.
  19. История философии / под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М., 2005.
  20. Кабрин В.И. Ноэтическая коммуникация: на пути к релевантному исследованию психологического опыта // Методология и история психологии. 2009. Вып. 3. С. 5–23.
  21. Кемпински А. Психология шизофрении. СПб., 1998.
  22. Колесников А.С., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб., 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/subject.
  23. Косилова Е.В. Философия и психология о сознании // Методология и история психологии. 2009. Вып. 1. С. 25–46.
  24. Кричевец А.Н. О категориях, экзистенциалах и психологическом понимании // Методология и история психологии. 2009. Вып. 3. С. 24–39.
  25. Круглый стол «Субъект и субъективность: аналитические и феноменологические интерпретации». 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/news/24638672.html; http://vfc.org.ru/rus/media/video/index.php?SECTION_ID=82#tb.
  26. Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1996. С. 18–40.
  27. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре бога // Метафизические исследования. Вып. 14. Статус иного. СПб., 2000. С. 218–231.
  28. Лекторский В.А. Субъект, Я // Новая философская энциклопедия. В 4 т. / ред. В.С. Степин. М., 2000.
  29. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
  30. Личность и бытие: субъектный подход. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 11–12 ноября 2005 г. / отв. ред. З.И. Рябикина, В.В. Знаков. Краснодар, 2005.
  31. Лоренц К.З. Оборотная сторона зеркала. М., 1998.
  32. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». СПб., 1995.
  33. Мотков О.И. Субъект как диспетчер личности. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.rsuh.ru/archive/motarticle26.rtf.
  34. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М., 2008.
  35. Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и «описательной» психологий // Методология и история психологии. 2008. Вып. 1. С. 47–57.
  36. Сергиенко Е.А. Развитие идей психологии субъекта А.В. Брушлинского: системно-субъектный подход // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения члена-корреспондента РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2008. С. 54–58.
  37. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.
  38. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века. Долгопрудный, 1994.
  39. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
  40. Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М., 2005.
  41. Тхостов A.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования) // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 3–13; № 3. С. 3–12.
  42. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 2, гл. 80–81. Долгопрудный, 2001.
  43. Фрейд З. Разделение психической личности // Введение в психоанализ. Лекции. Лекция 31. М., 2003.
  44. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
  45. Шабельников В.К. Предметность и субъектность детерминирующего мира в концепциях психологии // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С. 23–40.
  46. Юханссон И. Особое детство. М., 2010.
  47. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
  48. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. СПб., 1999.
  49. Edelman G.M. Neural Darwinism: The theory of neuronal group selection. New York, 1987.
  50. Happé F., Frith U. The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders // J. of Autism and Developmental Disorders. 2006. № 36 (1). P. 5–25.

Информация об авторах

Косилова Елена Владимировна, кандидат философских наук, старший преподаватель философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: implicatio@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1181
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3