Существует ли Я – субъект познания,

Аннотация

Подлежат различению: слово «Я», существующее в культуре («Я» как культурный знак); Я-прообразы в психике – чувственные оттиски «Я» как культурного знака; идея Я в жизнедеятельности индивида. Абсурдны попытки гипостазировать существующее понимание «Я» как производящей основы восприятия, действия, переживания: никакого гносеологического (познающего), волевого (действующего), экзистенциального (переживающего) субъекта, как непосредственной основы активности индивида, нет. Все это – фикции, миражи, мнимости. Анализ, однако, показывает, что они способны обнаруживать свое участие в бытии. Культурные знаки «Я», чувственно запечатленные в психике, будучи прообразами Я, сами по себе еще не являются Я. Но индивид, активность которого опосредствуется прообразами Я – «узорами», «композициями», «рисунками», «чертежами», «иконками» в чувственном материале психического, а также текстами, описывающими взаимоотношения между ними, заявляет о себе как о реальном Я (здесь мнимое Я превращается в Я-подлинное, Я-действительное). Реальное Я есть форма существования индивида, определяемая встречей присущей ему бессубъектной активности со знаками, презентирующими прообразы Я. Прообраз Я превращается в реальное Я, когда опосредует устремленные вовне импульсы индивидуальной активности; вследствие этого мир изменяется и адресует индивиду новые вызовы; на них индивид отзывается новыми импульсами, смешивая их со своей бессубъектной спонтанностью. На каждом новом своем витке активность индивида не только опосредуется знаками Я, но и модифицирует их: они при этом как бы возвращаются к себе самим, превращаясь из посредников индивидуальной активности в ее результат. Таким образом рождается подлинное Я: субъект познания, воли, переживаний.

Общая информация

Ключевые слова: Я, Я-иллюзорное, Я-действительное, субъект, экзистенция, причина себя, прообразы Я, знак, гипостаза, символы бесконечности, опосредование, идея

Рубрика издания: Психологические вариации

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Петровский В.А. Существует ли Я – субъект познания, // Методология и история психологии. 2010. № 1. С. 136–148.

Литература

  1. Агафонов А.Ю. Интервью с В.А. Петровским, д-м психол. наук, профессором, членом-корреспондентом РАО // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4–5. С. 78–90.
  2. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М., 2010.
  3. Зинченко В.П., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Истоки культурно-исторической психологии. М., 2010.
  4. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: дис. д-ра психол. наук. М., 1992.
  5. Петровский В.А. Психология: «непредметность» предмета // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии / под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль, 2004. С. 240–245.
  6. Петровский В.А. Мотив границы: знаковая природа влечения // Мир психологии. 2008. № 3.
  7. Петровский В.А. Логика Я: персонологическая перспектива. М., 2010а (в печати).
  8. Петровский В.А. Смысловые миры личности, или «Во что верит мысль?» // Психология субъекта и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар, 2010б (в печати).
  9. Хант Г. О природе сознания. М., 2004.
  10. Хант Г.Т. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: что такое сознание? // Методология и история психологии. 2009. Вып. 1. С. 61–86.
  11. Ярошевский М.Г., Петровский В.А. Психика // Общая психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005. С. 24–27.

Информация об авторах

Петровский Вадим Артурович, доктор психологических наук, профессор, департамент психологии, факультет социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», член-корреспондент Российской академии образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5931-0738, e-mail: petrowskiy@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1254
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2