Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе

891

Аннотация

В статье затрагивается проблема развития творческих художественных способностей школьников. В организованном экспериментальном обучении, нацеленном на формирование самостоятельного читателя, показано, что у детей от урока к уроку развиваются литературные способности: художественное воображение, наблюдательность и речь. Выявлено, что художественное творчество выступает для детей ведущим, наиболее значимым моментом обучения. Отдельно рассматривается творческая роль учителя в процессе развития литературных способностей.

Общая информация

Ключевые слова: коллективный этюд, коллективное творчество, творческое руководство, творчество, творческие способности

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Новлянская З.Н. Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.

Полный текст

Этюд: «разговор» кочанов капусты

В современном обучении литературе по традиционным программам задача развития творческих художественных способностей школьников заявлена лишь декларативно и чаще всего не решается.

Но, во-первых, задача эта с особой остротой встает в связи с перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности.

Во-вторых, опыт собственного литературного творчества необходим и для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения, к «восхождению» через художественную форму к авторским смыслам и оценкам. Это положение, кратко зафиксированное М. А. Рыбниковой еще в 30-е гг. в формуле «от маленького писателя к большому читателю», общеизвестно и никем не отрицается. Но до сих пор его реализация не обеспечена ни теоретическими разработками, ни содержанием школьных программ, ни соответствующей методикой обучения.

А ведь для того, чтобы понять суть работы автора-художника, лучший способ — побывать в его собственной авторской позиции, решать те же задачи, которые решает автор художественного произведения.

Разумеется, полноправное введение детского художественного творчества в процесс обучения требует и особого педагогического мастерства. Точнее, того творческого руководства, которое поможет ребенку понять суть художественной задачи и направит поиск путей ее решения.

В нашем экспериментальном обучении, осуществленном совместно с Г. Н. Кудиной в школе V 91 Москвы и нацеленном на формирование самостоятельного читателя, развитие художественных способностей детей стало одной из ведущих линий обучения.

Основной метод творческой работы учителя на этой линии — коллективный этюд. С самых первых шагов обучения детей в школе (с I класса) на уроках развития речи и чтения перед классом ставились не формально-языковые, а содержательно-художественные задачи.

Так как подобная работа на уроке содержательна и методически не традиционна, приведем выдержку из протокола одного из уроков-этюдов в первом классе.

В начале урока учительница кладет на стол два кочана капусты, отличающихся друг от друга множеством признаков. Один кочан — большой, рыхлый, растрепанный, грязно-белый. Другой — маленький, плотный, аккуратный, зеленый. Дети с интересом рассматривают предметы, учительница начинает диалог.

Учитель. Что тут такое?

Дима. Капуста

Учитель. Да, два кочана. Они одинаковые?

Дима. Нет!

Учитель. Если не одинаковые, то попробуйте рассмотреть внимательно каждый: какие у них отличительные признаки? Вот у маленького...

Наташа. Маленький и зеленый. Не лохматый.

Учитель. Гладенький!

Миша. Круглый. Неободранный. Ровненький-ровненький, а тот какой-то.

Учитель. Растрепанный!

Миша. Чистый! А тот — грязный.

Дима. Полосочки разные — тоненькие, а тут — толстые.

Наташа. Этот — старый, а этот — молодой.

(.)

Алеша. Это — папа, а это — сынишка.

Павлик. Есть вырезик!

Дима. Один вкусный, а другой — не очень.

Учитель. Видите, капуста у нас разная. А теперь давайте вспомним про волшебство. Если думать по-волшебному, это не просто кочаны, а существа с душой и сердцем. Они живые, у них есть характеры, они могут как-то себя вести, совершать поступки. На основании того, что вы заметили в их внешнем виде, о каких разных характерах, разном поведении можно говорить?

Алеша. Толстый, если бы его продавали, выскочил бы из рук продавца.

Ира. Я сразу про два! Хозяйка купила два кочана, принесла домой. Кот Барсик увидел их, выкатил на крыльцо, они покатились вниз.

Учитель. А где же ответ на мой вопрос? Вы так хорошо их разглядели, столько заметили всего, но за этим надо увидеть разные мысли, чувства, характеры.

Зара. Маленький кочанчик — шаловливый, потому что он — маленький. А маленькие всегда шалят.

Дима. Он шустрый, мог бы пролезть в дыры. Легкий.

Учитель. Как колобок!

Алеша. Я про два! У этого — вид мужественный, пережитый. А этот — еще маленький, как ребенок. Он слушает, что рассказывает большой про свою жизнь.

Данила. Большой — очень драчливый, все бока себе оборвал. И любопытный.

Дима. Маленький — он играет, а если кто полезет — убегает.

Учитель. Но один раз ему все-таки влетело! Вы видели порез маленький?

Юля. Большой так надулся. Он вздыхает.

Дима. От злости! Он ко всем лез, его побили, он надулся!

Маня. Надулся, завидует маленькому.

Учитель. Итак, за внешним видом — характер. Вы смогли его угадать. Смотрите сколько вариантов! Выберем один.

Дима. Маленький — шаловливый, всегда убегает. Большой — надутый и драчливый.

Андрей. Маленький — шаловливый, как у Димы. А большой — важный и добрый.

Учитель. Давайте возьмем два варианта. Первый: большой — заслуженный, пожилой, много повидавший, добрый; маленький — молодой, шаловливый, заработал свой первый рубец. И второй: большой — забияка, дерется, весь растрепанный от драк, с ним никто не хочет дружить, он обиделся; маленький — со всеми ладит, не встревает в драки. А теперь подумайте, где бы они могли встретиться друг с другом?

Рафик. На базаре!

(...)

Зара. На грядке!

Дима. На кухне.

Ира. В столовой.

Алеша. В авоське.

Маша. На дороге. Везли в машине. Много-много. Большой и маленький скатились на дорогу. Катились, катились, потом большой остановился, и маленький на него наскочил.

Юля. Они жили, и маленький играл в песочек.

Учитель. А как же он мог играть в песочек? Подумай еще.

Ира. Капусту привезли с грядки, тетя купила два кочана, принесла в столовую, положила на стол.

Алеша. В авоське. Они были в разных магазинах, купила хозяйка большой, посмотрела, подумала: «Хороший, но для гостей еще нужен». Пошла в другой магазин и еще один купила. Между ними были другие продукты. Большой растолкал продукты и пролез к маленькому.

Юля. Купила два кочана капусты, отнесла в дом, а там было много мышей, и их ходы выходили на улицу. Кочаны скатились в норку, выкатились на улицу.

Учитель. Так может быть? Дима. Нет! Они же большие, а норка — маленькая.

Учитель. Давайте поможем Юле. Как они могли встретиться на детской площадке?

Павлик. Купили в магазине, и они выкатились, и два озорных мальчика закатили их на площадку для игр.

Зара. Купила два кочана, проходила мимо площадки, сумка порвалась, и кочаны выкатились.

Саша. Она заметила бы — легко нести стало.

Рафик. Сумку поставила на лавку, села, а они выкатились.

Учитель. А почему на грядке им труднее встретиться?

Павлик. На грядке они растут и уже встретились.

Миша. Как бы он там ободрался?

Учитель. Хорошо! На грядке они были бы давно знакомы и выглядели бы по-другому. Вы сегодня хорошо работали. И рассмотрели предметы внимательно, и сумели их в зависимости от внешнего вида наделить разными характерами, и придумали разные случаи, которые помогли им встретиться. Теперь вам осталась совсем немножко — придумать, о чем они могли бы разговаривать. Это вы сделаете дома. Итак, домашнее задание — сочинение «Разговор капусты».

Вы сегодня хорошо работали. И рассмотрели предметы внимательно, и сумели их в зависимости от внешнего вида наделить разными характерами, и придумали разные случаи, которые помогли им встретиться. Теперь вам осталась совсем немножко — придумать, о чем они могли бы разговаривать. Это вы сделаете дома. Итак, домашнее задание — сочинение «Разговор капусты».

Как можно было видеть, в процессе урока, подготавливая детей к работе над сочинением, учитель ставит перед ними последовательно ряд задач. Во-первых, привлекает их внимание к неповторимости внешнего облика предметов, к его чертам и конкретным чувственным признакам, что должно помочь ребенку в дальнейшем сохранить в своем рассказе «узнаваемость» предмета, сделать его облик «говорящим», выразительным. Во-вторых, ставит перед детьми задачу выразить в устном высказывании оценку предмета через «угадывание» по внешнему облику его возможного характера, передать отношение к тому, о чем говорится. Причем, решая эту задачу, дети под его руководством открывают, что одни и те же внешние признаки могут говорить о разных чертах характера (большой, растрепанный кочан у одного ребенка — «заслуженный, много поживший», у другого — «забияка, растрепали в драках»). В-третьих, способствует воображаемому переходу на точку зрения героя, взгляду на мир не со своей, а с его позиции, с точки зрения его представлений и ценностей.

К решению последней задачи в том этюде, работа над которым велась на описанном нами уроке, дети только приступили, обсуждая ситуацию встречи героев будущего сочинения. Закончить ее решение они должны в самостоятельной работе дома. Этот урок — далеко не первый в числе уроков-этюдов, такое самостоятельное задание означает переход от коллективного творчества под руководством учителя к самостоятельному творчеству. (Отметим, что на первых этапах записывали детские сочинения родители, не вмешиваясь в процесс творчества, а лишь выполняя технически трудную для маленького автора работу.)

Научить ребенка «удерживать» единство этих трех задач — работа непростая, но по-настоящему творческая, а главное — дающая поразительный результат. Ребенок становится способным создать условный художественный мир, «вживаться» в него (переходя на точку зрения героя) и выходить за его пределы (выражая собственное отношение к этому герою).

Творчество учителя в такой работе с ребенком должно содержать по крайней мере три обязательных момента. 

Во-первых, необходимо найти такие темы этюдов, которые требовали бы, провоцировали бы «отношенческую» позицию ребенка к бытию (например: «Моя осень», «Весеннее настроение», «Хлеб глазами сытого и голодного», «За моим окном, когда мне грустно», «В такой вот зимний-зимний вечер», «Одинокое дерево» и т. п.»).

Во-вторых, вместе с детьми «открыть» в описываемых предметах и явлениях те перцептивные («натуральные», воспринимаемые органами чувств) признаки, которые могли бы стать выразителями отношения (например, коллективно поработать с реальными предметами: кочанами капусты, кастрюльками, осенними листьями и т. п. перед сочинениями «Разговор капусты», «Характер кастрюли», «Приметы осени»).

В-третьих, помочь детям системой наводящих вопросов представить себя на месте другого существа и посмотреть на мир «его глазами» (например: как рассказала бы собака о медали, полученной на выставке? Как выглядит она с собачьей точки зрения? Может ли собака ценить в ней то, что ценит человек? и т. п.).

В результате выстраивается целая система этюдной работы, развивающая одновременно художественное воображение, наблюдательность и речь ребенка.

Участвуя в коллективной творческой работе и выполняя следующие за ней индивидуальные задания, ребенок осваивает средства художественной выразительности в ходе практического решения содержательных художественных задач, а потому — незаметно для самого себя; такое освоение не требует дополнительной мотивации.

Система творческих этюдов дает наибольший эффект, если она «встроена» в своеобразное кольцо уроков: коллективный творческий этюд — «открытие» того, как решает ту же задачу писатель в художественном тексте, — самостоятельная творческая работа на ту же или сходную тему — коллективное обсуждение результатов этой работы в классе. В результате от урока к уроку развиваются литературные способности ребенка и совершенствуется мастерство учителя, который просто не может вести коллективный этюд или обсуждение, сам не участвуя в нем как творец, как своеобразный дирижер, направляющий творчество детей в нужное русло. Происходит как бы своеобразный процесс обмена способностями всех участников урока. Более наблюдательные дети «обучают» менее наблюдательных (нередко — и своего учителя), «фантазеры» направляют фантазию остальных, обогнавшие других в речевом отношении помогают речевому развитию всего класса. Следует отметить, что обсуждение детских сочинений в классе имеет не менее важное значение, чем сами творческие сочинения. Ведь в ходе таких обсуждений дети учатся оценивать свои (и своих товарищей) художественные находки и промахи, учатся даже художественной «доработке» текста (через задания типа «поможем автору») и таким образом присваивают средства художественной работы с художественным текстом, которые со временем становятся средствами и самооценки собственного творчества и оценки литературных произведений. Для учителя, так же как и для детей, уроки-обсуждения не менее творческие уроки, чем коллективные этюды-сочинения. Более того, они требуют создания в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству другого, особого такта и чуткого реагирования на порой непредсказуемые детские высказывания (хотя при определенном опыте работы учителя таких высказываний становится не так уж много: если вопрос к тексту поставлен корректно и точно, ответ на него можно предсказать).

Проиллюстрируем все сказанное из протокола урока, на котором первоклассники обсуждали свои сочинения «Разговор капусты».

Учитель. Когда мы говорим о сочинениях, кем мы бываем?

Дети. Читателями. Слушателями. Оценивателями.

Учитель. Мы бываем критиками, читателями-критиками. Какое сочинение вы писали?

Дети. Про разговор капусты.

Учитель (пишет на доске). Разговор. Как лучше дальше?

Дети. Разговор двух капуст. Разговор двух кочанов.

Учитель. Разговор кочанов капусты. Любой разговор? Или было задание, которое все усложнило?

Павлик. Чтобы в разговоре — черты характера.

Учитель. Внешний вид нам сказал о чертах характера. И разные характеры разные ребята находили у одного и того же кочана, помните? Нужно было выбрать характеры и написать сочинение так, чтобы они были ясны, видны в разговоре. Трудное задание. И сегодня нам нужно поучиться, как же через разговор передать характер. Начнем с работы Алеши:

«Я живу на краю капустного поля. И две мои внучки живут со мной. А вот одну мою внучку слопал козел. И теперь мы живем вдвоем. А мимо нас еще иногда ходит мальчик, за которым бегает страшная черная собака и хочет нас съесть. А однажды нас сорвали, бросили куда-то, в какой-то ящик на колесах и куда-то утащили. А потом посадили в клетку, где было много капусты. А потом нас купила хозяйка и пошла домой. Вынула из авоськи и сделала из нас пироги. А потом нас мальчик съел».

Выполнил ли Алеша задание? Интересна ли его работа?

Дети. Да. Очень.

Учитель. А что же вам очень понравилось?

Павлик. Маленький недостаток — разговор не получился.

Учитель. Не торопись! Сначала скажем, что понравилось. Про недостатки — после.

Саша. Как козел съел капусту маленькую.

Зара. Там есть рассказчик-герой!

Учитель. Правильно, Зара! И точка зрения капусты хорошо выдержана.

Алеша. Он рассказывает быстро, не очень подробно, но все понятно.

Учитель. Есть внутреннее движение. Все получилось, кроме...

Павлик. Разговора.

Учитель. Алеша поставил другую задачу. Хорошая работа, но не на нашу тему. Поэтому такие работы мы сегодня больше читать не будем, вы их сами в журнале прочтете. А вот послушайте теперь работу Лены:

«Меня купили в магазине. Затем положили в сумку и куда-то понесли. В сумке уже кое-кто был. Длинный, зеленый, которого звали «огурец», и много красных коротышек, называвшихся «морковками». Вскоре нас положили в ящик, где было довольно прохладно. Кроме нас здесь были и другие. Вдруг я увидел, что и у меня здесь есть родственник. Он тихо лежал в углу и очень обрадовался, когда увидел меня. Он сказал:

— Как ты сюда попал? Я очень рад, что увидел тебя. Мне здесь скучно и одиноко. Иди сюда.

Я с радостью принял приглашение. Он подвинулся, и я уютно устроился рядом.

— Откуда ты приехал? — спросил большой кочан.

— Я приехал с юга. Там мы росли около речки, нас было много. Что-то ты очень похож на одного из них.

— И ты что-то похож на моих знакомых, и я рос у речки. Значит, мы росли на одной грядке?

— Правда, мы соседи. Я теперь тебя хорошо узнал. Как хорошо, что мы опять встретились».

Учитель. Понравилось?

Дети. Очень.

Наташа. Разговор получился.

Алеша. И еще тем, что там хорошо рассказано. Встреча радостная.

Саша. Выразились черты характера — они добродушные.

Учитель. Вспомним наши кочаны. Разные они были? Разные у них были характеры?

Дети. Да.

Учитель. А эта разница характеров есть в разговоре?

Дима. Да.

Учитель. От лица кого ведется разговор?

Дима. Мне показалось, что от лица маленького.

Другие дети. Это маленький! Нет, большой!

Дима. Который приехал, тот маленький.

Павлик. Откуда ты знаешь?

Дети. Сорвали большой кочан, а потом маленький вырос, и его сорвали.

Учитель. А по словам можно понять, какой большой, какой маленький?

Маня. Нельзя понять.

(...)

Алеша. Он маленькому сказал, как сказал бы большой.

Учитель. А где этому доказательство в тексте? Мне не ясно, какой большой, какой маленький. По-моему, все их слова легко поменять местами.

(.)

А теперь послушайте сочинения Павлика.

«Однажды к магазину подъехали два больших грузовика, в которых была капуста. Когда капусту выгрузили из машин, то два кочана выкатились на землю: один — большой, другой — маленький. Они столкнулись и заметили друг друга.

Маленький кочан спросил:

— Как тебя зовут?

— Толстяшка. А тебя?

— Худышка!

Потом они пошли и стали говорить.

Маленький кочан сказал:

— Я хочу стать воздушным шариком.

— А я хочу стать футбольным мячом.

Но в это время подошел продавец и сказал:

— Ой-ей! Какие же грязные два кочана.

И положил их на весы».

Учитель. Вам было весело слушать, вы смеялись. Все тут получилось?

Миша. Хорошо, что Павлик им как бы имена дал — Худышка, Толстяшка.

Учитель. А одним этим словом говорится о характере?

Саша. Нет, не говорится.

Миша. Говорит, у них у двух — веселые.

Павлик. Один — толстый, другой — худой.

Учитель. А мечты кочанов что-нибудь говорят об их характерах?

Маня. Нет.

Аня. Жесткий, твердый характер не мог бы захотеть стать воздушным шариком, а маленький и мягкий не захотел бы быть мячом.

Учитель. Да, один нежный — ему бы летать, а твердый — футбольный мяч, ему ведь так достается. Интересная находка. И оба наших кочана можно узнать.

А вот Олина работа.

«Купила мама большой-большой и толстый кочан капусты, а бабушка тоже купила кочан капусты, но маленький. Встретились эти кочаны на кухонном столе. Познакомились они и стали разговаривать. Большой кочан стал хвастаться:

— Я большой и толстый и самый вкусный, потому что во мне много соку.

— А я, — сказал маленький кочан, — я молоденький и сочный, и не такой развалистый, как ты. Я чистенький и аккуратный.

Тут в кухню вошла девочка, увидела капусту и стала просить:

— Дайте мне капусты от маленького кочана».

Учитель. Что скажете?

Юля. Получился интересный разговор. Один — зазнайка...

Аня. А другой: ну и что? Я тоже не хуже тебя!

Учитель. И их спор решается очень просто. Как? Кто был прав?

Лена. Девочка вошла и сказала: «Дай от маленького».

Учитель. И мы видим, кто больше хвастался. А теперь последняя работа, сочинение Иры.

«На огороде росла Большая Капуста. Она жила хорошо, пока не появилась на свет Маленькая Капуста. Большая Капуста все время ссорилась с Маленькой Капустой. Грядка, на которой росли две капусты, была королевская. Однажды в огород пришла повариха, чтобы сорвать несколько кочанов к королевскому столу. Она увидала самую большую капусту и сорвала ее. Поскольку королевский замок был далеко, а капуста очень тяжелая, ей пришлось идти за тележкой. Когда она ушла, капусты затеяли разговор.

— А вот ты знаешь,— сказала Большая Капуста маленькой, — я попаду во дворец на королевский бал. Видишь, меня выбрали, потому что я такая большая, красивая и толстая. А ты будешь пылиться здесь на жарком солнце.

— Красивая, толстая и хвастливая, — прошептала Маленькая Капуста.

Потом пришла повариха, погрузила Большую Капусту на тележку, привезла ее в королевский замок и сварила из нее щи.

— Лучше бы я осталась на пыльном солнышке, — сказала Большая Капуста, когда ее бросали в суп.

— Везет же этой Большой Капусте. Она попала на королевский бал, а мне все лежать и лежать здесь на грядке, — подумала Маленькая Капуста».

Учитель. Как отнесемся к этой работе?

Дима. Маленькая лучше, чем большая.

Учитель. А с задачей нашей Ира справилась?

Зара. Да.

(.)

Алеша. Ира справилась и сделала получше: когда бросали в щи, как бы овал получается: маленькая думала, хорошо бы во дворец, а большая — хорошо бы в грядку. И разговор у нее получился хороший. И сразу можно определить по этому разговору, какой характер.

Учитель. И мое читательское мнение — работа удачная. Спасибо всем, кто сочинял, и всем, кто помогал оценить работы и расти нам как читателям».

В заключение отметим еще один из важнейших моментов руководства детским творчеством — переход учителя от привычной системы отметок по пятибалльной системе, которыми принципиально нельзя оценивать художественное творчество, к системе оценок, которые он дает или в сотворчестве с детьми на уроке-обсуждении, или через другие формы поощрения (чтение работы как наиболее удачной, публикация в стенгазете, классном литературном журнале и т. д.).

Наш эксперимент показывает, что художественное творчество выступает для детей ведущим, наиболее значимым моментом обучения и «подтягивает» за собой общий уровень читательского восприятия у детей и специальных умений. Поэтому без овладения методикой руководства детским творчеством невозможна полноценная творческая работа современного учителя литературы.

Информация об авторах

Новлянская Зинаида Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428, e-mail: zinaidann@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1648
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 891
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0