Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе

868

Аннотация

В статье затрагивается проблема развития творческих художественных способностей школьников. В организованном экспериментальном обучении, нацеленном на формирование самостоятельного читателя, показано, что у детей от урока к уроку развиваются литературные способности: художественное воображение, наблюдательность и речь. Выявлено, что художественное творчество выступает для детей ведущим, наиболее значимым моментом обучения. Отдельно рассматривается творческая роль учителя в процессе развития литературных способностей.

Общая информация

Ключевые слова: коллективный этюд, коллективное творчество, творческое руководство, творчество, творческие способности

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Новлянская З.Н. Творческие учебные задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2.

Фрагмент статьи

В современном обучении литературе по традиционным программам задача развития творческих художественных способностей школьников заявлена лишь декларативно и чаще всего не решается.

Но, во-первых, задача эта с особой остротой встает в связи с перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности.

Во-вторых, опыт собственного литературного творчества необходим и для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения, к «восхождению» через художественную форму к авторским смыслам и оценкам. Это положение, кратко зафиксированное М. А. Рыбниковой еще в 30-е гг. в формуле «от маленького писателя к большому читателю», общеизвестно и никем не отрицается. Но до сих пор его реализация не обеспечена ни теоретическими разработками, ни содержанием школьных программ, ни соответствующей методикой обучения.

А ведь для того, чтобы понять суть работы автора-художника, лучший способ — побывать в его собственной авторской позиции, решать те же задачи, которые решает автор художественного произведения.

Разумеется, полноправное введение детского художественного творчества в процесс обучения требует и особого педагогического мастерства. Точнее, того творческого руководства, которое поможет ребенку понять суть художественной задачи и направит поиск путей ее решения.

В нашем экспериментальном обучении, осуществленном совместно с Г. Н. Кудиной в школе № 91 Москвы и нацеленном на формирование самостоятельного читателя, развитие художественных способностей детей стало одной из ведущих линий обучения.

Основной метод творческой работы учителя на этой линии — коллективный этюд. С самых первых шагов обучения детей в школе (с I класса) на уроках развития речи и чтения перед классом ставились не формально-языковые, а содержательно-художественные задачи.

Так как подобная работа на уроке содержательна и методически не традиционна, приведем выдержку из протокола одного из уроков-этюдов в первом классе.

Информация об авторах

Новлянская Зинаида Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428, e-mail: zinaidann@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1542
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 868
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0