Детализация образа как показатель образно-пластического творчества дошкольников

87

Аннотация

На основе проведенного автором анализа и краткой характеристики творчества и воображения, имеющихся данных об их свойствах и возрастных особенностях делается вывод о недостаточности исследований особенностей творчества дошкольников. Приводятся результаты диагностического обследования (1993–2000 гг.) возрастных особенностей детей 3–7 лет в детализации двигательно-пластического образа. В диагностике по авторской методике «Заяц и волк» участвовали 192 ребенка; им предлагалось воплотить сюжет «сказки» средствами языка движений. Выявлено: в младшей группе преобладают схематичные движения, обозначающие образ; в средней группе растет доля «комплексных» образных движений; в старшей и подготовительной группах преобладают «комплексы» (частичные и целостные) и растет число последовательностей образных движений, передающих фазы действий персонажа. Статистический анализ (по критериям H Краскела-Уоллиса и U Манна-Уитни) выявил значимые различия в детализации образа между разными возрастными выборками и отсутствие таковых между мальчиками и девочками (в разные годы).

Общая информация

Ключевые слова: творчество, вербальное творчество, культура образа, реалистическая деталь, язык движений, дошкольная педагогика

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290101

Получена: 03.02.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Горшкова Е.В. Детализация образа как показатель образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 1. С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2024290101

Подкаст

Полный текст

Введение

Один из первичных аспектов изучения особенностей образно-пластического творчества дошкольников [9] – это рассмотрение различных взглядов на природу и особенности творчества, его происхождение, развитие. При этом обнаруживается различная интерпретация содержания творчества и связанных с ним понятий. Так, «творчество» понимается как процесс [19], вид деятельности [4; 5; 8; 9] или высший уровень развития любой деятельности [15], продукт этой деятельности [19], как реализация миссии человечества в познании мира [2; 3; 15]; «продуктивное воображение» – как психологический процесс, лежащий в основе творчества [4; 5; 13], как одна из универсальных творческих способностей [13; 14]; «креативность» – как способность к творческой деятельности, мышлению [1; 12].

До сих пор определение творчества «дается по его результату, который характеризуется через новизну продукта» [3, с. 64]. В противовес этому предлагается рассматривать в качестве показателя творчества его механизм, суть которого – «развитие деятельности по собственной инициативе», с выходом за пределы поставленной задачи, руководствуясь мотивом «все знать и понимать», а не ради достижения и успеха [3; 14]. Однако применительно к дошкольникам актуально также рассматривать поэтапность развития показателей творчества, которая носит не только возрастной, но и индивидуальный характер. Подобные исследовательские позиции нацелены на внутренний процесс и результат, значимый для самого творца и мотивирующий его к дальнейшему развитию. У детей значимость результата носит субъективный характер как отражение новизны в их индивидуальной «истории» развития.

Противоположная позиция представлена в ряде современных зарубежных исследований, нацеленных на развитие творческого потенциала одаренных детей ради их творческой продуктивности, требующего внешней поддержки, предоставляемой «только тому, кто готов полностью погрузиться в этот процесс» [18, с. 24–25]. Надо полагать, только такое погружение гарантирует не напрасную трату средств на взращивание будущего талантливого производителя, который сможет обеспечить «отдачу» и преумножение вложенных усилий. Смещение акцента исследований с выявления общих способностей к «поиску потенциальных способностей, важных для конкретных сфер деятельности» [18, с. 24], которые можно развивать со школы, становится одной из причин малочисленности исследований по дошкольному возрасту, несмотря на подчеркивание важности раннего выявления у детей способностей, включая творческие. Исследования творческого потенциала проводятся с детьми до 6 лет, чтобы «понять первоначальное возникновение и развитие креативности», а также развивать «творческое мышление» с помощью «интерактивных творческих задач, основанных на движении» [20]. Под «моторным творчеством» чаще понимаются «новые способы гармоничного действия или адекватного поведения в новых ситуациях» [21].

В одном из зарубежных исследований с детьми 5–6 лет креативность (творческое начало) усматривается в использовании символических средств в игре с социальными ролями [6]. Отмечается: понимание детьми смысла своих ролевых действий поэтапно переводит опору смысла игры от действий с реальными предметами и их заместителями – на отношения с другими детьми – к творческому осмыслению «отношений своего персонажа с другими, с учетом правил» [6, с. 43]. После развивающего воздействия отмечалась «глубокая эмоциональная погруженность детей в свои роли» [6, с. 44], сознательное соотнесение ролевых действий своих и других персонажей, что позволяло детям выполнять «ролевые действия наилучшим образом, в полной мере представляя изображаемый персонаж» [6, с. 45]. По обобщенному описанию в статье не понять, в чем именно проявлялись «эмоциональная погруженность» в роль и «выполнение ролевых действий наилучшим образом»; однако отчасти эти результаты «перекликаются» с нашими, приведенными далее.

Измерение продуктивности творчества – одно из главных направлений исследований как за рубежом [1; 6; 12; 19], так и в отечественной психологии [8; 12; 13]. Создание тестов дивергентного (творческого) мышления связано с концепцией Дж. Гилфорда [13; 19] и первыми психометрическими инструментами, которые продолжают широко использоваться в современных исследованиях и образовательной практике [19, с. 10]. Показателями творческого мышления традиционно признаются: гибкость, беглость, пластичность, точность, подвижность, оригинальность, разработанность, а также общая оценка характера ответа экспертами [1; 7; 12; 13; 19].

Кратко рассмотрим особенности продуктивного воображения, в том числе применительно к дошкольникам. Выявление закономерностей становления воображения в дошкольном детстве важно потому, что именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития [13, с. 5]; оно, по словам Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, признается «главным “психологическим завоеванием” дошкольного детства» [14, с. 59].

Потребности, возникающие из неприспособленности к окружающим условиям, – это импульс, движущая сила воображения, которое становится источником творчества [1; 4; 5]: элементы жизненных впечатлений, опыта комбинируются в новые сочетания, объединяясь по принципу общего аффективного тона [16] или по закону общего эмоционального знака [4; 5], а также – согласно идее или замыслу, что делает новые сочетания носителями смысла [17]. Воображение, «кристаллизованное» в продуктах творческой деятельности [16], «начинает реально существовать в мире» и становится «новой активной силой, изменяющей реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения» [4, с. 15–16], в котором интеллектуальный и эмоциональный факторы обоюдно необходимы [4].

Л.С. Выготский считал существенным для воображения отход от действительности в относительно «автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности» [5, с. 130], что создает возможности свободного действия [5].

Он указывал на переломный момент в развитии воображения, который совпадает с появлением речи, посредством которой ребенок освобождается «от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы» [5, с. 123]. Но при этом подчеркивал, что детскому воображению присущ двигательный характер, который у дошкольников встречается в драматизации, наиболее близкой к игре, где дети действенно изображают образы (персонажей) «при посредстве собственного тела» [4, с. 89].

Работы автора о развитии у дошкольников образно-пластического творчества [8–11 и др.] связаны с изучением особенностей продуктивного воображения, которое проявляется и может активно развиваться в этой деятельности. Образно-пластическое творчество – это художественно-игровая деятельность дошкольников, в которой главным средством воплощения образов персонажей в контексте сюжета является язык движений – произвольные выразительные движения и телесная пластика ребенка. Развитие образно-пластического творчества оценивается по пяти показателям [8], один из которых – детализация образа – характеризует сочинительское творчество дошкольников, т.е. отражает способность детей при построении образа «связывать» движения (рук, ног, корпуса, головы, мимики) в комплексные сочетания и последовательности, составляющие основу композиции (или ее фрагментов) и воплощающие образный смысл согласно воображаемой ситуации. Этот показатель близок к таким критериям творческого мышления, как «точность» и «разработанность» деталей, но не совпадает с ними, т.к. характеризует не только продукт творчества, но и этапность становления способности «сочинять» на языке движений.

Результаты исследования особенностей детализации двигательно-пластических образов, воплощаемых дошкольниками, описаны далее.

Методы

Цель исследования: выявить возрастные особенности дошкольников в детализации образа, рассматривая ее в качестве показателя образно-пластического творчества.

Гипотеза. На протяжении дошкольного детства усложняется детализация детьми образа (персонажа) при его творческом воплощении средствами выразительных движений.

Характеристика испытуемых: 193 ребенка 3–7 лет из детских садов г. Москвы (табл. 1). Состав мальчиков и девочек в среднем примерно равный: 51% и 49%.

Таблица 1. Количественный состав групп детей

Группы

Годы диагностики

Младшие

Средние

Старшие

Подготовительные

1993

––

13

14

––

1994

32

18

15

19

1997

––

16

11

21

2000

34

––

––

––

Стандартное отклонение

0,504

0,791

0,797

0,506

Число детей по возрасту

66

47

40

40

% мальчиков

43,6

53,2

52,5

55

% девочек

56,4

46,8

47,5

45

 

Схема исследования – индивидуальная диагностика и сравнение полученных данных по возрастам и внутри каждого возраста.

Методика «Заяц и волк» (авт. Е.В. Горшкова) создана в 1993 г. для выявления особенностей образно-пластического творчества дошкольников. Ребенку предлагалось с помощью выразительных движений воплотить сюжет из 12 эпизодов (процедура проведения, система оценки подробно описаны ранее [8]).

Каждый эпизод «сказки», воплощенной ребенком, оценивался в баллах в зависимости от способа детализации. По сумме баллов определялся индивидуальный уровень развития детализации образа: «нулевой» – пропуск эпизодов, отсутствие детализации; низкий: 0,5–2,0 балла; средний: 2,5–7,5 баллов; высокий: 8–12 баллов (качественная характеристика уровней – далее).

При обработке результатов использовались методы качественного анализа и математической статистики с применением программы SPSS для сравнения полученных данных по критерию H Краскела-Уоллиса (для трех и более выборок) и при попарном их сопоставлении по критерию U Манна-Уитни.

Результаты

Обнаружены следующие способы «решения» отдельных эпизодов: их пропуск; движения, не отражающие образ; «схемы»; «комплексы»; последовательности движений, – которые встречаются во всех возрастах, но в разных соотношениях (табл. 2). Детализация образа начинается с использования «комплексов», соответствующих образу.

Таблица 2. Соотношение способов детализации в разных возрастах, в %

Группы

«Решения»

Младшие

Средние

Старшие

Подготовительные

Отказ, пропуск эпизода

29,4

22,3

9,3

6,6

Необразное движение

18

5,4

6,7

0,4

Одиночное схематичное движение («схема»)

27,6

26,2

27,2

11,7

«Комплекс»

Нецелостный (образ частичный)

17,7

34,2

31,7

51,9

Целостный (образ «всем телом»)

2

4,1

10,3

10,7

В целом («комплексы»):

19,7

38,3

42

62,6

Последовательности

(А) – варианты равнозначных движений

2,4

2,7

4,4

7,7

(Б) – конкретизация действия (из «схем» и «комплексов»)

2,9

5,1

9,6

10

(В) – конкретизация действия (только из «комплексов»)

0

0

0,4

0,2

(Г) – «связная ткань» (фрагменты композиции)

0

0

0,4

0,8

В целом (последовательности):

5,3

7,8

14,8

18,7

 

По данным количественного анализа, в младших группах характерно преобладание схематичных, недетализированных, образных движений, а также необразных движений; велика доля пропущенных эпизодов; детализация отмечена лишь в 25% случаев.

В средних группах на треть снижается доля пропусков и вдвое возрастает процент «комплексов». Наиболее характерно использование схематичных движений и нецелостных «комплексов». Появляются первые последовательности движений (фрагменты композиции), но их число не существенно (суммарно доля детализированных решений – 40,1%).

В старших группах еще в 2,5 раза сокращается число пропусков эпизодов. Растет процент «комплексов» и вдвое вырастает доля последовательностей (суммарно – 56,8%).

И наконец, в подготовительных группах преобладают «комплексы» и последовательности образных движений (81,3%).

Качественные особенности по уровням детализации образа в разных возрастах. Из-за пропусков эпизодов и использования схематичных (недетализированных) движений результаты по данному показателю снижаются. Признаки детализации образа связаны с использованием комплексов и последовательностей образных движений, которые на разных уровнях детализации имеют качественные особенности, при этом обнаруживается значимая прямая корреляция с развитием показателя исполнительской (эмоционально-образной) выразительности (во всех возрастах Ккор ≈ 0,8) [8].

Дети с низким уровнем детализации образа (в любом возрасте: от 3 до 7 лет) используют нецелостные «комплексы», объединяя 2–3 образных движения, как отражающие образ, так и не вполне подходящие (стереотипы образных движений не отвечают заданному образу; мимика и пластика рассогласованы). Последовательности практически не используются. Как правило, эмоциональное сопровождение (радостное или безразличное) отражает, скорее, отношение ребенка к выполняемому заданию, а не особенности изображаемого образа.

Средний уровень. Наряду с «комплексами» с разобщенными деталями появляются целостные, непротиворечивые «комплексы», в которых все составляющие движения соответствуют заданному образу. Последовательности движений (в 1–2 эпизодах сюжета – у младших и средних дошкольников и в 3–5 эпизодах – у старших) включают не только схематичные, но и нецелостные «комплексы» образных движений. Эмоциональное проживание образа фрагментарное, как правило, «по-эпизодное», однако бывает достаточно ярким при использовании целостных «комплексов» (образном движении «всем телом»).

Высокий уровень (у незначительного процента старших дошкольников). Около половины фрагментов «сказки» дети воплощают с помощью связных последовательностей образных движений (в исключительных случаях – даже в подавляющем большинстве эпизодов), а в остальных фрагментах используют «комплексы» движений. Как правило, сопровождается эмоционально-выразительным исполнением.

На разных уровнях детализации в построении последовательностей движений обнаружены два основных принципа (А и Б).

А) Вариативность равнозначных по смыслу движений, передающих одно действие с неизменным настроением персонажа и его перемещением в (неопознаваемом воображаемом) пространстве; чаще встречался в эпизодах «зайчик веселый», «зайчик гуляет»: чередуются разные виды прыжков в продвижении, в повороте вокруг себя – одинаковы во всех возрастах.

Б) Смысловая конкретизация, обогащение подробностями поведения персонажа – в ситуациях взаимодействия, реагирования одного персонажа на другого (зайчик пугается или прогоняет волка; волк пугается зайчика); как правило, чем старше дошкольник, тем больше фаз развития эмоции воплощается в образном движении (в рамках одного эпизода) и тем более эмоционально-выразительно исполняется образ, с акцентом на эмоции персонажа, а не на его характерную пластику; пространство проживается и обыгрывается относительно воображаемого противника.

Затем появляются сложные последовательности, состоящие только из «комплексных» движений; даже бывает объединение нескольких эпизодов в связные фрагменты композиции (варианты В и Г – см. табл. 2).

Наращивание детализации образа отражает обогащение, рост конкретизации его содержательных особенностей благодаря углублению понимания детьми его смысла.

Статистический анализ результатов по возрастам.

По каждой возрастной выборке определялись средние значения индивидуальных итоговых результатов, полученных в разные годы, и сравнивались между собой по критерию H Краскела-Уоллиса и при попарном сопоставлении по критерию U Манна-Уитни. В результате были выявлены статистически значимые различия: на рис. 1 они выделены «звездочками».

Рис. 1. Сравнение средних оценок за методику в целом в четырех возрастных выборках (в разные годы)

С учетом этого из сравнения средних значений были исключены данные за 1993 год (в младших и старших группах) и за 1994 год (в подготовительной группе). За их вычетом данные сопоставлялись с аналогичными результатами за все годы (рис. 2), что не обнаружило принципиальной разницы в тенденции развития детализации образа: в течение дошкольного детства возрастает способность детей детализировать двигательно-пластический образ.

Рис. 2. Сравнение средних значений итоговых результатов детализации образа по возрастам

Уровни детализации образа у детей разных возрастов сравнивались двумя способами.

Их процентные соотношения (рис. 3) выявили у детей от 5 до 7 лет (средние – подготовительные группы) преобладание «комплексов» образных движений (средний уровень детализации образа); в младших группах из-за большой доли схематичных движений преобладает низкий уровень детализации.

Рис. 3. Уровни детализации по возрастным выборкам

Статистический анализ результатов четырех возрастных выборок двумя циклами по критериям H Краскела-Уоллиса и U Манна-Уитни обнаружил статистически значимые различия между возрастными группами, кроме пары: старшая и подготовительная (0,059>0,05), однако тенденция к значимости различий намечается и здесь.

Сравнение уровней детализации у мальчиков и девочек одного возраста (отдельно по годам) выявило (по критерию U Манна-Уитни) отсутствие статистически значимых различий между ними. Исключение составили две старшие группы в 1994 и 1997 гг., где у девочек результаты существенно выше, чем у мальчиков. Таким образом, можно утверждать, что способность к детализации образа в ходе его творческого воплощения посредством выразительных движений, как правило, не зависит от пола ребенка.

Обсуждение

Основные способы построения образа посредством выразительных движений – «схемы», «комплексы», последовательности – аналогичны уровням качественного показателя продуктивного воображения (по методике О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур») [13]. Так, схематичные (недетализированные) образные движения аналогичны схематичным предметным изображениям в рисунке и преобладают у младших дошкольников; комплексные образные движения аналогичны наполнению предметного изображения деталями (в рисунке) и становятся характерными для среднего дошкольного возраста; а последовательности образных движений, которые составляют основу образно-пластической композиции, аналогичны уровням действий и сюжета в рисунке. Это позволяет допустить, что детализация образа как показатель сочинительского образно-пластического творчества дошкольников отражает общие тенденции развития качества детского воображения. А оригинальность двигательно-пластического образа отражает развитие количественного показателя воображения [10].

Нецелостные «комплексы» как наиболее характерный для дошкольника способ детализации образа (персонажа) имеют место потому, что образное движение выполняется не всем телом, а между выразительными движениями разных частей тела могут возникать противоречия. Это происходит из-за того, что во время воплощения образа у ребенка наблюдаются и его собственные выразительные движения как «прорывающееся» непроизвольное проявление его настроения по поводу выполнения задания [9]. Появление целостных, непротиворечивых «комплексов» (воплощение образа всем телом) происходит в результате произвольного сдерживания ребенком собственных эмоциональных реакций, дабы не разрушать воплощаемый образ. Это подтверждает слова Л.С. Выготского: в решении важной для личности задачи «деятельность воображения не подчинена субъективным капризам эмоциональной логики» [5, с. 127], при том, что воплощаемое ребенком образное содержание может быть эмоционально-насыщенным. Именно оно становится значимым и движущим творческую деятельность ребенка. Но эта тенденция обнаруживается и продолжает развиваться в старшем дошкольном возрасте.

Детализация особенно тесно связана с перевоплощением в образ (показателем исполнительского творчества, или выразительности исполнения) [8]. В импровизации, где сочинение и исполнение протекают одновременно, эмоционально-выразительное перевоплощение в образ является импульсом к обогащению деталями структуры образа. Детализация образа – это конструирование образа, отражающее его структурную выразительность (содержательность) [9]: чем сложнее детализация образа, тем богаче его содержание, тем больше ребенок осмысливает образ, больше вовлечен в процесс творчества.

Выявленные у дошкольников особенности детализации двигательно-пластического образа («комплексы» и «последовательности» движений разной сложности) благодаря «сухости» очевидных признаков позволяют отделить конструкцию образа (собственно детализацию как показатель «сочинения») от его эмоционального проживания (показатель творческого исполнения), что помогает не только исследователям, но и педагогам-практикам видеть и анализировать особенности образно-пластического творчества детей.

По данным проведенной диагностики, сочетание в целостном образном движении характерной пластики персонажа и особенностей его переживаний практически не встречается у дошкольников. Однако эта особенность имеет место только при спонтанном развитии творчества детей 3–7 лет. Как показывают исследования [9; 11], при целенаправленном развитии образно-пластического творчества на основе обучения детей языку выразительных движений такое сочетание достигается благодаря определенной методике, позволяющей расширить зону как ближайшего, так и актуального развития детей.

Выявленное отсутствие статистически значимых различий между мальчиками и девочками в детализации образа при его творческом воплощении посредством выразительных движений согласуется с данными других исследований: об отсутствии различий в творческих способностях женщин и мужчин [7], отсутствии существенной разницы в «двигательной креативности» мальчиков и девочек дошкольного возраста [21].

Сравнение описанных в данной статье результатов по детализации двигательно-пластического образа с аналогичными данными, полученными по той же методике у детей, целенаправленно обучавшихся языку движений как средству развития образно-пластического творчества, вероятно в будущих публикациях.

Заключение

В результате проведенного исследования выявлены возрастные особенности дошкольников по показателю «детализация» двигательно-пластического образа в ходе его творческого воплощения: способы «решений» при построении образа; соотношение разновидностей детализации в разных возрастах и в перспективе ее усложнения от возраста к возрасту. Выявлены также индивидуальные особенности с опережением (или отставанием от) возрастной тенденции развития детализации, что может объясняться особенностями личного опыта и способностями того или иного ребенка.

Подтверждена гипотеза исследования об усложнении на протяжении дошкольного детства детализации детьми образа (персонажа) при его творческом воплощении средствами выразительных движений, что может рассматриваться как этапность развития показателя, основная тенденция которой: от «комплексов» – к их чередованию с простыми «последовательностями», а затем – к их композиционному сочетанию.

Показаны возрастные особенности дошкольников в использовании различных способов «решений» двигательно-пластического образа и разновидностей его детализации: у детей младших групп – преобладание «схематичных» движений, обозначающих образ, наряду с большой долей пропущенных эпизодов заданного сюжета; в средних группах – наряду со «схемами» используются «комплексы»; в старших и подготовительных группах – сочетание «комплексов» и последовательностей движений, последние становятся преддверием создания образно-пластической композиции.

У дошкольников (при спонтанном развитии, без специального обучения) детализация двигательно-пластического образа может наблюдаться в младшей группе как нарождающаяся тенденция (в виде единичных «комплексных» образных движений), но ее активное спонтанное развитие происходит в средней группе и особенно в старшем дошкольном возрасте.

Способность к детализации образа в ходе его творческого воплощения посредством выразительных движений, как правило, не зависит от пола ребенка.

Полученные результаты дополняют представления об особенностях развития продуктивного воображения и творческих возможностях дошкольников как в теоретическом, так и в практическом плане.

Литература

  1. Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. C. 44–54. DOI:10.17759/jmfp.2021100404
  2. Богоявленская Д.Б. От инсайта до творческой самодеятельности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 3(15). С. 43–56. DOI:10.24412/2073-0861-2022-3-43-56
  3. Богоявленская Д.Б. Творчество как реализация миссии человечества в познании мира // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2022. Выпуск 5. С. 64–69.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Перспектива, 2021. 125 с.
  5. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Изд-во «Перспектива», 2022. 148 с.
  6. Гонсалес-Морено К.X., Соловьева Ю. Рефлексивное и творческое использование символических средств в игре, имитирующей исполнение социальных ролей // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. C. 31–49. DOI:10.17759/jmfp.2022110203
  7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. М.: Мир, 1992. 496 с.
  8. Горшкова Е.В. Диагностика образно-пластического творчества дошкольников // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 30–39. DOI:10.17759/pse.2020250303
  9. Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно-пластического образа детьми 5–7 лет // Современное дошкольное образование. 2020. № 2(98). С. 28–37. DOI:10.24411/1997-9657-2019-10066
  10. Горшкова Е.В. Развитие воображения у дошкольников средствами выразительных движений // Возможности и риски цифровой среды: Сб. материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой). Том 1. / Ред. Т.А. Басилова, Е.Г. Дозорцева и др. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 143–146.
  11. Горшкова Е.В. Развитие выразительных движений у дошкольников. М.: Авторский клуб, 2018. 336 с.
  12. Доний Е.И. Тест Урбана (TCT-DP) как инструмент выявления специфики проявления креативности младших подростков с разными видами одаренности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 1. C. 122–135. DOI:10.17759/psyedu.2022140109
  13. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М.: Международный образовательный психологический колледж, 1996. 197 с.
  14. Кудрявцев В.Т. Развитие воображения – тропинка в мир человеческой культуры // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. C. 58–70. DOI:10.17759/pse.2020250505
  15. Пирлик Г.П., Богоявленская Д.Б. Творчество как путь преодоления неопределенности // Психолог. 2022. № 4. С. 16–28. DOI:10.25136/2409-8701.2022.4.38724
  16. Рибо Т. Творческое воображение / Пер. с франц. СПб., 1901. 318 с.
  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: АСТ, 2021. 960 с.
  18. Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. C. 17–32. DOI:10.17759/jmfp.2021100402
  19. Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. C. 8–16. DOI:10.17759/jmfp.2021100401
  20. Frith E., Loprinzi P.D., Miller S.E. Role of embodied movement in assessing creative behavior in early childhood: a focused review // Perceptual and Motor Skills. 2019. Vol. 126. № 6. P. 1058–1083. DOI:10.1177/0031512519868622
  21. Karaca N.H., Uzun H., Metin Ş. The relationship between the motor creativity and peer play behaviors of preschool children and the factors affecting this relationship // Thinking skills and creativity. 2020. Vol. 38. Article ID URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100716 (дата обращения: 12.12.2023).

Информация об авторах

Горшкова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета Психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8516-6573, e-mail: e-gorshkova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 156
В прошлом месяце: 125
В текущем месяце: 31

Скачиваний

Всего: 87
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 34