Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личность, потребности, психическое равновесие, проблемное поле, старшеклассник, проблема
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Мещерякова И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.
Фрагмент статьи
Введение
В жизни каждый человек сталкивается с множеством проблем. При всей очевидности и даже тривиальности этой констатации требуется пояснить, что в данном контексте «проблема» понимается не в смысле учебной задачи, а в смысле жизненной ситуации, которая затрагивает интересы личности и воспринимается ею как неудовлетворительная и требующая разрешения. Иначе говоря, определение ситуации как проблемной означает окрашенность этой ситуации негативными переживаниями, которые могут быть более или менее длительными и интенсивными. Следовательно, диагностика таких ситуаций невозможна без оценки переживаний.
Безусловно, можно говорить не только об индивидуальных проблемах конкретных личностей, но и о более или менее типичных проблемах для разных половозрастных и статусных категорий людей (например, абитуриентов, молодоженов, родителей юношей призывного возраста, старшеклассников и др.). Как для отдельной личности, так и для определенной социальной категории, в принципе, может быть построено целое проблемное поле и связанный с ним фрагмент мира переживаний.
Что известно о проблемном поле старшеклассников
(критический анализ эмпирических исследований)
По давней традиции именно школьники, в том числе старшеклассники, выступают в роли эталонных, или нормативных, объектов исследования, чьи характеристики рассматриваются в качестве общих свойств всей возрастной категории. В связи с этим по отношению к приводимым в литературе данным в большинстве случаев выполняется неписаное правило «по умолчанию»: если речь идет вообще о подростках и ранней юности, то прежде всего подразумеваются школьники. Это дает нам право применять к старшеклассникам общие характеристики соответствующих возрастных периодов. Однако полного единства в терминологии и хронологии возрастных периодов нет. Один и тот же возраст может относиться как к ранней юности, так и к старшему подростковому периоду. К тому же если принять за условную границу между подростковым и юношеским возрастом 16-летие, то часть старшеклассников следует отнести к подросткам, а часть — к юношам. Поэтому нашей теме релевантны данные о переживаниях и проблемах как старших подростков, так и младших юношей. Постараемся, опираясь на литературные данные, выяснить фактуру их проблемного поля, все то, что вызывает у них мучительные раздумья, волнует, тревожит, беспокоит, страшит.
Литература
-
Арямов И. А. Особенности поведения современного подростка //Педология/ Отв. ред. А. Б. Залкинд. Кн. I. M.; Л., 1928.
-
Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М., 1990.
-
Бассин Ф. В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии. 1971. № 4.
-
Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии. 1972. № 3.
-
Блонский П. П. Очерки детской сексуальности // Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1974.
-
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М., 1968.
-
Божович Л. И., Неймарк М. С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1.
-
Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Педология юности: Сб. статей под ред. И. А. Арямова. М.; Л., 1931.
-
Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
-
Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996.
-
Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
-
Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.
-
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
-
Дольто Ф. На стороне подростка: Пер. с фр. СПб., 1997.
-
Жизненные ориентации старшеклассников и проблемы современного образования: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. B. C. Собкин. М., 1990.
-
Зеньковский В. В. О педагогическом интеллектуализме (1923) // Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.
-
Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998.
-
Зинченко В. П. К началам органической психологии. М., 1997.
-
Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие): Пер. с фр. М., 1991.
-
Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
-
Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
-
Мещеряков Б. Г. Психологические проблемы антропологизации образования // Вопросы психологии. 1998. № 1.
-
Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского. — Самара, 1998.
-
Мещеряков Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М., 1994.
-
Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994.
-
Рубинштейн М. М. Психология и педагогика юности // Рубинштейн М. М., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М., 1926.
-
Рубинштейн М. М. Юность: По дневникам и автобиографическим записям. М., 1928.
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
-
Смирнов В. Е. Порыв. Мечта: (Очерки по психологии юношеского возраста) // Детство и юность, их психология и педагогика: Педологический сборник / Под ред. К. Н. Корнилова, Н. А. Рыбникова. М., 1922.
-
Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М; Воронеж, 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1795
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 790
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2