Психологическая наука и образование
1998. Том 3. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Два направления использования метафоры в начальной школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологические понятия, метафора, самопознание, сказка
Рубрика издания: Междисциплинарные исследования
Для цитаты: Вачков И.В., Вачкова С.Н. Два направления использования метафоры в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 3.
Фрагмент статьи
Метафора является таким механизмом речи, многоаспектность и многофункциональность которого привлекают внимание специалистов самых разных научных профилей: метафора изучается в психологии, лингвистике, филологии, литературоведении, герменевтике, семиотике, логике, философии и других науках.
В начальной школе дети очень часто сталкиваются с метафорой на уроках русского
языка, чтения. Еще не зная этого термина, многие дети уже в I классе способны безошибочно указать в тексте литературного произведения те слова, которые употреблены в переносном значении, а также обнаружить случаи перенесения свойств одного предмета (или класса предметов) на другой предмет (или класс) по принципу сходства или по контрасту. А это и есть специфические признаки метафоры. Через понимание метафоры, расшифровку и построение метафорических образов дети развивают воображение, интуицию, мышление, учатся получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретают представление о нормах поведения и нравственных ценностях.
Из всего многообразия направлений использования метафоры в начальной школе мы обратимся лишь к двум: изучению басен на уроках чтения и знакомству с базовыми психологическими понятиями в программе «Психологическая азбука».
Прежде чем перейти к анализу этих конкретных направлений, следует кратко остановиться на понимании метафоры в современной науке. Традиционный взгляд на метафору заключается в трактовке ее как одного из тропов (наряду с метонимией, синекдохой, оксюмороном и др.), состоящего в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т. п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении [11]. Существует и более расширительное толкование метафоры — как любого языкового выражения с переносным смыслом. Можно встретить работы, авторы которых предлагают собственное, оригинальное понимание этого термина.
Например, в противовес подходам, реализующим феноменологический взгляд на проблему метафоры и не подвергающим сомнению существование буквального значения метафоры, К. И. Алексеев [1] критикует иллюзию существования значения слова, не зависящего от контекста его употребления. Критерием метафоры он полагает наличие следующей нормативной системы: традиционная классификация — ее нарушение — альтернативная классификация.
Литература
- Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. 1996. № 2.
- Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс //Теория метафоры. М., 1990.
- Балтолон Ц. П. Беседы по методике начального обучения: Воспитательное чтение. 2-е изд., значительно дополненное. М., 1911.
- Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М., 1990.
- Вачков И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. М., 1996.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989.
- Выготский Л. С. Психология искусства. М.:, 1968.
- Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6т. М., 1950.
- Добжиньская Т. Метафора в сказке //Теория метафоры. М., 1990.
- Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.
- Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996.
- Пезешкян Н. Торговец и попугай: Восточные истории и психотерапия. М., 1992.
- Попруженко М. Басни Крылова как педагогический материал. М., 1894.
- Лотебня А. А. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1894.
- Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
- Сапогова Е. Б. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. 1996. № 2.
- Тимофеев Л. И. Основы теории литературы: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1976.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1622
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 982
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2