К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики

929

Аннотация

Статья посвящена проблеме использования психологической диагностики в деле коррекции учебной деятельности на уроках математики в 1 классе. Методология «отслеживания» развития учеников, предложенная автором, заключается в анализе действий детей и учителя по «переводу» частной задачи в общую (типологическую) на основе данных предметной диагностики основ теоретического мышления, наблюдений за действиями учеников во время учебного процесса, обследований по другим методикам и коррекционных мероприятий.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.

Фрагмент статьи

Введение

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (РО) получает все более широкое распространение, заявляя о себе как о массовом явлении современного общего образования.

В настоящее время, согласно решению Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 декабря 1996 года № 3/2, РО признана одной из трех государственных образовательных систем начальной школы наравне с системами Л. В. Занкова и традиционной. Это делает актуальным вопрос о совершенствовании практики. РО вообще и о психологическом со провождении учебного процесса в частности. Наша работа посвящена особенностям использования психологической диагностики в деле коррекции учебной деятельности на уроках математики в I классе.

Проблема

Теоретические основы РО хорошо известны психолого-педагогической общественности. Поэтому мы отметим только одно принципиальное положение, напрямую связанное с проблемой психологического сопровождения учебного процесса.

Характеризуя теорию развивающего обучения, В.В. Давыдов писал: «Согласно этой теории, содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом — организация совместной учебной деятельности младших школьников (и прежде всего организация решения ими учебных задач), продуктом развития — главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту» [4, с. 384]. Таким образом, в теории изначально заложено единство содержания, метода и развития. Авторы-разработчики технологий РО по конкретным учебным дисциплинам также стремятся добиться этого единства в программах, методических пособиях и учебниках. Но уровень технологического воплощения идей еще требует доработки. В настоящее время много зависит от того, как учитель понимает конечные цели и текущие задачи своей деятельности и насколько он в состоянии творчески реализовать идеи авторов в учебном процессе с конкретными детьми. На этом этапе реализации РО в практике часто возникают многочисленные осложнения [17, 18, 19, 20, 23]. По мнению В. В. Репкина, «основная проблема, связанная с освоением системы развивающего обучения, заключается в том, что значительная часть учителей испытывает серьезные трудности при реализации того типа педагогической деятельности, который заложен в проект системы» [18, с. 117]. Источником такого рода трудностей он считает недостатки в подготовке учителей к работе по программам РО, обусловленные как слабой разработанностью и проекте вопросов, связанных с педагогической деятельностью учителя, так и проявляющимися в последнее время тенденциями к ревизии принципиальных положений концепции развивающего обучения. По нашему мнению, также слабо проработано психологическое сопровождение учебного процесса РО, а именно связь диагностики и коррекции учебной деятельности по конкретным учебным предметам.

Литература

  1. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения (система Эльконина — Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  2. Гуружапов В. А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Эльконина — Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. № 4.
  3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Зак А. З. Диагностика видов мышления младшего школьника. М., 1995.
  6. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  7. Зак А. З. Развитие в мышлении детей. М., 1992.
  8. Зак А. З. О развитии у младших школьников способности действовать «в уме» // Вопросы психологии. 1981. № 5.
  9. Зак А. З. Соотношение формальных и содержательных приемов в исследованиях учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
  10. Захарова А. В, Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
  11. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2.
  12. Магкаев В. Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5.
  13. Медведев A. M., Нежнов П. Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии 1989. № 5.
  14. Микулина Г. Г., Савельева О. В. К психологической оценке качества знаний у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
  15. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6-9 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  16. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск. 1995.
  17. Репкин В. В., Репкина Г. В., Заика Е. В. Психологический мониторинг в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1.
  18. Репкин В. В., Репкина Н. В. Система развивающего обучения: проект и реальность // Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
  19. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993.
  20. Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. № 3.
  21. Рубцов В. В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 2.
  22. Рякина С. В. Психологические особенности содержательного анализа у младших школьников // Вопросы психологии. 1986. № 6.
  23. Гуружапов В. А. Реальность и мифы современной практики развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) // Управление школой: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. № 37.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1807
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 929
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0