Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении психологической диагностики и коррекции учебной деятельности на уроках математики // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.
Фрагмент статьи
Введение
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (РО) получает все более широкое распространение, заявляя о себе как о массовом явлении современного общего образования.
В настоящее время, согласно решению Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 декабря 1996 года № 3/2, РО признана одной из трех государственных образовательных систем начальной школы наравне с системами Л. В. Занкова и традиционной. Это делает актуальным вопрос о совершенствовании практики. РО вообще и о психологическом со провождении учебного процесса в частности. Наша работа посвящена особенностям использования психологической диагностики в деле коррекции учебной деятельности на уроках математики в I классе.
Проблема
Теоретические основы РО хорошо известны психолого-педагогической общественности. Поэтому мы отметим только одно принципиальное положение, напрямую связанное с проблемой психологического сопровождения учебного процесса.
Характеризуя теорию развивающего обучения, В.В. Давыдов писал: «Согласно этой теории, содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом — организация совместной учебной деятельности младших школьников (и прежде всего организация решения ими учебных задач), продуктом развития — главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту» [4, с. 384]. Таким образом, в теории изначально заложено единство содержания, метода и развития. Авторы-разработчики технологий РО по конкретным учебным дисциплинам также стремятся добиться этого единства в программах, методических пособиях и учебниках. Но уровень технологического воплощения идей еще требует доработки. В настоящее время много зависит от того, как учитель понимает конечные цели и текущие задачи своей деятельности и насколько он в состоянии творчески реализовать идеи авторов в учебном процессе с конкретными детьми. На этом этапе реализации РО в практике часто возникают многочисленные осложнения [17, 18, 19, 20, 23]. По мнению В. В. Репкина, «основная проблема, связанная с освоением системы развивающего обучения, заключается в том, что значительная часть учителей испытывает серьезные трудности при реализации того типа педагогической деятельности, который заложен в проект системы» [18, с. 117]. Источником такого рода трудностей он считает недостатки в подготовке учителей к работе по программам РО, обусловленные как слабой разработанностью и проекте вопросов, связанных с педагогической деятельностью учителя, так и проявляющимися в последнее время тенденциями к ревизии принципиальных положений концепции развивающего обучения. По нашему мнению, также слабо проработано психологическое сопровождение учебного процесса РО, а именно связь диагностики и коррекции учебной деятельности по конкретным учебным предметам.
Литература
- Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы учебного процесса развивающего обучения (система Эльконина — Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
- Гуружапов В. А. К вопросу о предметной диагностике теоретического мышления детей в развивающем обучении (система Эльконина — Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1997. № 4.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Зак А. З. Диагностика видов мышления младшего школьника. М., 1995.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
- Зак А. З. Развитие в мышлении детей. М., 1992.
- Зак А. З. О развитии у младших школьников способности действовать «в уме» // Вопросы психологии. 1981. № 5.
- Зак А. З. Соотношение формальных и содержательных приемов в исследованиях учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
- Захарова А. В, Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М., 1982.
- Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников // Вопросы психологии. 1984. № 2.
- Магкаев В. Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5.
- Медведев A. M., Нежнов П. Г. Исследование теоретического анализа у школьников // Вопросы психологии 1989. № 5.
- Микулина Г. Г., Савельева О. В. К психологической оценке качества знаний у младших школьников // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.
- Поливанова Н. И., Ривина И. В. Диагностика системного мышления детей 6-9 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск. 1995.
- Репкин В. В., Репкина Г. В., Заика Е. В. Психологический мониторинг в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1.
- Репкин В. В., Репкина Н. В. Система развивающего обучения: проект и реальность // Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск, 1993.
- Репкина Н. В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии. 1997. № 3.
- Рубцов В. В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 2.
- Рякина С. В. Психологические особенности содержательного анализа у младших школьников // Вопросы психологии. 1986. № 6.
- Гуружапов В. А. Реальность и мифы современной практики развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) // Управление школой: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1998. № 37.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1807
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 929
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0