Применение форсайт-технологии в профориентационной работе с воспитанниками довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

52

Аннотация

В статье представлены результаты тематического исследования по применению инновационного инструментария при проведении профориентационной работы с воспитанниками довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Специфика данных организаций накладывает свой отпечаток на формы и методы профориентационной работы с воспитанниками и требует поиска и внедрения новых, эффективных форм работы. В исследовании приняли участие воспитанники 10-11 классов Московского суворовского военного училища в количестве 161 человек, с 50% которых на протяжении года дополнительно проводился цикл занятий на основе метода форсайт-сессии. Для оценки влияния форсайт технологии на качество профориентационной работы использовались опросники «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков) и «Готовность к военно-профессиональной деятельности», разработанный в Московском суворовском военном училище. Полученные результаты подтвердили эффективность применения форсайт технологии в работе с воспитанниками по формированию военно-профессиональной мотивации.

Общая информация

Ключевые слова: профориентационная работа, форсайт-сессия, мотивация, Суворовское военное училище, педагог-психолог, образ будущего

Рубрика издания: Психологическая безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/epps.2024010102

Получена: 14.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Анцибор Ю.А. Применение форсайт-технологии в профориентационной работе с воспитанниками довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс] // Экстремальная психология и безопасность личности. 2024. Том 1. № 1. С. 15–25. DOI: 10.17759/epps.2024010102

Полный текст

Введение

Выбор будущей профессии всегда являлся одним из краеугольных камней в жизни каждого человека. Правильно выбранная профессия имеет огромное значение как для индивида, так и для общества в целом. Это ключевой фактор личностного развития, социальной адаптации и общего благополучия человека. Выбор профессии, соответствующий личным качествам и предпочтениям, способствует гармоничному развитию личности и ее профессиональному росту [14]. Сегодня даже невозможно определить точное количество профессий, существующих в мире, поскольку оно постоянно меняется из-за развития технологий, экономических и социальных трансформаций. Казалось бы, что для принятия такого ответственного решения как выбор профессии у молодежи есть достаточное количество времени. Ведь за 11 лет учебы в школе совместно с родителями и учителями можно определить траекторию своего жизненного развития.

Однако, есть категория детей, которая уже с 10-11 лет поставлена в рамки предопределенной профессии, в основном выбранной родителями. К такой категории относятся воспитанники довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. И перед педагогическим коллективом этих организаций стоит непростая задача – помочь воспитанникам не только утвердиться в выборе профессии военного, но и осознанно определиться с будущей военно-учетной специальностью и спроецировать свой жизненный путь в армейской среде. 

Обучение в суворовских и нахимовских военных училищах, президентских кадетских училищах и кадетских корпусах начинается с пятого класса. В этом возрасте школьники еще не могут осознанно воспринимать выбор своей будущей профессии и решение о поступлении в эти учебные заведения принимается в основном их родителями. В отдельных случаях фактором, влияющим на выбор подростков, может являться эмоциональный фон, сформированный на основе просмотра художественных фильмов, прочтения литературы, рассказов действующих военнослужащих и ветеранов войны, друзей и значимых людей.

Профориентационную работу с воспитанниками можно условно разделить на два основных блока. Первый – это работа с младшими учебными курсами (5-9 класс) по формированию осознанного решения в выборе профессии военнослужащего. И второй блок – это работа со старшими курсами (10-11 класс), в ходе которой суворовцы определяются с выбором военной специальности с учетом не только личных предпочтений и способностей, но и психофизиологических особенностей.

В процессе работы с воспитанниками важно не только помочь им утвердится в сделанном выборе, но и сохранить стойкий интерес к военно-профессиональной деятельности на протяжении всего семилетнего обучения, который, в силу различных обстоятельств, может ослабевать к старшим курсам. С этой целью широко используются такие формы профориентационной работы как: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, профессиональная пропедевтика и профессиональное консультирование. 

Обзор литературы

Профориентационная работа начала активно развиваться в начале XX века, когда впервые возникла потребность в систематическом подходе к выбору профессии. В западной науке вопросы профориентационной работы изучались многими учеными, такими как Фрэнк Парсонс, Джон Л. Холланд, Дональд Супер, Марк Савикас, Эдгар Шейн, разработавшими теоретические основы и практические подходы к профессиональному консультированию и профориентации [4].

Основатель профориентационного консультирования Фрэнк Парсонс еще в начале XX века разработал «трехступенчатую модель» выбора профессии, включающую в себя самопонимание, знание мира работы и сопоставление этих двух аспектов [19].

Джон Л. Холланд создал теорию типов личности и профессиональных сред. Его теория предполагает, что люди более удовлетворены и продуктивны в работе, которая соответствует их типу личности. Холланд разработал широко известную модель RIASEC для описания интересов личности и соответствующих им профессий [18].

В концепции жизненных стадий развития карьеры Дональда Супера основополагающим является утверждение, что процесс выбора профессии непрерывно развивается и меняется в течение всей жизни [21].

Марк Савикас разработал и активно продвигает концепцию карьерной конструкции (Career Construction Theory), объединяющую элементы теории Д. Супера о развитии карьеры и конструктивистский подход к психологии [20].

В России значительный вклад в развитие профориентационной работы внесли                               А.Г. Асмолов, А.С. Макаренко, В.А. Крутецкий, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и ряд других исследователей.

Классик советской педагогики А.С. Макаренко активно занимался вопросами трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи. Его работы подчеркивают значимость воспитания через труд и активное участие учащихся в общественно полезной деятельности [11].

Работы психолога и педагога В.А. Крутецкого направлены на исследование структуры и механизмов формирования интеллектуальных и профессиональных способностей и вносят значительный вклад в понимание индивидуальных особенностей учащихся в контексте их профессионального самоопределения [9].

Значительный вклад в изучение проблем личностного и профессионального самоопределения внес психолог А.Г. Асмолов, работы которого посвящены изучению механизмов выбора профессии и развития профессиональной идентичности [1].

Автором множества работ, посвященных проблемам профориентации и профессионального самоопределения, является советский и российский психолог, психофизиолог Е.А. Климов. Его подходы и методики активно используются в практике профориентационной работы со старшеклассниками [8].

По мнению Н.С. Пряжникова профориентационная работа является неотъемлемой частью системы образования. Она должна начинаться уже в школьном возрасте и проводиться с учетом соответствия между индивидуальными качествами человека, его интересами и требованиями выбранной профессии [12, 13].

В целом можно констатировать, что основой профориентационной работы является комплекс теорий, объясняющих процессы профессионального самоопределения и выбора профессии. Такими ключевыми теориями являются:

  • теория траекторий карьеры, которая предполагает, что профессиональный путь человека может быть спланирован и предсказан на основе его интересов, способностей и ценностей;
  • теория социального научения карьеры, подчеркивающая роль обучения через личный опыт и социальное взаимодействие в процессе профессионального самоопределения;
  • теория развития карьеры, рассматривающая карьеру как серию этапов, связанных с возрастными периодами человека;
  • теория активного вовлечения, фокусирующаяся на вовлеченности индивида в конструирование нарратива о своем карьерном пути и разработке способов стимулирования индивида к созданию новых нарративов.

Наряду с традиционными инструментами профориентационной работы в последнее время активное распространение получила форсайт-технология (от англ. Foresight — «взгляд в будущее, предвидение»), направленная на прогнозирование и формирование картины будущего и позволяющая вырабатывать возможные пути достижения поставленных целей [2].

В настоящее время разработано и используется множество инструментов форсайта таких как мозговые штурмы, дискуссии, сценарное планирование и моделирование и др., что позволяет не только изучать возможные картины будущего, но и развивать критическое мышление, творческий подход и навыки командной работы [6].

Одним из первых, кто использовал термин «Foresight» был известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1902 году, выступая в Королевском институте (Royal Institution) с лекцией «Открытие будущего» (The Discovery of the Future). Основная мысль выступления заключалась в том, что будущее познаваемо, его можно предвидеть с помощью определенных научных методов [5].

Американский исследователь Бен Мартин использовал форсайт как инструмент для систематизации и долгосрочного планирования деятельности в научной области, экономики и развития общества [15].

Значимость применения форсайта в обучении и профориентации подчеркивают многие специалисты. В частности, кандидат педагогических наук Е. Л. Крутий рассматривает форсайт как технологию интерактивного взаимодействия в обучении, которая обеспечивает возможность развития у обучающихся способности решать будущие профессиональные задачи [10].

Надо понимать, что форсайт – это не прогнозирование в широком смысле и не написание готового сценария. Это возможность не только увидеть будущее, но и спроектировать её воплощение. Технология форсайт открыта абсолютно для всех и не накладывает ограничений на участников создания образа будущего [16].

Преимущество форсайт-технологии заключается в ее открытости к развитию творческого потенциала участников. Это означает, что итогом работы должна стать определенная концепция развития, вектор, определяющий направление работы на долгосрочную перспективу. Все участники форсайта вовлечены в обсуждение идей развития. Это коллективная работа, позволяющая генерировать все больше идей, находить совместные решения, которые в свою очередь помогают улучшить и развить собственные стратегии участников форсайта. Занятия с использованием форсайт-технологии могут проводиться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Раскрывая свой творческий потенциал, участники форсайта предлагают свои образы будущего. Свобода мысли и отсутствие ограничений позволяет вовлекать в мыслительный и творческий процесс тех, кто раньше не мог самостоятельно определить свою роль в группе [7].

Говоря о форсайт-технологии, как правило, мы имеем в виду форсайт-сессии, которые ограничены по времени и по количеству участников. В форсайт-сессии совмещаются две позиции: совместное и будущее, т.е. участники договорились вместе о будущем и вместе к нему идут [17]. Поэтому главный вопрос, который стоит перед участниками форсайт-сессии, можно сформулировать так: «Что мы совместными усилиями должны сделать уже сейчас для того, чтобы прийти к желаемому варианту будущего?». Данный формат коммуникации позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

Перед участниками форсайта стоит непростая задача: важно не только создать образ будущего, но и найти оптимальное воплощение этого образа, визуальным результатом которого станет дорожная карта «Карта будущего» (или «карта времени»), на горизонтальной оси которой будут отмечены заданные временные рубежи, а на вертикальной – тренды – направления развития. Именно «карта времени» становится главным инструментом и полем работы участников форсайт-сессии.

Организация исследования

Цель: исследовать возможность применения форсайт технологии в профориентационной работе в довузовской образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации.

Гипотеза: применение форсайт технологии влияет на качество профориентационной работы в довузовской образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации: уровень военно-профессиональной мотивации будет выше у воспитанников, с которыми на протяжении года дополнительно проводился цикл занятий на основе метода форсайт-сессии.

Методы исследования

  1. Опросник «Военно-профессиональная мотивация» (Б.В. Овчинников, А.Ф. Боровиков), предназначенный для определения уровня военно-профессиональной мотивации, интереса и склонности к военной службе в целом и к определенной военно-учетной специальности в частности. Опросник позволяет оценить 10 компонентов мотивации, сведенных в 10 шкал, 8 из которых отображают теоретические представления о структуре личности, 2 шкалы являются дополнительными, они отражают интересы и склонности к военной службе в целом и к определенной военной специальности в частности.
  2. Опросник «Готовность к военно-профессиональной деятельности», разработанный в Московском суворовском военном училище. Опросник позволяет оценить уровень готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации на офицерских должностях по 5 бальной шкале.

Дизайн исследования

Формирующий эксперимент. С целью проверки выдвинутой нами гипотезы и для дополнительного развития внутренней мотивации воспитанников к профессиональному самоопределению в военной сфере и повышения качества профориентационной работы было принято решение о проведении в течение учебного года с воспитанниками 10 и 11 классов цикла занятий «Я и армия будущего» на основе метода форсайт-сессии.

Предварительная работа с воспитанниками 5-9 классов показала, что с учетом достаточной сложности и специфики метода форсайт-сессии проведение таких занятий с ними преждевременно.

Роли модератора, менеджера и коммуникатора на занятиях взяли на себя педагоги-психологи. Временная перспектива – пять, десять и двадцать лет. Направлениями развития определены такие тренды, как: виды и рода войск, перспективные военные специальности, место офицера в военной системе. Управлением коммуникацией и содержанием сессий, общим ходом дискуссий и динамикой групп, подведением итогов мероприятий и проведением рефлексии также занимались педагоги-психологи.

В ходе проведения форсайт-сессий решались следующие задачи:

  1. Развитие навыка универсальных учебных действий для дальнейшего самоопределения в профессиональной сфере и возможности сделать выбор, основываясь на приобретенных и сформировавшихся ценностях, личностных особенностях.
  2. Развитие регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, саморегуляции.
  3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих конструктивно взаимодействовать в коллективе.
  4. Формирование военно-профессиональной ориентации, развитие навыков анализа информации, мышления, сочетания критического и творческого мышления.

Эмпирическая база

Воспитанники учебных курсов Московского суворовского военного училища, обучающиеся в 10 и 11 классах: экспериментальная группа (с которыми проводились дополнительные занятия с применением форсайт технологии) и контрольная группа.

Испытуемые: 161 человек. 10 класс: экспериментальная группа – 41 человек (два учебных взвода), контрольная группа – 41 человек (два учебных взвода); 11 класс: экспериментальная группа – 39 человек (два учебных взвода), контрольная группа – 40 человек (два учебных взвода).

Результаты исследования

В конце учебного года в 10 и 11 классах было проведено изучение и оценка основных компонентов общей и военно-профессиональной мотивации по данным опросника «Военно-профессиональная мотивация». Обработка результатов опроса контрольной и экспериментальных групп проводилась с использованием параметрического критерия Стьюдента (двухвыборочный t-критерий), позволяющего проверить гипотезу о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок. С этой целью нами были сформулированы две гипотезы:

  • нулевая гипотеза Н0: генеральные средние значения равны, разницы между результатами полученными в экспериментальной и контрольной группе нет;
  • альтернативная гипотеза Н1: генеральные средние значения различны, что подтверждает эффективность применения форсайт технологии.

Результаты представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Значение уровней военно-профессиональной мотивации у воспитанников 10-11 классов по данным опросника «Военно-профессиональная мотивация»

Класс

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Стэны

Стэны

8-10

5-7

3-4

1-2

8-10

5-7

3-4

1-2

Уровень военно-профессиональной мотивации

высокий

средний

ниже

среднего

низкий

высокий

средний

ниже

среднего

низкий

11 класс

Количество воспитанников, n

31

7

1

-

20

16

4

-

Среднее значение, Хср

9,31

8,2

Сумма квадратов отклонений, d2

80,379

158,4

tэмп

2,8

tкрит, при p≤0.05

1,99

tкрит, при p≤0.01

2,64

10 класс

Количество воспитанников, n

28

9

4

-

15

15

9

2

Среднее значение, Хср

8,76

7,33

Сумма квадратов отклонений, d2

161,5616

236,776

tэмп

2,9

tкрит, при p≤0.05

1,99

tкрит, при p≤0.01

2,64

Поскольку в обоих случаях (для 10 и 11 классов) при уровне значимости p≤0.05 и степенях свободы (79 и 77 соответственно) полученное в эксперименте значение tэмп превышает tкрит, мы можем отклонить нулевую гипотезу и сделать вывод о статистически значимых различиях между средними значениями двух выборок. Данный факт дает нам основания считать, что применение форсайт технологии в работе с воспитанниками экспериментальных групп дает преимущество в формировании военно-профессиональной мотивации.

Также с воспитанниками 10 и 11 классов с использованием опросника «Готовность к военно-профессиональной деятельности» была проведена оценка уровня готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации на офицерских должностях. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Значение уровней мотивации к военно-профессиональной деятельности у воспитанников 10-11 классов по данным опросника

 «Готовность к военно-профессиональной деятельности»

Класс

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

высокая

выше средней

средняя

ниже средней

низкая

высокая

выше средней

средняя

ниже средней

низкая

11 класс

Количество воспитанников, n

27

9

3

-

-

14

16

7

2

1

Число степеней свободы, k

4

Критерий χ2

10,671

Критерий χ2крит, при p=0.05

9,488

Уровень значимости, p

0,031

10 класс

Количество воспитанников, n

29

6

5

-

-

18

9

7

5

2

Число степеней свободы, k

4

Критерий χ2

10,497

Критерий χ2крит, при p=0.05

9,488

Уровень значимости, p

0,033

Чтобы подтвердить или опровергнуть статистически значимую тенденцию в сдвиге показателей уровня готовности к военно-профессиональной деятельности у воспитанников экспериментальных групп нами был применен непараметрический критерий хи-квадрат (χ2) Пирсона.

Результаты исследования показывают, что в обоих случаях между факторным и результативным признаками существует статистически значимая связь на уровне значимости p=0.033 для 10 класса и p=0.031 для 11 класса, что меньше установленного уровня значимости p=0.05. Значения критерия (10,497 и 10,671) превышают критические значение (9,488) при числе степеней свободы, равном 4, что подтверждает статистическую значимость связи. Согласно правилу принятия решений, для критерия χ2 Пирсона, полученный результат дает достаточно оснований для отклонения нулевой гипотезы и принятия гипотезы об эффективности применения форсайт технологии.

Обсуждение результатов исследования

Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу о влиянии занятий с применением форсайт-технологии на качество профориентационной работы в довузовской образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации. Экспериментально доказано, что у воспитанников 10-11 классов с которым на протяжении года дополнительно проводился цикл занятий на основе метода форсайт-сессии показатели военно-профессиональной мотивации и готовности к военно-профессиональной деятельности выше, чем у воспитанников, с которыми такие занятия не проводились. В тоже время с учетом достаточной сложности метода форсайт-сессии проведение занятий с использованием данного метода с воспитанниками 5-9 классов не целесообразно.

Исходя из полученных результатов и с учетом возрастных особенностей полагается целесообразным профориентационную работу с воспитанниками выстраивать по трем направлениям:

  • 5 класс – опрос «Что мне больше всего нравится в суворовском военном училище?», эссе «Я и моя будущая профессия», демонстрация кинофильмов и видеофильмов о военной профессии, организация встреч обучающихся с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами боевых действий, Героями России и орденоносцами;
  • 6-9 класс – профессиональные диагностики, направленные на определение будущей профессии, опрос «Мой выбор», проведение профориентационных деловых и ролевых игр и тренингов, индивидуальные и групповые психологические консультации, составление индивидуальной траектории успешной профессиональной деятельности, выездные мероприятия в военные ВУЗы Министерства обороны, профориентационные классные часы;
  • 10-11 класс – участие воспитанников в проектно-исследовательской деятельности профориентационной направленности, встречи с представителями высших учебных заведений, проведение круглых столов с привлечением преподавателей училища и военных ВУЗов, посещение воспитанниками дня открытых дверей, проведение цикла занятий «Я и армия будущего» на основе метода форсайт-сессии, опросы «Военно-профессиональная мотивация» и «Готовность к военно-профессиональной деятельности».

В ходе форсайт-сессий суворовцы определяют направления тех изменений, которые, на их взгляд, произойдут в Вооруженных силах в заданные периоды и, исходя из этого, моделируют личный профессиональный выбор того или иного рода войск.  Свою творческую работу воспитанники должны начинать с формирования представления о том, в каком направлении должно осуществляться развитие вооружения и техники, строительство Вооруженных сил в целом, каким требованиям должен соответствовать офицер будущего и какими профессионально-важными качествами он должен обладать. Далее проводится обсуждение роли армии в современном государстве и обществе, необходимость развития военной техники, перспективы создания новейших образцов вооружения и техники. Итогом работы суворовцев должны стать карты будущего армии России на определенные модераторами временные интервалы.

Заключение

Сегодня перед современной системой образования стоит одна из сложнейших, но в тоже время и приоритетных задач по воспитанию подрастающего поколения готового к выбору и принятию осознанного, конструктивного решения в выборе будущей профессии [3]. Современные стандарты образования ориентированы на внедрение активных форм обучения, благодаря которым формируются традиционные нравственные ценности, развивается активная гражданская позиция, происходит личностное развитие и самоопределение обучающихся. С учетом специфики довузовских образовательных учебных организаций Министерства обороны Российской Федерации рассмотренная нами форсайт технология позволяет творчески реализовывать инновационные методы обучения для организации профориентационной работы с суворовцами.

Использование такой активной формы работы способствует формированию у воспитанников творческой активности, развитию мотивации к обучению, возможности создать образ будущего и определить реперные точки саморазвития. Применение форсайт-технологии в профориентационной работе позволяет обучающимся не только определиться с выбором профессии, но и соотнести его с собственными интересами и способностями, что является важным для профессионального становления будущего офицера.

Результаты исследования показывают, что форсайт-сессии могут стать действенным инструментом в работе педагогического коллектива довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, способствующим формированию профессионального самоопределения у суворовцев старших курсов.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Просвещение, 1984. – 248 с.
  2. Ахмедова Л.Т. Методика использования форсайт технологии в учебно-воспитательном процессе ВУЗов [Электронный ресурс] / Л.Т. Ахмедова URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ispolzovaniya-forsayt-tehnologii-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-vuzov (дата обращения: 05.02.2024).
  3. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников к выбору профессии на современном этапе модернизации школьного образования / А.В. Бесклубная, Е.Е. Щербакова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2012. – № 3. – С. 226–230.
  4. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: учеб. пособие для высш. шк. / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. – Москва: Акад. Проект; Фонд «Мир», 2008. – 192с.
  5. Каньин К. Форсайт науки, технологий и инноваций в Бразилии / Журнал «Форсайт» // – 2014. – Т. 8, № 2. – С. 46–53.
  6. Коричин Д., Стасова Е., Щукин Т. Методология Rapid Foresight 0.4 [Электронный ресурс]. М: Агенство стратегических инициатив, 2017. 90 с. URL: https://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/assets/files/documents/forsight_0.4_2017.pdf (дата обращения: 05.02.2024).
  7. Клейтон Э. Технологические дорожные карты: инструменты для развития // Форсайт. – 2008. – № 3. – С. 68–74. DOI:10.17323/1995-459X.2008.3.68.74.
  8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2012.                     – 304 с.
  9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 253 с.
  10. Крутий Е.Л. Инновационная «форсайт-игра» в практике подготовки будущих учителей начальных классов / Е.Л. Крутий // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. – № 44-1. – С. 25–31
  11. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 4-х томах. – М: Правда, 1987. – 573с.
  12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
  13. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2004. – 224 с.
  14. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – 501 с.
  15. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее / Журнал «Форсайт» // – 2007. – Т. 1, № 1. –                С. 8–15. DOI:10.17323/1995-459X.2007.1.8.15
  16. Ушакова М.А. Организация форсайт-сессий как условие проведения профориентационной работы / М.А. Ушакова, Л.И. Гуляева. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО НТФ ИРО, 2016. – 39 с.
  17. Чуланова О.Л. Форсайт-сессии как инновационный инструмент стратегического управления и работы проектных команд / О.Л. Чуланова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2018. – № 1(22). – С. 28–36.
  18. Holland, J.L. (1996). Exploring careers with a typology: What we have learned and some new directions. American Psychologist, pp.397–406. DOI:10.1037/0003-066X.51.4.397.
  19. Rottinghaus P.J., Hees C.K., Conrath J.A. Enhancing job satisfaction perspectives: Combining Holland themes and basic interests // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. DOI:10.1037/e638762009-001.
  20. Savickas M.L., Porfeli E.J., Hilton T.L., Savickas S. (2018) The student career construction inventory // Journal of Vocational behavior. 2018. Vol. 106, pp. 138–152. doi:10.1016/j.jvb.2018.01.009.
  21. Super D.E. (1953). A theory of vocational development. American Psychologist, Vol. 8(5),                  pp. 185–190. DOI:10.1037/h0056046.

Информация об авторах

Анцибор Юлия Анатольевна, кандидат психологических наук, заведующий отделом воспитательной работы, Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации (ФГКОУ МсСВУ), Старший преподаватель кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-0918-3710, e-mail: antsibor-yulia@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 69
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 20