Клиническая и специальная психология
2024. Том 13. № 1. С. 105–116
doi:10.17759/cpse.2024130107
ISSN: 2304-0394 (online)
Музыкальная сенсомоторная интегративная терапия в работе с ребенком с задержкой речи: Кейс-исследование
Аннотация
Сенсомоторная интегративная терапия (Sensorimotor integrative therapy, SMITh) — это терапевтический подход, используемый для реабилитации детей с проблемами в развитии и общении в Чехии. В ряде недавних научных исследований был изучен ее потенциал в работе с детьми с особыми потребностями. В этой статье описан кейс, в котором впервые исследуется влияние музыкальной модификации СМИТ на общее и речевое развитие ребенка с задержкой речи. Данные, полученные с помощью технологии цифрового языкового процессора LENA (речевая продукция ребенка и его родителей, ход разговора между ними), логопедическое обследование до и после тестирования, информация от родителей, а также текстовый анализ аудиозаписей каждого сеанса терапии показали значительный прогресс в развитии речи, внимания, навыков кооперации, а также восприятия времени у ребенка. Результаты применения СМИТ показали потенциал этого подхода к работе с детьми с задержкой речи и другими проблемами в общении и развитии. Учитывая ограничения этого исследования, авторы рекомендуют продолжить исследование СМИТ и других сенсорных методов для развития детей с задержкой речи.
Общая информация
Ключевые слова: коммуникация, задержка речевого развития, музыка, сенсомоторная интеграция, кейс
Рубрика издания: Прикладные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2024130107
Получена: 28.08.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Лаубова Д., Ли Ц., Кучера М., Кантор И. Музыкальная сенсомоторная интегративная терапия в работе с ребенком с задержкой речи: Кейс-исследование [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 105–116. DOI: 10.17759/cpse.2024130107
Литература
- Ben-Sasson A., Carter A.S., Briggs-Gowan M.J. Sensory over-responsivity in elementary school: Prevalence and social-emotional correlates. Journal of abnormal child psychology, 2009. Vol. 37, no. 5, pp. 705–716. DOI: 10.1007/s10802-008-9295-8
- Bytešníková P.I. Dítě s opožděním ve vývoji řeči–čekat do třetího roku, nebo zahájit péči v raném věku? [Children with delayed speech development — wait until they reach the age of three or start a therapy in their early age?] Pediatrie pro praxi = Pediatrics for Practice, 2017. Vol. 18, no. 2, pp. 114–116. DOI: 10.36290/ped.2017.020 (In Czech)
- Chang Y.S., Gratiot M., Owen J.P. et al. White matter microstructure is associated with auditory and tactile processing in children with and without sensory processing disorder. Frontiers in neuroanatomy, 2016. Vol. 9, article 169. DOI: 10.3389/fnana.2015.00169
- Fricke S., Bowyer‐Crane C., Haley A.J. et al. Efficacy of language intervention in the early years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2013. Vol 54, no. 3, pp. 280–290. DOI: 10.1111/jcpp.12010
- Girolametto L., Pearce P.S., Weitzman E.: Effects of lexical intervention on the phonology of late talkers. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, Vol. 40, no. 2, pp. 338–348. DOI: 10.1044/jslhr.4002.338
- Harvánek R., Kučera M., Du J. et al. Vliv hudební senzomotorické integrační terapie na řeč dítěte s autizmem [The effect of musical sensorimotor integrative therapy on the speech of a child with autism]. Rehabilitation & Physical Medicine/Rehabilitace a Fyzikalni Lekarstvi, 2022. Vol. 29, no. 4.
- Iwanaga R., Honda S., Nakane H. et al. Pilot study: Efficacy of sensory integration therapy for Japanese children with high‐functioning autism spectrum disorder. Occupational therapy international, 2014. Vol. 21, no. 1, pp. 4–11. DOI: 10.1002/oti.1357
- Kantor J., Hlaváčková L., Du J. et al. The effects of Ayres Sensory Integration and related sensory based interventions in children with cerebral palsy: a scoping review. Children, 2022. Vol. 9, no. 4, p. 483. DOI: 10.3390/children9040483
- Lindblom A. Music as a facilitator for skill development: revisiting three young first nations individuals on the autism spectrum. EduPort, 2021. Vol. 5, no. 1, pp. 10-17. DOI: 10.21062/edp.2021.004
- Linderman T.M., Stewart K.B. Sensory integrative–based occupational therapy and functional outcomes in young children with pervasive developmental disorders: A single-subject study. The American Journal of Occupational Therapy, 1999. Vol. 53, no. 2, pp. 207–213. DOI: 10.5014/ajot.53.2.207
- Preis J., McKenna M. The effects of sensory integration therapy on verbal expression and engagement in children with autism. International Journal of Therapy and Rehabilitation, 2014. Vol. 21, no. 10, pp. 476–486. DOI: 10.12968/ijtr.2014.21.10.476
- Ray T.C., King L.J., Grandin T. The effectiveness of self-initiated vestibular stimulation in producing speech sounds in an autistic child. OTJR: Occupation, Participation and Health, 1988. Vol. 8, no. 3, pp. 186–190. DOI: 10.1177/153944928800800307
- Reilly C., Nelson D.L., Bundy A.C. Sensorimotor versus fine motor activities in eliciting vocalizations in autistic children. The Occupational Therapy Journal of Research, 1983. Vol. 3, no. 4, pp. 199–212. DOI: 10.1177/153944928300300402
- Siu A.L. Screening for speech and language delay and disorders in children aged 5 years or younger: US Preventive Services Task Force recommendation statement. Pediatrics, 2015. Vol. 136, no. 2, e474–e481. DOI: 10.1542/peds.2015-1711
- Wake M., Tobin S., Levickis P. et al. Randomized trial of a population-based, home-delivered intervention for preschool language delay. Pediatrics, 2013. Vol. 132, no. 4, e895–e904. DOI: 10.1542/peds.2012-3878
- Wallace I.F., Berkman N.D., Watson L.R. et al. Screening for speech and language delay in children 5 years old and younger: a systematic review. Pediatrics, 2015. Vol. 136, no. 2, e448–e462. DOI: 10.1542/peds.2014-3889
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 160
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 27
Скачиваний
Всего: 53
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5