Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении

752

Аннотация

Согласно мнению автора, в качестве основного метода развивающего обучения взрослых можно предложить организационно-обучающую игру. В играх концентрируются все главные черты активных методов обучения: 1) раскрытие происхождения знаний, умений и навыков; 2) коллективное освоение всего процесса; 3) возможность хорошо проверить уровни развития сознания и мышления каждого участника игрового обучения.

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Неверкович С.Д. Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.

Фрагмент статьи

Сегодня, когда главной чертой образа жизни становится динамичность, способность выделять актуальные проблемы и эффективно решать их является важнейшим качеством специалиста. Очевидно, что эффективно решать проблемы развития невозможно, не подходя к ним системно, т. е. не рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы, не выделяя проблемы и не интегрируя ее различные аспекты в единое целое, ориентируясь только на непосредственные результаты измерений.

Нами разработан новый класс организационно-обучающих игр, который соединил в себе ведущие принципы, определяющие каждый сам по себе формирование поисковой активности и творческого типа мышления обучаемого, — это целостность имитации профессиональной деятельности, ее предметность, обязательная проблематизация в процессе игрового обучения, использование на каждом учебном игровом шаге метода рефлексии [13]. Очень важным представляется направленность игрового обучения на развитие сознания и личности профессиональных кадров.

Игры в нашей разработке имеют различную временную протяженность, различную сюжетную и содержательную направленность и проводятся с различным обучаемым контингентом. Отсюда меняется набор методических средств анализа и отображения учебного процесса, необходимость психологического обеспечения, различного набора технических средств при реализации обучающих игр, что, впрочем, определяет основания для разработки игровой дидактики.

Исследуя современное состояние вопроса, можно сделать вывод о существовании разрыва между требованиями, предъявляемыми к специалистам сегодняшнего дня, и той практикой, которая сложилась в структуре профессиональной подготовки. К основным причинам такого положения дел следует отнести: а) отсутствие теоретических основ высшего образования; б) фрагментарный, монопредметный характер подготовки специалистов; в) механическое «протаскивание» методик из практики школьного образования в практику образования взрослых; г) рутинный характер педагогического процесса с ориентацией на передачу абстрактных знаний, зачастую оторванных от практики, и т. д. Кроме того, нами ставится проблема нового подхода, связанного с игровыми методами обучения в контексте идеологии развивающего обучения.

Литература

  1. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4.
  2. Алексеев Н. Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения // Вестник высшей школы. 1987. № 7.
  3. Анцыферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.
  4. Арсеньев А. С., Библер B. C., Кедров Б. М. Анализ происхождения понятия. М., 1979.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
  6. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1986.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии.1976. № 4.
  9. Зинченко А. П. Игровая форма межпрофессионального обсуждения градостроительных проблем // Строительство и архитектура. 1983. № 8.
  10. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
  11. Ильенков Э. В. Дидактическая логика. М., 1984.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд..
  13. Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1995.
  14. Неверкович С. Д. Совершенствовать методы подготовки кадров управления //Теория и практика физической культуры. М., 1982. № 8.
  15. Неверкович С. Л., Тюков А. А. Теоретические проблемы исследовании процесса принятия решении в организационно-управленческой деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 1.
  16. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1976.
  18. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965.
  19. Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. М., 1966.
  20. Щедровицкий Г. П. «Игра» как социотехническая система: организация и исследование // Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982.
  21. Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Оргдеятельностные игры // Сборник ВНИИ системных исследований. М., 1985.
  22. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Ежегодник. Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1986.
  23. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  24. B?hler Ch. Der Menschliche Lebenslauf als psychologische Problem. Leipzig, 1933.

Информация об авторах

Неверкович С.Д., доктор психологических наук, зав. кафедрой ВНИИФК

Метрики

Просмотров

Всего: 1346
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 752
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0