Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Неверкович С.Д. Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 2.
Фрагмент статьи
Сегодня, когда главной чертой образа жизни становится динамичность, способность выделять актуальные проблемы и эффективно решать их является важнейшим качеством специалиста. Очевидно, что эффективно решать проблемы развития невозможно, не подходя к ним системно, т. е. не рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы, не выделяя проблемы и не интегрируя ее различные аспекты в единое целое, ориентируясь только на непосредственные результаты измерений.
Нами разработан новый класс организационно-обучающих игр, который соединил в себе ведущие принципы, определяющие каждый сам по себе формирование поисковой активности и творческого типа мышления обучаемого, — это целостность имитации профессиональной деятельности, ее предметность, обязательная проблематизация в процессе игрового обучения, использование на каждом учебном игровом шаге метода рефлексии [13]. Очень важным представляется направленность игрового обучения на развитие сознания и личности профессиональных кадров.
Игры в нашей разработке имеют различную временную протяженность, различную сюжетную и содержательную направленность и проводятся с различным обучаемым контингентом. Отсюда меняется набор методических средств анализа и отображения учебного процесса, необходимость психологического обеспечения, различного набора технических средств при реализации обучающих игр, что, впрочем, определяет основания для разработки игровой дидактики.
Исследуя современное состояние вопроса, можно сделать вывод о существовании разрыва между требованиями, предъявляемыми к специалистам сегодняшнего дня, и той практикой, которая сложилась в структуре профессиональной подготовки. К основным причинам такого положения дел следует отнести: а) отсутствие теоретических основ высшего образования; б) фрагментарный, монопредметный характер подготовки специалистов; в) механическое «протаскивание» методик из практики школьного образования в практику образования взрослых; г) рутинный характер педагогического процесса с ориентацией на передачу абстрактных знаний, зачастую оторванных от практики, и т. д. Кроме того, нами ставится проблема нового подхода, связанного с игровыми методами обучения в контексте идеологии развивающего обучения.
Литература
- Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4.
- Алексеев Н. Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения // Вестник высшей школы. 1987. № 7.
- Анцыферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.
- Арсеньев А. С., Библер B. C., Кедров Б. М. Анализ происхождения понятия. М., 1979.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1986.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии.1976. № 4.
- Зинченко А. П. Игровая форма межпрофессионального обсуждения градостроительных проблем // Строительство и архитектура. 1983. № 8.
- Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
- Ильенков Э. В. Дидактическая логика. М., 1984.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд..
- Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1995.
- Неверкович С. Д. Совершенствовать методы подготовки кадров управления //Теория и практика физической культуры. М., 1982. № 8.
- Неверкович С. Л., Тюков А. А. Теоретические проблемы исследовании процесса принятия решении в организационно-управленческой деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 1.
- Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1976.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965.
- Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. М., 1966.
- Щедровицкий Г. П. «Игра» как социотехническая система: организация и исследование // Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982.
- Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Оргдеятельностные игры // Сборник ВНИИ системных исследований. М., 1985.
- Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Ежегодник. Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1986.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
- B?hler Ch. Der Menschliche Lebenslauf als psychologische Problem. Leipzig, 1933.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1346
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 752
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0