Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях

1004

Аннотация

В статье описываются результаты исследования трех подростковых групп в критических ситуациях, которые связаны с ущемлением различных аспектов «Я» подростка. В исследовании использовались методики на определение самооценки подростков и рисуночный тест фрустрации С. Розенцвейга. Авторами были получены результаты, согласно которым наблюдается рост тенденции применения неконструктивной модели поведения у старших подростков, также представлена оценка половых различий при выборе стратегии поведения. Авторы говорят о необходимости разработки и реализации программ антикризисного поведения подростков.

Общая информация

Ключевые слова: тревожность, кризисная ситуация, стратегия поведения, половые особенности, агрессивное поведение

Рубрика издания: Социальная психология

Для цитаты: Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Некоторые аспекты изучения поведения подростков и молодежи в кризисных ситуациях // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3. С. 16–25.

Фрагмент статьи

Научно-исследовательская лаборатория психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского ИПК ПРО исследовала, деятельность психологической службы в образовательных учреждениях Ульяновска и области. В ходе экспресс-опроса выявлялось мнение участников образовательного процесса и руководителей системы образования районного и городского уровней о проблемах, трудностях, противоречиях в ее организации.

В исследовании приняли участие 250 человек, это были психологи (школьные и при районных отделах образования) — 72 человека; учителя городских и сельских школ — 122 человека; руководители образовательных учреждений города и области — 35 человек; руководители районных отделов образования и районных методических кабинетов — 21 человек.

В данной статьи мы обратимся лишь к тем результатам исследования, которые позволяют поразмышлять над проблемой оценки деятельности школьной психологической службы.

Вопрос о критериях эффективности деятельности психологической службы образовательных учреждений в целом и школьного психолога в частности является весьма актуальным, хотя на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе на него нет окончательного, полного и исчерпывающего ответа.

Однако потребность в определении таких критериев очень велика, особенно у руководителей районных отделов образования и других образовательных учреждений, так как они позволят оценивать деятельность психологов. (Позиция руководителя, когда стремление оценивать чью-либо деятельность преобладает над желанием содействовать ее организации и становлению, является, на наш взгляд, крайне неконструктивной и опасной).

Заслуживает внимания тот факт, что 116 участников опроса (из 128 человек) смогли высказать свои суждения о критериях деятельности психологов. Наиболее содержательными и разносторонними оказались предложения самих психологов, что, видимо, можно объяснить более глубокими знаниями специфики, особенностей, характера данной работы. Суждения руководителей районных отделов образования (РОО) и районных методических кабинетов (РМК) более поверхностны и чаще представляют собой отдельные (единичные) показатели какого-то общего критерия.

Литература

  1. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991.
  2. Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Проблемы развития психологической службы в образовательных учреждениях Ульяновской области // Школьная психологическая служба: достижения и перспективы: Заочный семинар школьных психологов. Вып. IV / Под ред. М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой. Ульяновск, 1998.
  3. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.

Информация об авторах

Калинина Н.В., кандидат психологических наук, зав. кафедрой начального образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования при УГПИ им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

Лукьянова М.И., кандидат психологических наук, заведующая НИЛ психолого-педагогической и социологической диагностики, Институт повышения квалификации при УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1954
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1004
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0