Возможны ли целостные представления о мышлении?

758

Аннотация

Известный психолог В.П. Зинченко высказывает свое мнение о мышлении. Он полагает, что для получения целостных представлений о мышлении, необходимо выйти за пределы деятельности и действия, в мир образов, аффектов и слова. Это необходимо, потому что образ, слово и чувство становятся языками мышления.

Общая информация

Рубрика издания: Общая психология

Для цитаты: Зинченко В.П. Возможны ли целостные представления о мышлении? // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.

Полный текст

В статье, посвященной перспективам развивающего образования, опубликованной в этом журнале [2], давалась характеристика рассудка, разума, эмпирического и теоретического мышления, отмечались положительные и отрицательные особенности каждого из них. Неоднократно подчеркивалось, что «чистая культура» какого-либо из них невозможна: речь может идти лишь о большем или меньшем удельном весе, о доминировании той или иной формы мыслительной деятельности. М. К. Мамардашвили был достаточно категоричен: «Если кто-то когда-то выполнил акт философского мышления, то в нем есть все, что вообще бывает в философском мышлении» [4]. Думаю, что то же самое можно сказать о любом другом акте мышления, включая обыденное.
Нормальное, а не патологически разорванное мышление целостно. Однако применительно к каждому виду мышления целостность выступает как проблема и доминирование той или иной формы мышления в целом мышлении вполне реально. Но там, где есть доминирование, возможна и односторонность, вольное или невольное пренебрежение другими формами. Попробую показать это на близком нам примере диалектикоматериалистического или просто диалектического мышления — мышления, с которым связаны интересные философские поиски Э. В. Ильенкова и психологические поиски В. В. Давыдова. Последний, по сути дела, отождествлял теоретическое мышление с диалектическим, опираясь при этом на понимание диалектики Э. В. Ильенковым. Скажу сразу, что у меня нет сколько-нибудь принципиальных претензий к трактовке В.В. Давыдовым теоретического мышления как такового, нет и претензий к анализу Э. В. Ильенковым процедуры восхождения от абстрактного к конкретному. В то же время не только у меня есть претензии к результатам, порожденным диалектико-материалистическим мировоззрением, выдававшим себя за философию и ставшим официальной идеологией СССР. Это мировоззрение наложило еще не изгладившийся отпечаток на интеллектуальный потенциал нашей страны. Настала пора в этом разобраться.
Начну с прозрачного соображения A. M. Пятигорского: «Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается, а мировоззрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не занимается. И конечно, в этом смысле термин «научное мировоззрение» есть чистейший вздор» [7].
Марксистско-ленинская философия меня учила, что главным критерием всего и вся, в том числе, разумеется, и качества мышления, является практика. Г. Г. Шпет, излагая историю развития русской философии и русской мысли, убедительно аргументировал свое бесспорное право начинать с конца и этот конец сделать их критерием [8, с. 13]. Последую его © Московский городской психолого-педагогический университет © PsyJournals.ru, 2007
примеру. Допустим (только допустим!), что происходившее поддается рациональному объяснению, и вспомним «этапы большого пути». Картина получается весьма неутешительная. Приведу лишь некоторые штрихи диалектико-материалистического мировоззрения, оправдывающие приведенную язвительную сентенцию A. M. Пятигорского. Это была и есть «философия в повелительном наклонении». Появились «философы-командиры», «философы- электрификаторы, санкционирующие смертные приговоры» (это мотивы из Г. Г. Шпета). Они обладали преимущественно «критическим историческим самосознанием», «обнаглевшим самосознанием» (мотивы из М. М. Бахтина). Критика и самокритика признавались главной движущей силой развития общества и индивида.
Противоестественно резкая критическая направленность (возмущенный кипящий разум) сочеталась с финальным стилем мышления, его претенциозной направленностью на конечные объяснения и определения. Идеология, философия и мировоззрение стали синонимами. Все вместе и поврозь они требовали не просто объяснения, а окончательного объяснения, объяснения-победы: окончательная победа коммунизма во всем мире; окончательное торжество диалектического и исторического материализма, его победа на всех фронтах: над идеализмом, вульгарным материализмом, позитивизмом, фидеизмом; окончательная победа малограмотного Т. Д. Лысенко над «лженаукой» -генетикой, окончательное торжество учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности над душой и духом (конечно, никакой вины великого ученого в профанации его учения не было) и т. д. и т. п. Этому сопутствовало уничтожение многих научных направлений: психоанализа, психотехники, психогенетики, педологии, кибернетики — всего не перечесть.
Вся эта разрушительная работа сопровождалась хлестаковщиной, правда лишенной приданного ей автором шарма. С легкостью мысли необыкновенной объявлялось о решении мировых загадок Э. Геккеля (происхождение жизни, происхождение человека, происхождение сознания и психики, синтезирование живого вещества и т. д.). Хотя разум кипел, но результаты оставались сырыми. Это не мешало нам соглашаться с тем, что жизнь оказывалась не более чем существованием белковых тел, а сущность человека — не более чем совокупностью всех общественных отношений. Социализированная личность, вопреки Марксу, лишалась собственной человеческой сущности и подменялась этой совокупностью. Исчезнувшая материя объявлялась первичной, а сознание — вторичным, своего рода фантомом второй свежести, управлять и манипулировать которым не может разве что только ленивый. И всем этим бесчинством командовала диалектика — самое передовое в мире мировоззрение. В целом это был разгул «самозванцев мысли» (мотивы из М. К. Мамардашвили).
Мне, как специалисту в области зрительного восприятия, всегда было неуютно рядом с ленинской теорией отражения: «И зеркало корчит всезнайку», как заметил О. Мандельштам. Неуютно было и рядом с диалектикой, которая может всё! Выше я высказывал предположение, что Э. В. Ильенков и В.В. Давыдов не столько вычитывали из нашего доморощенного ленинизма, сколько вчитывали в него. Среди источников и составных частей ленинской версии марксизма, несомненно, была дурно понятая русской интеллигенцией диалектика Гегеля, превратившаяся в нигилизм, который, в конце концов, эту же интеллигенцию уничтожал.
Связь нигилизма с диалектикой убедительно подтвердил Ф. М. Достоевский, написавший после несостоявшейся казни брату Михаилу: «Диалектика кончилась, и началась жизнь». Великий писатель оказался чрезмерно оптимистичен. У России свой путь: она выбрала нигилистическую диалектику. Г. Г. Шпет в книге «Очерк развития русской философии», которую можно рассматривать и как очерк развития русского образования, писал: «Против правительственной интеллигенции поднялась нигилистическая. Но всякий нигилизм происходит от слова «нигиль» (ничто)... И многое в культурной истории России объясняется замещением аристократии бюрократией и оппозицией к последней со стороны нигилизма. Можно было увидеть, что правительственной интеллигенции унаследовала нигилистическая с быстротой, вызывающей недоумение и подчас даже ужас» [8, с. 46]. Наши философы и идеологи либо тщательно скрывали связь диалектики с нигилизмом, либо не подозревали об этом. По-видимому, помимо политико-идеологических причин должны быть и «гносеологические корни» подобного диалектико-нигилистического типа и стиля мышления. С психологической точки зрения напрашивается предположение о разорванности мышления, о забвении его целостного смыслового образа, вследствие чего какая-либо часть мышления или его полезный прием выдается за все мышление. Более того, превращается в идеологию и мировоззрение. В философских корнях этого типа мышления мне помогла разобраться небольшая статья В. Ф. Асмуса «Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления» [1], впервые опубликованная в 1970 г. и не замеченная психологами и педагогами.
Как же все-таки быть с оппозицией эмпирического и теоретического мышления и с оппозицией рассудка и разума? Внимательный читатель заметил, что и рассудочноэмпирическое мышление и (введем неологизм) разумно-теоретическое, понимая, что есть дотеоретическая разумность, обладают своими достоинствами и недостатками. Пренебрежение любой из этих форм мышления одинаково пагубно. К тому же, хотя исследователи мышления говорят о чистых формах, на самом деле «чистые культуры» в продуктивном процессе мышления едва ли возможны. Здесь повторяется ситуация с интеллектом и интуицией. Видимо, имеется единый процесс мышления. В нем должно быть место для его различных форм, развитие которых составляет заботу обучения. Это понимал Гегель, выделявший в развивающейся целостности мышления не столько его самостоятельные, изолированные формы, или ступени, сколько стороны, аспекты, моменты, которые могут быть развиты в различной степени. Обратимся к разъяснениям В. Ф. Асмуса. Согласно Гегелю, логическое в целом, во всей своей системе «имеет три стороны: а) абстрактную, или рассудочную, б) диалектическую, или отрицательно-разумную, с) спекулятивную, или положительно-разумную». И только диалектическая связь, диалектическое единство этих трех «моментов» дают полную характеристику «логического». Они могут быть отделены друг от друга только в рассудочной абстракции. Так было по мысли Гегеля, но в реальном мышлении полная логика — редкость. Выше неоднократно подчеркивались недостатки изолированного от диалектики рассудка, оперирующего конечными определениями. Диалектический момент, или отрицательно-разумный, преодолевает ограниченность конечных определений, отрицает их, превращает в свою противоположность. Отрицание — это любимое занятие марксистов-ленинцев, диалектических материалистов. К тому же отрицание далеко не всегда разумное, например отрицание целых областей знания.
Гегель предупреждал, что диалектический момент, «взятый сам по себе, отдельно от рассудка, выступает, особенно в научных понятиях, как скептицизм; в нем результатом диалектики является голое отрицание». Однако такое отрицание опасно лишь в том случае, когда мышление на нем заканчивается. В полном процессе мышления диалектическое выводит за пределы рассудочного, диалектика, согласно Гегелю, есть «движущая душа всякого научного развертывания мысли». Только в принципе диалектики «заключается подлинное, не внешнее, возвышение над конечным». И в этом смысле пафос В.В. Давыдова и Э. В. Ильенкова, с которым они критиковали рассудочное и возвышали диалектическое мышление, вполне понятен и оправдан.
Диалектика, будучи отрицательно-разумным моментом развертывания мышления, моментом логического, не остается в этом своем пределе. Отрицательное, получающееся как результат диалектики «именно потому, что оно представляет собой результат, есть вместе с тем и положительное». В. Ф. Асмус разъясняет: оно содержит, как снятое, то, из чего оно происходит и не существует без последнего. Например, диалектический материализм, отрицая идеализм, содержал его в себе в самой уродливой (изуродованной) форме, руководствуясь голой, т. е. абстрактной, идеей, утопией. Поэтому совершенно неслучайно в философской литературе советских времен спекулятивный, или положительно-разумный, аспект логического оставался в стороне или, в лучшем случае, как у В.В. Давыдова, переименовывался в теоретическое мышление и выдавался за диалектическое.
Только в спекулятивном, положительно-разумном моменте логического, а не в моменте диалектическом мышление приводит к положительному результату. Чтобы достигнуть его, мышление должно пройти диалектический момент, но не в пределах диалектического момента оно приобретает свой положительный результат, разъясняет В. Ф. Асмус. Диалектика подводит к нему, потому что она сама обладает определенным содержанием, потому что мыслимое в диалектике отрицание направлено не на пустое, абстрактное ничто, но есть «отрицание известных определений». Асмус подчеркивает, что это отрицание в мышлении определений, а не реалий. Пока не пришли к новым определениям, опрометчиво отвергать реалии. Столь же опрометчиво принимать случайно оброненные определения, определения, не проработанные критическим разумом, за реальности. Например, в определении «Жизнь есть способ существования белковых тел» отрицалась ценность жизни, ее дух, разум; в определении «Сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» отрицалась не только телесность, но и индивидуальность человека.
Чтобы избежать подобного, необходим переход к следующей фазе. Асмус поясняет: когда мышление в своем стремлении к содержательной полноте переходит от рассудочного к диалектическому моменту (отрицательно-разумному), а от диалектического — к спекулятивному (или положительно-разумному), это разумное, будучи чем-то мысленным и притом абстрактным, «есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое формальное единство, а единство различных определений». Для спекулятивной логики характерно «единство тех определений, которые рассудком признаются истинными лишь в их раздельности и противоположности».
В. Ф. Асмус подчеркивает, что при разработке науки логики Гегель не нуждался в том, чтобы выделить и раздельно рассмотреть все три аспекта, или момента, логического; они рассматриваются как неделимые и неотторжимые друг от друга моменты целостности — единства логической сферы мышления. Напротив, в энциклопедической «Логике» изложение подчиняется целесообразности педагогического расположения и классификации материала [1, с. 194].
Из энциклопедической «Логики» мы узнаем, что рассудок по своему назначению «определяет и твердо держится за свои определения». Напротив, разум одновременно и отрицателен, и положителен. Он отрицателен и диалектичен, ибо он разрешает определения рассудка в ничто. И он «положителен, ибо он порождает всеобщее и постигает в нем особенное».
Обычно, поясняет Гегель, рассудок и разум (в обоих его видах) рассматриваются в отдельности друг от друга. Так же по отдельности рассматриваются и оба вида разума: «рассудок понимается как нечто отдельное от разума вообще, точно так же и диалектический разум обычно признается чем-то отдельным от положительного разума». Но Гегель отвергает в науке логике такой способ рассмотрения. «В своей истине, — утверждает он, — разум есть дух». В качестве духа он выше рассудка и выше разума: «он есть рассудочный разум и разумный рассудок». Он есть «отрицательное», т. е. «то, что составляет качество как диалектического разума, так и рассудка». Он «полагает определенное различие, за которое держится рассудок». Но вместе с тем рассудок «различает также это различие, и тем самым он диалектичен». Однако и это еще не последнее его деяние. Он «не задерживается на этом нулевом результате: он здесь вместе с тем выступает и как положительный разум». Таким образом, он восстанавливает первоначально простое, но как всеобщее, которое конкретно внутри себя [1, с. 194-195]. В этом легко узнается теоретическое мышление в понимании В.В. Давыдова.
Лукавство так называемой диалектической логики, развивавшейся в контексте теории познания, состояло в том, что она третировала формальную логику, а вместе с ней и рассудочное мышление в целом. Удаление рассудка (или потеря его) помогало этой теории выдавать безусловно необходимую часть познания — диалектическую или отрицательноразумную — за целое, за всю Логику, за все познание. Спекулятивная, или положительноразумная, часть познания вообще игнорировалась или вводилась под сурдинку, как это делали Э. В. Ильенков и В.В. Давыдов.
Конечно, у Гегеля можно найти многое и разное. В «Феноменологии духа» диалектика была представлена им как теория самосознания. Позднее она приняла форму божественного сознания, «языка богов». После приватизации марксизмом-ленинизмом диалектика стала «языком тиранов», которые назначили ее, наряду с булыжником, орудием пролетариата, единственным методом познания науки. А. Г. Новохатько пишет об ином понимании диалектики Шеллингом, оказавшим влияние на П. А. Флоренского: «Диалектика — испытание мышления, эксперимент мышления над собой, опыт (от слова «пытать») репродукции мышлением своих собственных законов, своей собственной природы. Так, например, понял шеллинговскую постановку вопроса о диалектике, о ее сути П. А. Флоренский. В понимании Флоренского знанию диалектическому предшествует знание додиалектическое: мысль о другом предполагает это другое для мысли, но до мысли. Иначе говоря, должно существовать знание бытия, но не в форме знания мыслящего. Каким оно может быть и должно быть? Для П. А. Флоренского «подпочвой» диалектики выступает «подсознательная мистика», т. е. знание не предметное, «не ответчивое» (Ф. М. Достоевский), когда знающий не может говорить о своем знании. При этом цель диалектики — в отличие от гегелевской версии — не перевод другого в форму мысли, а выработка совершенно нового отношения к «другому», чем мысль. Есть более высокая и совершенная (чем мысль!) форма бытия — «сверхсознательная мистика».
Диалектика оказывается тем самым серединной сферой — путем к истине, но не истиной. И наоборот, истина в данной версии диалектики - только путь и не более, зато весь путь. «Ответчивость», предметное знание о другом... в своих истоках не схватывается формами диалектического мышления, по Флоренскому. Только из «подпочвы» выплавляется знание предметное. Правда, лишь через диалектику оно формируется в цельность, в конкретность. Диалектика (саморазвивающейся мысли) и подводит к этой высшей конкретности, к предметной цельности, но сама по себе, как таковая, не может ее ни порождать, ни даже непосредственно представлять и выражать.» [6, с. 131-132].
Здесь версия диалектики П. А. Флоренского соответствует не только версии Шеллинга, но и версии Гегеля в изложении В. Ф. Асмуса, но, видимо, не ранним версиям самого Гегеля, принятым в диалектическом материализме, где диалектика выступала демиургом и единственным творцом истины. Трудно сказать, знал ли В.В. Давыдов версию гегелевской диалектики в изложении В. Ф. Асмуса. Но более сорока лет тому назад, когда он совместно с Д. Б. Элькониным начинал работать над развивающим обучением, он искренне идентифицировал теоретическое мышление с диалектической логикой и, более того, вчитывал ее элементы в исследования Ж. Пиаже, который едва ли подозревал о ее существовании.
Приведу еще одну версию диалектики, существовавшую до версий Шеллинга, Гегеля и их интерпретаций П. А. Флоренским, В. Ф. Асмусом, Э. В. Ильенковым, В. В. Давыдовым и многими другими. Дам греческий первообраз диалектики в интерпретации М. К. Мамардашвили: диалектика «есть такое состояние между противоположными натяжениями, внутри которого может появиться явление, само не являющееся выводимым членом или элементом какой-либо непрерывной причинной связи. Почему появилось такое особое слово «диалектика», в отличие от логики? (Я не имею при этом в виду часто абсолютно неграмотные рассуждения о существовании якобы особой диалектической логики в отличие от формальной логики и т. д.) Греки этим словом называли реальные обстоятельства. Они понимали, что есть такие явления, которые невыводимы и не могут возникнуть как конечное звено непрерывной цепи их обусловливания. Допустим, построив какую-то цепочку условий для А, В, С, я получаю D, — так вот есть явления, которые нельзя получить таким образом, они не могут быть в принципе выводимым членом или конечным звеном непрерывной цепи обусловливания. Они возникают в воронке, окруженной натяжениями противоречий. Вот что греки называли диалектикой. Внутри — вспыхнет или не вспыхнет. А если вспыхнет — тогда целостно» [5, с. 35]. Вспыхнет или не вспыхнет? Если вспыхнет, да еще целостно, — это и есть интуиция, итог созерцания, продуктивного воображения. Как мы помним, В.В. Давыдов нашел им место в начале процесса теоретического мышления, при зарождении содержательной абстракции, и в конце — при удаче восхождения от абстрактного к конкретному. А между двумя чудесными вспышками происходит (видимо, и до, и после них) напряженная и, хорошо бы, одухотворенная работа мышления. Не только психология, но и жизнь полна подобными событийными или самоосновными явлениями, которые мы признаем тайнами человеческого бытия. Гилберт Кит Честертон заметил: «Сумасшедший во всем усматривает причину». Нормальный человек склонен оставлять Богу богово.
По необходимости кратко изложенная реконструкция взглядов Гегеля на взаимоотношения рассудка и разума, сделанная выдающимся философом и логиком В. Ф. Асмусом, весьма поучительна для психологии и педагогики. Ее смысл может быть сформулирован в немногих фразах:
мышление не должно останавливаться на половине пути;
отрицание и скепсис хороши как прием, но не как окончательный результат;
конечные определения полезны, но лишь как основание для будущих размышлений. Теории хороши лишь до тех пор, пока их не сменят другие, лучшие теории. Критика рассудка не должна быть безрассудной, а критика разума не должна быть неразумной. Рассудок и разум (в двух его формах) едва ли можно (и нужно) рассматривать как стадии в развитии мышления. Они представляют собой моменты в его осуществлении. Правда, в каждом отдельном случае тот или иной аспект мышления может доминировать, вытеснять другие. Любой результат, даже полученный методом восхождения от абстрактного к конкретному, недосказан, и пытливая мысль выйдет за его пределы. Она идет от незнания к знанию и тем самым порождает новое, но теперь уже «ученое незнание».
Возвращаясь к началу разговора о мышлении, важно отметить, что философия и наука проделали немалый путь, отталкиваясь от смыслообраза интеллекта (Божественная способность души) и двигаясь к нему. Трудно сказать, какая часть пути уже пройдена, тем более что и мышление не стоит на месте. Его развитие опережает исследования, но именно оно дает средства для постижения его самого. Поверим Гегелю, что расчлененный в себе разум есть дух, который при всей своей свободе, а может быть именно благодаря ей, стремится к конкретному. Он проникает и в интеллект, представив его как единство многих определений, и притом единство не абстрактное, а достаточно конкретное. Конечно, для операционализации и дидактически приемлемой репрезентации полного процесса мышления должна быть проделана огромная работа. Ожидать, пока кто-то исполнит эту работу, нерационально и неразумно. В науке (науках!) о мышлении накоплен огромный материал, который нужно знать, ибо он помимо своей возможной пользы еще и интересен. Знакомясь с ним, едва ли целесообразно искать какой-либо универсальный, единственный метод решения психолого-педагогических проблем, связанных с развитием мышления. Если бы такой был, не только педагогика — человечество давным-давно отбраковало бы все остальные. Сила мышления заключена в разнообразии его форм, приемов, методов, развитие и актуализация которых определяются задачами и целями, возникающими (полагаемыми!) перед человечеством и каждым отдельным человеком.
Вернемся к названию статьи. Развитие целостных представлений о мышлении — дело будущего. При всей важности соотношения рассудка и разума, эмпирического и теоретического мышления и других его приемов и методов для получения целостных представлений о нем необходимо выйти за пределы мышления в мир деятельности и действия, в мир образов, в мир аффектов и, конечно, в мир слова. Это необходимо, потому что действие, образ, слово, чувство становятся языками мышления. При этом как и каждая форма мышления не является «чистой культурой», так и каждый из его языков гетерогенен. Слово содержит в своей внутренней форме образ и действие, действие — образ и слово, а образ — действие и слово. По отношению к ним применим древний принцип: «Всё в одном, одно во всём». Именно в этом залог искомой целостности мышления. В каждом мыслительном акте явное и скрытое, взаимодополняясь, образуют чудесное непрозрачное целое, столь же привлекательное, сколь и трудное для исследования.

Литература

  1. Асмус В. Ф….Историко-философские этюды. М., 1984.:
  2. Зинченко В. П. Перспектива ближайшего развития развивающего образования// Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  3. Зинченко В. П. Мышление и язык. Дубна, 2001.
  4. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993.
  5. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М., 1999.
  6. Новохатько А. Г. Историзм самосознания как проблема творчества// Ильенков Э. В.: личность и творчество. М., 1999.
  7. Пятигорский А. М. Избранные труды. М., 1966.
  8. Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989.

Информация об авторах

Зинченко Владимир Петрович, доктор психологических наук, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1315
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 758
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2