Соотношение успешности детского творчества и понимания искусства младшими школьниками в условиях специально организованного обучения литературе. Проблема методов исследования

452

Аннотация

Данное исследование проводилось в процессе внедрения в практику школьного курса «Литература как предмет эстетического цикла». Ядро курса – освоение учениками двух основных позиций: позиции «читатель» (ПЧ) и позиции «автор» (ПА). По мнению автора, обе эти позиции обеспечивают единое литературное развитие детей. Также автор полагал, что в процессе обучения становление ПА должно опережать становление ПЧ. Полученные данные не подтвердили, но и не опровергли предположение о ведущей роли детского творчества в литературном развитии младших школьников.

Общая информация

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Кудина Г.Н. Соотношение успешности детского творчества и понимания искусства младшими школьниками в условиях специально организованного обучения литературе. Проблема методов исследования // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 4.

Фрагмент статьи

Воспитание эстетически развитых читателей — главная задача преподавания литературы
в школе. Однако авторы школьных курсов литературы к решению этой задачи подходят по-разному.

Курс «Литература как предмет эстетического цикла», рассчитанный на все годы обучения в школе, разработан мной совместно с З. Н. Новлянской [1, 2]. Он имеет ряд принципиальных отличий от других курсов.

Ядро курса — освоение учениками двух основных позиций: позиции «читатель» (ПЧ) и позиции «автор» (ПА).

При работе в ПЧ обучение пониманию художественных литературных произведений осуществляется прежде всего за счет формирования читательских установок, соответствующих задачам рода и жанра литературы. В эпических рассказах и сказках это направленность на понимание внутреннего мира героя в оценке автора. В лирических стихотворениях — направленность на понимание развития мысли, чувства, настроения лирического героя.

При работе в ПА развивается собственное литературное творчество детей, они пытаются самостоятельно создавать художественные образы и оформлять их в произведения разных литературных жанров.

Обе эти позиции, по нашему мнению, обеспечивают единое литературное развитие детей. При этом литературное творчество младших школьников мы рассматриваем как главное условие развития читателей. Это условие позволяет реализовать принцип, сформулированный когда-то М. А. Рыбниковой, — «от маленького писателя к большому читателю». О необходимости «бывания» читателя в авторской позиции для понимания автора писал и М. М. Бахтин.

Итак, теоретически мы исходили из ведущей роли детского творчества в развитии читателя в младшем школьном возрасте, т. е. полагали, что в процессе обучения становление ПА должно опережать становление ПЧ. Необходимо было практически подтвердить или опровергнуть этот исходный принцип, выявив наличие или отсутствие соотношения между успешностью работы детей в той и другой позициях.

Литература

  1. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. № 4.
  2. Новлянская З. Н., Кудина Г. Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» (для средней школы) // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.

Информация об авторах

Кудина Галина Николаевна, кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия