Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Клиническая и специальная психология
Для цитаты: Пряжникова Е.Ю., Галкина Т.Э. Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 1.
Фрагмент статьи
Сложившиеся в последнее время экономические и социальные условия требуют особого внимания к представителям социально незащищенных слоев населения, среди которых дети-инвалиды являются одной из наиболее уязвимых групп инвалидов. Анализ динамики развития проблемы детской инвалидности свидетельствует о том, что человечество только подходит к ясному пониманию необходимости реинтеграции детей с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в среду здоровых детей.
Исключительную важность приобретает обоснование новых подходов и создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество. Понятие «инвалидность» расценивается как биопсихосоциальная категория с реализацией конституционного права каждого ребенка на социальную защиту, на утверждение в обществе приоритета его интересов.
Острота этой социальной проблемы заставляет говорить о целесообразности формирования системы как непрерывного процесса взаимодействия и взаимовлияния социальных институтов, направления их работы на социализацию, социальную адаптацию и обеспечение развития потенциальных способностей ребенка, имеющего инвалидность.
Межфункциональное взаимодействие институтов социальной работы, медицины и образования обусловлено интеграцией целей и решаемых задач ради главной цели — способствовать нормальной жизнедеятельности ребенка, оптимизировать удовлетворение его потребностей. Разработка и реализация гуманистической парадигмы специальных разделов педагогики, медицины и социальной работы позволяют усилить внимание к таким детям, а также к требованиям современной цивилизации, к более полному удовлетворению социокультурных потребностей детей-инвалидов.
Ведущее направление в этой работе — гуманизация, фундаментализация, интеграция воспитания и социальной адаптации, адекватно и современной динамике социальных отношений.
В наиболее сложном положении по возможностям развития, образования и социализации находятся дети с; психическими отклонениями, к которым в первую очередь можно отнести детей с ранним детским аутизмом.
Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Все более очевидной становится целесообразность разработки социальной помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с ранним детским аутизмом, так и его семьи. Систематическая комплексная работа с данной категорией детей включает в себя адекватную социально-психолого-педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями, что помогает детям адаптироваться в обществе, обучаться в обычной школе и нередко обнаруживать одаренность в отдельных видах знаний или искусстве. По данным Института коррекционной педагогики, частота детского аутизма составляет в 15-20 случаев на 10 тыс. детского населения. Отмечается также, что частота аутизма имеет тенденцию к росту и не зависит от национального, расового и географического факторов, что подтверждает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического расстройства у детей. По критериям, принятым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), при аутическом расстройстве личности отмечаются серьезные нарушения в сфере социального взаимодействия, качественные нарушения способности к общению, ограниченные повторяющиеся стереотипные модели поведения.
Литература
- Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. М., 1997.
- Никольская О. С. Психологическая коррекция раннего детского аутизма // Невралгия и психиатрия. 1980. № 10.
- Никольская О. С., Лебединский В. В., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1899
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 3463
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1