Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тревожность, учебное взаимодействие, познавательная активность, образовательная среда, эмоциональная комфортность
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.
Фрагмент статьи
Одним из существенных условий развития взаимодействующих субъектов в образовательной среде является, с точки зрения В.В. Рубцова (1996), такая система организации деятельности обучающего и обучаемых, которая обеспечивала бы усвоение обобщенных способов решения классов задач и стимулировала бы полноценную ориентировку учащихся в объектах и ситуациях. Данное направление продолжается в русле изучения влияния образовательных сред на развитие детей. В рамках проблематики модернизации образования такие понятия, как «образовательная среда», «мониторинг образования», приобретают значимость в плане эффективности деятельности школы, ее развивающего потенциала.
Мониторинг в широком смысле подразумевает систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития [10]. Задачами образовательного мониторинга служат обеспечение прогнозной оценки и построение моделей управленческого процесса, ориентация на перспективные потребности социально-экономического развития, модернизация образовательных программ.
Одним из приоритетных направлений образовательного мониторинга является контроль качества образования (Федеральная программа развития образования, 2000). Чаще всего исследуется педагогический аспект этой проблемы — качество подготовки учащихся, соответствие образовательных программ госстандартам (нормативный контроль), отслеживание динамики развития учеников, классов, школ на индивидуальном, внутришкольном, муниципальном уровнях, аттестация образовательных учреждений [6; 5; 4].
Результаты мониторинга московской системы образования, проведенного в рамках программы «Столичное образование – 1», позволили высветить ряд проблем, существующих в регионе, в частности необходимость приведения в соответствие содержания образования личностно ориентированному обучению детей, обеспечение адекватного контроля качества учебного процесса, оценка нервно-психического здоровья учащихся образовательных учреждений; взаимодействие участников образовательного процесса с учетом их равноправия и равноответственности за результаты. Подчеркивается, что важнейшим фактором решения последней проблемы является психологическое обеспечение истинного субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса между собой [7].
Литература
- Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988.
- Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2001.
- Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М., 1997.
- Кричевский В. Контроль в управлении школой: мифы и реальность // Народное образование. 2001. № 3.
- Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования // Педагогика. 2001. № 3.
- Ладнушкина Н. Мониторинг как аспект управленческой деятельности // Народное образование. 2001. № 6.
- Материалы мониторинга участников городских мероприятий 1999–2000 гг.: Сб. статей. М., 2001.
- Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
- Новые ценности образования: Сб. статей. М., 1996. Вып. 4.
- Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Курнешова Л.Е. Маркетинговый мониторинг образования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. М., 1999.
- Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в разных типах школ // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
- Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
- Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Психологическое экспертное исследование организации урока как элемента образовательной среды // Психология как профессия: Ежегодник Российского Психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 3.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М., 2001.
- Ривина И.В., Ермакова И.В. Эмоциональное отношение школьников к учению в разных образовательных средах // Психология как профессия: Ежегодник Российского Психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 3.
- Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды // Психология проектирования. М., 1996.
- Социально-психологические проблемы образования / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 2002. Ч. 1, 2.
- Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования. М., 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2515
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1301
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0