Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке

1313

Аннотация

В статье рассматриваются особенности психологической организации учебного взаимодействия детей и учителя в сопоставлении с эмоциональным отношением школьников к учению. Используются метод экспертного наблюдения на уроке и диагностическая методика определения эмоционального состояния учащихся на уроках в школе. Экспериментальное исследование проведено в 5 школах с разными технологиями обучения. Показано, что в разных образовательных средах, характеризующихся различными типами учебного взаимодействия, эмоциональное состояние детей на уроках имеет свою специфику, что по-разному сказывается на выраженности уровня познавательной активности и комфортности учащихся в процессе урока.

Общая информация

Ключевые слова: тревожность, учебное взаимодействие, познавательная активность, образовательная среда, эмоциональная комфортность

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Ермакова И.В., Поливанова Н.И., Ривина И.В. Учебное взаимодействие педагога с учащимися как фактор их эмоциональной комфортности на уроке // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 1.

Фрагмент статьи

Одним из существенных условий развития взаимодействующих субъектов в образовательной среде является, с точки зрения В.В. Рубцова (1996), такая система организации деятельности обучающего и обучаемых, которая обеспечивала бы усвоение обобщенных способов решения классов задач и стимулировала бы полноценную ориентировку учащихся в объектах и ситуациях. Данное направление продолжается в русле изучения влияния образовательных сред на развитие детей. В рамках проблематики модернизации образования такие понятия, как «образовательная  среда»,  «мониторинг  образования», приобретают значимость в плане эффективности деятельности школы, ее развивающего потенциала.

Мониторинг в широком смысле подразумевает систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль за характером происходящих событий, предупреждение нежелательных тенденций развития [10]. Задачами образовательного мониторинга служат обеспечение прогнозной оценки и построение моделей управленческого процесса, ориентация на перспективные потребности социально-экономического развития, модернизация образовательных программ.

Одним из приоритетных направлений образовательного мониторинга является контроль качества образования (Федеральная программа развития образования, 2000). Чаще всего исследуется педагогический аспект этой проблемы — качество подготовки учащихся, соответствие образовательных программ госстандартам (нормативный контроль), отслеживание динамики развития учеников, классов, школ на индивидуальном, внутришкольном, муниципальном уровнях, аттестация образовательных учреждений [6; 5; 4].

Результаты мониторинга московской системы образования, проведенного в рамках программы «Столичное образование – 1», позволили высветить ряд проблем, существующих в регионе, в частности необходимость приведения в соответствие содержания образования личностно ориентированному обучению детей, обеспечение адекватного контроля качества учебного процесса, оценка нервно-психического здоровья учащихся образовательных учреждений; взаимодействие участников образовательного процесса с учетом их равноправия и равноответственности за результаты. Подчеркивается, что важнейшим фактором решения последней проблемы является психологическое обеспечение истинного субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса между собой [7].

Литература

  1. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. М., 1988.
  2. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2001.
  3. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М., 1997.
  4. Кричевский В. Контроль в управлении школой: мифы и реальность // Народное образование. 2001. № 3.
  5. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования // Педагогика. 2001. № 3.
  6. Ладнушкина Н. Мониторинг как аспект управленческой деятельности // Народное образование. 2001. № 6.
  7. Материалы мониторинга участников городских мероприятий 1999–2000 гг.: Сб. статей. М., 2001.
  8. Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.
  9. Новые ценности образования: Сб. статей. М., 1996. Вып. 4.
  10. Пищулин Н.П., Пищулин С.Н., Курнешова Л.Е. Маркетинговый мониторинг образования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. М., 1999.
  11. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда урока в разных типах школ // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
  12. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Особенности развития системности младших школьников в разных технологиях обучения // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
  13. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Психологическое экспертное исследование организации урока как элемента образовательной среды // Психология как профессия: Ежегодник Российского Психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 3.
  14. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М., 2001.
  15. Ривина И.В., Ермакова И.В. Эмоциональное отношение школьников к учению в разных образовательных средах // Психология как профессия: Ежегодник Российского Психологического общества. М., 2002. Т. 9. Вып. 3.
  16. Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные    образовательные    среды  //  Психология  проектирования.  М., 1996.
  17. Социально-психологические проблемы образования / Под ред. М.Ю. Кондратьева. М., 2002. Ч. 1, 2.
  18. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования. М., 2000.

Информация об авторах

Ермакова Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, начальник лаборатории «Социально-психологические проблемы образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия, e-mail: ermak@uetranet.ru

Поливанова Нина Ивановна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник , ПИ РАО, Москва, Россия

Ривина Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ПИ РАО, Москва, Россия, e-mail: irinarivina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2543
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1313
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2