Психологическая наука и образование
2004. Том 9. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Разработка модели Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток»
Общая информация
Рубрика издания: Инновационные модели
Для цитаты: Тихомирова А.В., Москвичев В.В. Разработка модели Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 2.
Полный текст
Существующий ассортимент психологических центров в Москве не перестает удивлять своим однообразием - психологические консультации, тренинги для подростков, психотерапия индивидуальная, семейная и групповая и, для полноты охвата, телефон доверия. Казалось бы, что еще нужно клиенту - будь он «недоуспева- ющим» подростком с растерянной мамой или даже предпринимателем? Учителя направляют в центры родителей с детьми, сами родители вдруг начинают чувствовать необходимость посоветоваться со знающими людьми или подготовить малыша к интенсивному общению со сверстниками в школе. Важно одно - они готовы, они хотят. Но любой специалист, работающий в социальной сфере (образование, здравоохранение и т. д.), понимает, что самые сложные клиенты - это те, которые не хотят обращаться за помощью, кого вполне устраивает и образ жизни, и множество проблем. Как правило, у таких «пока неклиентов» есть свои способы справляться с жизнью, и не всегда эти способы полезны для здоровья и безопасны для окружающих. Школа отправляет их в Центр, а они не идут. Комиссия по делам несовершеннолетних направляет на лечение, а они не идут. Заботливый муниципалитет открыл огромное число досуговых учреждений для молодежи, а их и там нет. Зато они есть в подъездах, в компьютерных клубах, в квартирах, вызывающих ужас у всех соседей. И вся надежда только на милицию: кроме репрессивных мер, ничто не помогает. Таким подросткам и семьям не просто показывать всему миру, что жизнь их устраивает, а дальше хоть трава не расти, а тут еще попытки общества загнать их в угол милицейскими дубинками...
И вот для таких «пока неклиентов» в Московском городском психолого-педагогическом университете и был придуман Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток». Концепция Центра была разработана весной 2003 г. инициативной группой психологов. Основная идея - работа с теми семьями и подростками, у которых пока нет никакого желания что-то менять, но уже есть серьезные сложности в личной, семейной, социальной жизни.
В этой небольшой статье мы попытаемся обрисовать модель работы Центра в том виде, как она была разработана. Центр проработал в структуре МГППУ 8 месяцев, и уже через месяц сотрудникам придется несколько пересмотреть концепцию его работы на основе анализа полученного опыта практической работы на территории двух московских районов - Пресни и Хамовников.
С кем и где работает Центр «Перекресток».
Первое - это подростки в возрасте 13-18 лет, не нашедшие себя в предлагаемых обществом формах самореализации и чье поведение представляет социальную проблему (выраженная школьная дезадаптация, отказ от посещения школы, правонарушения, употребление алкоголя и наркотиков, принадлежность к агрессивным экстремальным подростковым группировкам, бродяжничество). Сами подростки не обращаются за помощью ни к психологу, ни к социальному педагогу, ни к учителю и отказываются от предлагаемой помощи. Не удается вовлечь их и в существующие формы досуга, предоставляемые клубами, секциями и досуговыми центрами. Такие подростки, как правило, состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, наблюдаются в наркологических и психоневрологических диспансерах.
Второе - семьи подростков. Как правило, такие семьи находятся в крайне неблагоприятной экономической, психологической и социальной ситуации. Часто родители злоупотребляют алкоголем, ведут асоциальный образ жизни. Такие семьи находятся в поле внимания органов опеки и попечительства, а иногда серьезно стоит вопрос о лишении родителей их прав на детей, но при этом никто не оказывает семьям квалифицированной социальной и психологической поддержки. И, так же как и «трудные» подростки, «трудные» родители не обращаются за помощью и избегают контакта со специалистами.
Характер и глубина испытываемых данной категорией подростков проблем, степень дисфункциональности их семей нуждаются в специальном исследовании,которое позволит в дальнейшем уточнить представления о целевой группе Центра.
Таким образом, целевая группа Центра - это подростки и их родители, нуждающиеся в социально-психологической помощи, но отказывающиеся от обращения к специалистам. За год работы Центра планируется охватить не менее 300 таких подростков .
Подход к решению проблемы.
Обычные меры социального воздействия, применяемые к описанной выше группе населения различными институтами системы социализации, не дают удовлетворительных результатов. На наш взгляд, это происходит потому, что целью этих мер является лишь устранение девиации поведения, работа ведется исключительно с «верхушкой айсберга» - поведенческим симптомом.
Основная идея концепции нашего Центра - восстановление способности человека к развитию.
Подростковый возраст - кризисный период развития личности. Именно в это время формируется способность человека ответственно и осмысленно воспринимать окружающий мир и свое место в нем. Развитие и самореализация - актуальная потребность любого подростка.
«Трудного» подростка мы рассматриваем как находящегося в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в помощи, а различные отклонения его поведения - как симптомы системного явления социальнопсихологической дезадаптации. Мы считаем, что поведение социально дезадаптированного подростка помимо негативного несет в себе и позитивный смысл: подросток стремится реализовать свою свободу, найти возможности самореализации, заявить о себе в обществе, выразить себя.
Целью работы с подростками является усиление их возможностей и ресурсов развития, устранение препятствий на пути этого развития, содействие движению на пути самореализации, личностного становления. Условие успеха - контакт, в основе которого лежит принятие взрослым подростка как самоценной развивающейся личности, способной совершать свободный и ответственный выбор, обладающей потенциалом творческой самореализации.
Подход, реализуемый в Центре, можно обозначить как восстановительный подход.
Информационно-координационный аналитический отдел (ИКАО). Координация информационных потоков, взаимодействия структур Центра с профильными учреждениями Центрального административного округа Москвы, планирование и координация научно-исследовательской работы, составление базы данных по клиентам Центра и ресурсам территории, методическая поддержка работы Центра. В ИКАО находятся личные дела клиентов Центра, координируется составление индивидуальных программ реабилитации подростков и семей различными службами Центра. Сотрудники ИКАО организуют консилиумы как в самом Центре, так и выездные, с привлечением специалистов других учреждений и структур.
Работа с подростками на территории. Социальная работа на территории (уличная социальная работа) направлена на установление доверительного контакта с подростками - потенциальными клиентами Центра и посредничество между ними и социальными ресурсами территории (Центральный административный округ).
С подростками целевой группы можно работать только при условии, что специалист проявляет инициативу в установлении контакта.
Социальный работник вступает в контакт с подростком на «его территории»: на улице, во дворе, в подъезде и т. д., в неформальной обстановке. Он знакомится, представляется, проявляет интерес к личности подростка и оставляет за ним инициативу дальнейшего продолжения контакта. Важной характеристикой социальной работы на территории служит регулярность и предсказуемость появления специалиста (определенное время и место).
Социальный работник предоставляет подростку информацию об имеющихся социальных ресурсах, возможности получения помощи как в рамках Центра, так и вне его, позволяя подростку при желании воспользоваться этой информацией. Вмешательство социального работника в жизнь подростка происходит только по его запросу. Отклонение от этого правила возможно, если жизни или здоровью подростка угрожает серьезная опасность и он не в состоянии обратиться за помощью.
Помощь кризисным семьям. Социальная работа с семьями подростков - клиентов Центра состоит в оказании социальной помощи всем членам семьи, а также при необходимости психологической и иной помощи. Работа с семьей может осуществляться по запросу комиссии по делам несовершеннолетних района.
Социальный работник, осуществляющий контакт с семьей, выступает посредником между ней и другими социальными структурами. Его задача - помощь в формировании запроса клиентов и постепенная передача им ответственности за сотрудничество. Совместно с семьей, а при необходимости с привлечением других специалистов разрабатывается программа действий, направленных на изменение ситуации, заключается договор с семьей, распределяется ответственность за выполнение конкретных мероприятий программы.
В результате деятельности социального работника активизируются собственные ресурсы семьи. Каждый из членов семьи принимает на себя часть ответственности как за сложившуюся ситуацию, так и за ее изменение. Одним из важных итогов является возникновение у клиентов способности самостоятельно обращаться за помощью и конструктивно использовать социальные ресурсы.
Психологическая помощь подросткам и их близким. Данная помощь является одним из способов поддержки подростков целевой группы и их близких в разрешении их реальных проблем. Сюда входят индивидуальное и семейное консультирование, группы психологической помощи, социально-психологические тренинги.
Опыт показывает, что обращение за помощью к психологу клиентам из нашей целевой группы часто представляется бесполезным (ими ожидаются нравоучения, советы) или даже опасным (постановка диагноза, активные воздействия) либо, наоборот, чем-то имеющим волшебный эффект (психолог решит все проблемы, исправит нашего ребенка, повлияет на мужа и т. д.). Нередко мотивация обращения этих клиентов за помощью носит ситуативный характер, с ними трудно поддерживать устойчивые длительные контакты, необходимые для построения терапевтических взаимоотношений.
Установление и поддержание контакта с клиентами достигаются посредством сотрудничества психологов и социальных работников Центра.
Психологическое консультирование подростков и их близких осуществляется с использованием методов, относящихся к гуманистическим и личностно ориентированным направлениям: клиент-центрированной терапии, гештальттерапии, психодрамы, системной семейной терапии, арттерапии и процессуально ориентированной терапии.
Группы психологической помощи (для подростков, их родителей, а также «муль- тисемейные» группы) дают возможность клиентам в атмосфере принятия и поддержки работать над своими проблемами, используя энергию группы, посредством личностного контакта с другими людьми, имеющими сходные проблемы. Сотрудники Центра при ведении групп применяют методы групповой работы клиент-центри- рованного подхода («группы встреч» Роджерса), гештальттерапии и психодрамы.
Тренинг как форма психологической помощи подросткам представляет собой пространство освоения подростками нового опыта, способствующего их личностному развитию: практики свободного и ответственного выбора, получения удовольствия трезвыми способами, поиска внутренних ресурсов в решении собственных проблем, здоровых взаимоотношений со взрослыми и друг с другом. Тренинг процессуально ориентирован на получение участниками нового опыта.
«Территория свободного общения». Работа «Территории свободного общения» в системе Центра отвечает задаче постепенного безопасного вхождения подростков целевой группы в социум, подготовки их к дальнейшему взаимодействию с различными социальными институтами на основе собственной активной и ответственной позиции.
«Территория свободного общения» (клуб) представляет собой поэтапно развивающееся пространство, на каждом этапе своего существования отвечающее актуальным потребностям подростков данной целевой группы в безопасности, общении и творческой самореализации. Главный вектор развития пространства клуба - постепенная передача ответственности за жизнь клуба самим подросткам.
Подростки попадают на «Территорию свободного общения» по инициативе контактирующих с ними социальных работников или же узнав о ней от друзей. Взрослые, работающие в клубе, следят за соблюдением безопасности и личностно контактируют с подростками. В клубе действуют простые и ясные, минимально необходимые для безопасности правила, которые совместно разрабатываются и принимаются взрослыми и подростками. Клуб отвечает потребностям подростков в творческой и деятельностной самореализации, самоопределении в социуме. В клубе и вокруг него развиваются творческие и деятельностные среды, сотрудники клуба оказывают помощь по запросу подростка: в ориентации в социуме, профессиональном и личностном самоопределении, продолжении образования, построении нужных подростку контактов с другими службами и специалистами системы социально-психологической помощи в ЦАО.
Центр также участвует в научно-исследовательской деятельности в качестве практической и экспериментальной площадок МГППУ, используя его ресурсы, сотрудничает со студентами и преподавателями университета, оказывает помощь в их научной деятельности. Результаты научно-исследовательской деятельности Центра фиксируются в научных публикациях, представляются на конференциях. Кроме того, они составляют основу для разработки программ социально-психологической работы с подростками и их семьями. Эти программы могут найти применение в других учреждениях, работающих с аналогичными целевыми группами.
На основе результатов практической и научно-исследовательской деятельности Центр ведет свою научно-методическую работу (студенческая практика, обучение специалистов, подготовка и публикация методических пособий, передача опыта специалистам других учреждений и регионов).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1429
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 551
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1