Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери

2537

Аннотация

Цель работы – теоретический анализ исследований, выявляющих культурно-специфические особенности материнского отношения, особенности взаимодействия и характер привязанности ребенка к матери в раннем детстве. В статье излагаются основные положения и выводы теории привязанности в зарубежной психологии. Акцент сделан на социокультурном аспекте формирования надежной и ненадежной привязанности. Под этим углом зрения проводится сравнение западной и восточной моделей социализации, а также анализ отечественных исследований, касающихся материнского отношения, эмоционального взаимодействия матери с ребенком и качества привязанности ребенка к матери. Анализ отечественных исследований последнего десятилетия показывает, что на уровне тенденции прослеживаются определенные качественные характеристики материнского отношения и поведения во взаимодействии с ребенком: противоречивость, субъектно-объектная ориентация, эмоциональная амбивалентность. Подобные проявления создают условия для формирования ненадежной амбивалентной привязанности ребенка к матери. Дальнейшие исследования покажут, выступают ли выявленные тенденции факторами риска или культурно детерминированными особенностями социализации детей.

Общая информация

Ключевые слова: материнское отношение, субъектно-объектная ориентация, привязанность, диада мать-дитя

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 82–92.

Фрагмент статьи

<...>

Итак, общепризнанным является представление о том, что привязанность ребенка к матери (или другому близкому взрослому) служит важнейшим приобретением младенческого возраста. Признаки привязанности обнаруживаются в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх [3].

Привязанность имеет для младенца определенную ценность с точки зрения безопасности и самосохранения. Безусловно, она дает ребенку чувство уверенности при
взаимодействии с окружающим миром предметов и людей, способствует адекватной социализации. Хотя младенцы обладают врожденной способностью проявлять привязанность, выбор объекта, а также качество привязанности зависят от поведения родителей, прежде всего матери, по отношению к ребенку.

Экспериментальные исследования М. Эйнсворт с использованием теста «Незнакомая ситуация» позволили выявить четыре типа привязанности младенца к матери в зависимости от реакции на разлуку, степень воздействия ее на ребенка и того, насколько легко объект привязанности может успокоить малыша после слабого стресса:
1) надежная или безопасная привязанность;
2) ненадежная, небезопасная привязанность избегающего типа;
3) ненадежная небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа;
4) ненадежная небезопасная привязанность дезорганизованного типа [11].

<...>

Литература

  1. Авдеева Н.Н. Среда развития и психическое здоровье ребенка. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологичеcкие аспекты. М., 2003.
  2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и Доме ребенка. М., 2003.
  3. Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
  4. Захарова Е.И., Карабанова О.А. Экспериментальные исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия: Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.
  5. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001. №2.
  6. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Гоношенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. М., 1996.
  7. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб., 2001.
  8. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
  9. Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье // Психологическая наука и образование. 2001. №2.
  10. Санчес Б.М.Э. Сравнительный анализ социокультурной ситуации развития дошкольников в России и Эквадоре: Автореф. … канд. психол. наук. М., 1994.
  11. Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития. СПб., 2003.

Информация об авторах

Авдеева Наталия Николаевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования им. профессора Л.Ф. Обуховой", Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8430-8181, e-mail: nnavdeeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5123
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 2537
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5