Психологическая наука и образование
2006. Том 11. № 2. С. 82–92
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: материнское отношение, субъектно-объектная ориентация, привязанность, диада мать-дитя
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 2. С. 82–92.
Фрагмент статьи
<...>
Итак, общепризнанным является представление о том, что привязанность ребенка к матери (или другому близкому взрослому) служит важнейшим приобретением младенческого возраста. Признаки привязанности обнаруживаются в следующем: объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх [3].
Привязанность имеет для младенца определенную ценность с точки зрения
безопасности и самосохранения. Безусловно, она дает ребенку чувство уверенности
при
взаимодействии с окружающим миром предметов и людей, способствует адекватной
социализации. Хотя младенцы обладают врожденной способностью проявлять
привязанность, выбор объекта, а также качество привязанности зависят от
поведения родителей, прежде всего матери, по отношению к ребенку.
Экспериментальные исследования М. Эйнсворт с использованием теста
«Незнакомая ситуация» позволили выявить четыре типа привязанности младенца к
матери в зависимости от реакции на разлуку, степень воздействия ее на ребенка и
того, насколько легко объект привязанности может успокоить малыша после слабого
стресса:
1) надежная или безопасная привязанность;
2) ненадежная, небезопасная привязанность избегающего типа;
3) ненадежная небезопасная привязанность тревожно-сопротивляющегося типа;
4) ненадежная небезопасная привязанность дезорганизованного типа [11].
<...>
Литература
- Авдеева Н.Н. Среда развития и психическое здоровье ребенка. Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологичеcкие аспекты. М., 2003.
- Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и Доме ребенка. М., 2003.
- Боулби Дж. Привязанность. М., 2003.
- Захарова Е.И., Карабанова О.А. Экспериментальные исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия: Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002.
- Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001. №2.
- Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Гоношенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. М., 1996.
- Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб., 2001.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М., 2000.
- Покатаева М.В. Качественная характеристика ситуации развития ребенка в современной семье // Психологическая наука и образование. 2001. №2.
- Санчес Б.М.Э. Сравнительный анализ социокультурной ситуации развития дошкольников в России и Эквадоре: Автореф. … канд. психол. наук. М., 1994.
- Шеффер Д. Дети и подростки: Психология развития. СПб., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5123
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 2537
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5