Смыслообразующее влияние категории «дух» на формирование интегративной психологической концепции человека

524

Аннотация

В статье анализируется актуальная проблема воссоздания целостного психологического учения о человеке. Кризисное состояние методологии науки, вызванное противопоставлением материалистической и идеалистической парадигм, может быть преодолено изменением междисциплинарных связей психологии, а также возвращением в нее категорий «душа» и «дух». Воссоздание первоначального смысла этих категорий с помощью метода источниковедения и текстологического анализа Библии, с одной стороны, позволяет содержательно разграничить категории «дух», «душа», «психика», а с другой – создает предпосылки для интегративного психологического учения о человеке в совокупности всех его природ.

Общая информация

Ключевые слова: душа, психология личности, методологический кризис, межпредметные связи, религиозно-философская психология, дух, психика, новозаветная модель, ветхозаветная модель

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дворецкая М.Я. Смыслообразующее влияние категории «дух» на формирование интегративной психологической концепции человека // Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. № 3. С. 103–109.

Фрагмент статьи

Психология как отрасль научного познания молода, но само психологическое знание насчитывает тысячелетия своего существования. Рассмотрение исторического пути формирования психологии — важнейшая предпосылка анализа ее современных проблем и прогнозирования тенденций дальнейшего развития. «Всё очевиднее становится важность исторических знаний для разработки общей теории развития науки, для анализа ее коренных методологических вопросов» [11, с.10]. Одной из таких проблем современной психологии является возвращение в нее человека во всей его целостности.

Уникальной особенностью русской психологии следует считать наличие тенденции к созданию интегрированного учения о человеке. Преемственность в стремлении к изучению целостного человека в отечественной психологии наглядно подтверждается трудами выдающихся русских мыслителей второй половины ХIХ – начала ХХ в.: В.А. Снегирева, В.И. Несмелова, К.Н. Сильченкова, В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского, К.Д. Ушинского, М.М. Тареева, М.И. Владиславлева, А.И. Введенского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, М.М. Троицкого, Л.М. Лопатина, С.Н. Трубецкого, Г.Г. Шпета, Г.И. Челпанова и других. Эта же тенденция прослеживается и в трудах советских психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Ухтомского, Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.А. Гостева, А.Г. Асмолова, В.Н. Панферова и других.

Литература

  1. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5.
  2. Братусь Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопросы психологии. 2004. № 4.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М., 1983.
  4. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учебное пособие. СПб., 2003.
  5. Дворецкая М.Я. Антропология: теория и история: Учебное пособие. СПб., 2004.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб., 2003.
  8. Священник Андрей Лоргус. Православная антропология: Курс лекций. Вып. 1. М., 2003.
  9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М., 1995.
  10. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002.
  11. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1974.

Информация об авторах

Дворецкая Марианна Ярославовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования психолого-педагогического факультета Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцина, Россия, e-mail: dtzky@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1932
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 524
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0