Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы

9016

Аннотация

Одной из самых распространенных методик исследования временной перспективы (ВП) является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить свое прошлое, настоящее и будущее в виде трех кругов. Цель данной работы – описание этой методики, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Здесь представлены результаты двух исследований. Испытуемые выполняли методикy Коттла и методику ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) в адаптации А. Сырцовой или методику «Линия жизни». Выборка составила 245 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Результаты работы показали, что параметром методики Коттла, связанным с другими методиками, направленными на исследование временной перспективы личности, является, в первую очередь, степень связанности временных зон. Установлено также, что тип инструкции методики Коттла влияет как на проявление степени связанности временных зон, так и на связь с результатами ZTPI. Факторами ZTPI, связанными с результатами методики Коттла, оказались: «Фаталистическое настоящее», «Позитивное прошлое» и «Гедонистическое настоящее». Обнаружено, что в рамках самого теста Коттла наблюдается следующая закономерность: чем ниже значимость прошлого и выше значимость будущего, тем более связаны временные зоны между собой. Половых различий в проявлении параметров методики Коттла не выявлено. Три параметра методики «Линия жизни» оказались связанными с результатами теста Коттла: 1) количество связей между событиями всей жизни; 2) количество связей, которые человек усматривает в своем будущем; 3) пессимистичность будущего.

Общая информация

Ключевые слова: временная перспектива, тест Коттла, ZTPI, линия жизни

Рубрика издания: Психологическая диагностика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белинская Е.П., Давыдова И.С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. Том 12. № 5. С. 28–37.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Временная перспектива личности (ВП) все чаще становится предметом психологических исследований. Существует несколько вариантов понимания этого кон­структа. В частности, он рассматривается следующим образом:

как черта личности, характеризующаяся фиксацией на одной из временных ориентаций [11];

как функция репрезентации, состоящая в восприятии и представлении в сознании в данный момент времени событий, обладающих мотивационным зарядом [5];

как способность человека совмещать в своем бытии объективно заданное время общественной жизни и субъективное время, способность управлять временем [1],[3],[4], [6];

как переживание личностью детер- минационных связей между основными событиями ее жизни [2].

В рамках этих и других подходов разработан арсенал методик исследования данного феномена.

Одной из самых распространенных методик исследования ВП является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить в виде трех кругов свое прошлое, настоящее и будущее, как они себе это представляют. Эта методика обладает рядом достоинств:

проста в применении;

не требует много времени;

исключает социальную желательность ответов;

•учитывает не только линейную, но и пространственную модели времени.

Однако у нее есть и недостатки:

не до конца понятна психологическая реальность, стоящая за результатами методики;

ее сложно использовать в исследованиях, так как затруднено сравнение результатов разных испытуемых.

Отсутствие норм вызывает сложности в интерпретации и при работе с индивидуальными клиентами или испытуемыми. Возможно поэтому у нас в стране данная методика используется чаще всего как вспомогательная, уточняющая временную конфигурацию ВП, как это описано в работах И. А. Спиридо­новой и И. Б. Кузьминой [7], [9, с.84].

Временная перспектива личности связана с такими параметрами как рисковое поведение, прием ПАВ (психоактивных веществ), параметрами «Большой пятерки» и др. [11]. Это делает методики, направленные на исследование ВП, востребованными в работе школьного психолога. Кроме того, учащиеся (особенно старшеклассники) все чаще просят провести с ними занятия, которые позволят им «разобраться со своим временем». Удобство использования методики Коттла делает ее привлекательной для использования, в том числе в школе. Однако описанные выше недостатки делают ее применение затруднительным.

Цель данной работы - описание методики Коттла, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Использование методики в исследованиях затруднено тем, что Т. Коттл не оставил подробного описания своего взгляда на ВП. В своей книге «Perceiving time» он описывает линейное и пространственное ощущение времени.

Пространственная модель - это наше субъективное ощущение времени, то, как мы его чувствуем, линейная - объективное, то, как мы его измеряем. В человеческом представлении о времени существуют обе эти модели [10]. Графический тест Коттла направлен на исследование субъективного ощущения времени, его главная идея - связанность временных зон. По мнению автора, пространственная модель времени основана на том, что люди чувствуют связанность своего прошлого, настоящего и будущего.

МЕТОДИКА

Тест кругов Коттла призван оценивать два параметра:

степень связанности временных зон;

предпочтение или значимость той или иной временной зоны.

Второе выясняется «путем измерения в миллиметрах диаметров кругов и подсчета соотношения временных зон в процентах» [7]. Эта процедура довольно проста и известна у нас в стране. Однако она имеет существенный недостаток в том, что рисунки, имеющие одинаковое процентное соотношение временных зон, могут восприниматься их авторами совершенно по-разному. Так, в мелком рисунке даже совсем небольшая разница в диаметрах дает сильные различия в их процентном соотношении, что может не соответствовать ощущению автора.

Т. Коттл предложил и способ измерения степени связанности временных зон, или степени, в которой круги соприкасаются, пересекаются или перекрывают друг друга. Им была разработана система начисления баллов за связанность каждого из рисунков. Так, если все три круга изображены отдельно друг от друга, то степень связанности оценивается в «0» баллов, если соприкасаются какие-либо из двух кругов - в два балла, если какие-то из двух кругов пересекаются - четыре балла, если один из кругов полностью расположен в другом круге - шесть баллов. Для оценки связанности временных зон рисунка в целом необходимо сложить степени связанности каждой из пар временных зон. Таким образом, общая связанность рисунков лежит в пределах от 0 баллов (все 3 круга изображены отдельно) до 18 баллов (каждый круг расположен в другом круге, рисунок имеет вид мишени) [10].

Гипотеза исследования. Оба параметра теста Коттла (степень связанности временных зон и значимость временных зон - прошлого, настоящего и будущего) связаны с проявлениями параметров других методик, направленных на исследование ВП личности.

Участники исследования. Выборка составила 245 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Участниками исследования стали старшеклассники московских школ (122 человека, 79 девушек и 43 юноши) и первокурсники московских вузов (123 человека, 88 девушек и 35 юношей).

Процедура исследования. В данной работе собраны результаты нескольких исследований. Испытуемые, в зависимости от целей и задач конкретного исследования, заполняли тот или иной пакет методик, включающий два типа инструкций. В одном случае испытуемым предлагалось выполнять задания теста Коттла и методики ZTPI (Теста временной перспективы Зимбардо) [8], а в другом - теста Коттла и методики «Линия жизни» [9].

Статистическая обработка данных. Проверка нормальности распределений проводилась при помощи критерия Колмогорова-Смирнова. Проверка гомогенности дисперсий проводилась с помощью критерия Ливена. Использовались корреляционный анализ, t -критерий для независимых выборок и связных выборок, критерии Манна-Уитни и Вилкоксона, регрессио- ныый анализ. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы SPSS 14.0 Windows.

ИССЛЕДОВАНИЕ 1

Цели исследования - сравнить два типа инструкций теста Коттла, оценить связь результатов методик Коттла и ZTPI

Участниками исследования стали десятиклассники московских школ (N=75, M =15.6, SD=0.52[1].

Методы. Испытуемые выполняли адаптированную методику ZTPI [8] и графический тест Коттла с одной из двух инструкций, приведенных ниже. Основное разли­

чие между инструкциями состоит в присутствии в первой инструкции прямого указания, что круги «могут пересекаться», тогда как во второй подобного указания нет.

Инструкция 1: «Представьте свою жизнь от начала до конца - прошлое, настоящее и будущее, и попытайтесь проиллюстрировать ее в виде трех кругов - прошлого, настоящего и будущего. Круги могут быть маленькими и большими, пересекаться или нет, в зависимости от того, как Вы представляете соответствующие категории» [9]. Чтобы избежать влияния представлений автора, нами была добавлена следующая просьба: «Подпишите, пожалуйста, круги: соответственно «прошлое», «настоящее» и «будущее».

Инструкция 2: «Представьте себе свою жизнь: прошлое, настоящее и будущее. Теперь изобразите ее в виде трех кругов: соответственно прошлое, настоящее и будущее таким образом, чтобы рисунок максимально соответствовал тому, как Вы представляете взаимоотношения между Вашим прошлым, настоящим и будущим. Вы можете использовать круги разных размеров. Когда рисунок будет закончен, подпишите, пожалуйста, круги, чтобы было понятно, какой из кругов соответствует прошлому, настоящему и будущему» [10].

Гипотезы исследования 1: 1) мы предполагаем, что указание в инструкции на возможность пересечения кругов приведет к более частому изображению пересеченных кругов у испытуемых с первым типом инструкции. Иными словами, степень связанности временных зон у испытуемых с первым типом инструкции будет выше; 2) независимо от типа инструкции значимость временных зон связана с временной ориентацией человека. Так, чем выше ориентация на гедонистическое настоящее, тем выше значимость настоящего. Или чем выше ориентация на будущее или на позитивное прошлое, тем больше будет соответственно диаметр круга будущего или прошлого по отношению к остальным кругам. Связь значимости временных зон с такими параметрами, как «Фаталистическое настоящее» и «Негативное прошлое», не кажется нам столь однозначной и вряд ли будет выявлена корреляционным анализом.

Процедура исследования. Участники были разделены на две группы.

Первая группа численностью 45 человек (M =15,67, SD=0,52) выполняла ZTPI и методику Коттла с первым типом инструкции. По полу испытуемые разделялись следующим образом: 27 девушек (M =15,7, SD=0,54) и 18 юношей (M =15,61, SD=0,5).

Вторая, включающая 30 человек (M =15,5, SD=0,51) - ZTPI и методику Коттла со вторым типом инструкции. По полу испытуемые разделялись здесь следующим образом: 20 девушек (M =15,5, SD=0,51) и 10 юношей (M =15,5, SD=0.53).

Результаты. Рассмотрим сначала результат сравнения двух групп с разными типами инструкций. Оказалось, что первый тип инструкции обеспечивает большую дисперсию в значимости прошлого (F=4,716, p=0,03) и настоящего (F=3,602, p=0,06)2.

Дисперсии же значимости будущего не различаются (F=0,394, р=0,53). Статистических различий в значимости всех трех[2] [3] временных зон не обнаружено, что и ожида­

лось, поскольку произвольность размера кругов подчеркивается в обеих инструкциях.

Первый тип инструкции обеспечивает большую[4] связанность временных зон (U =177,5, p <0,001). То есть прямое указание в инструкции на то, что круги «могут пересекаться», провоцирует изображать круги более перекрывающими друг друга.

Теперь рассмотрим результаты корреляционного и регрессионного анализов в каждой из групп.

Группа с первым типом инструкции. Корреляционный анализ. Поскольку все переменные, кроме степени связанности, распределены нормально, мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. Для выяснения связи степени связанности с другими переменными использовался коэффициент корреляции Спирмена. Корреляционный анализ показал, что фактор ZTPI «Фаталистическое настоящее» связан как со значимостью будущего (r=-0,414, p<0,01), так и со степенью связанности временных зон (r=-0,405, p <0,01). Степень связанности временных зон связана также со значимостью прошлого (r=-0,342, p <0,05) и будущего (r=0.397, p <0,01).

Регрессионный анализ позволил выяснить, что пять факторов ZTPI не являются предикторами переменных методики Кот­тла. Предикторами степени связанности временных зон являются показатели значимости прошлого, настоящего и будущего, но и они объясняют лишь 37 % ее дисперсии (R2=0,367)[5].

Понятно, что значимость каждой из временных зон функционально зависит от значимости оставшихся двух. В качестве предиктора значимости каждой из них была выделена и степень связанности временных зон[6].

У юношей и девушек не выявлено различий в проявлении переменных (использовался критерий Манна-Уитни).

Группа со вторым типом инструкции. Корреляционный анализ. Поскольку все переменные, кроме степени связанности, распределены нормально, мы использовали коэффициент корреляции Пирсона, для выяснения связи степени связанности с другими переменными использовался коэффициент корреляции Спирмена. Корреляционный анализ показал, что фактор ZTPI «Позитивное прошлое» связан со значимостью прошлого (r=0,507, p <0,01). Степень связанности временных зон связана также со значимостью прошлого (r=-0,587, p <0,01) и будущего( r=0,536, p <0,01).

Регрессионный анализ показал, что предикторами степени связанности временных зон являются фактор ZTPI «Гедонистическое настоящее» и показатели значимости прошлого[7], они объясняют 50,5 % ее дисперсии (R2=0,505). Понятно, что значимость каждой из временных зон функционально зависит от значимости оставшихся двух.

Различий в проявлении переменных у юношей и девушек не выявлено (использовался критерий Манна-Уитни).

Сравнение корреляций для независимых выборок. Корреляция степени связанности временных зон со значимостью прошлого: r=-0,342, p <0,05 для первого типа инструкции, а для второго: r=-0,587, p <0,01. Корреляции степени связанности временных зон и значимости будущего для первого и второго типа инструкции равны соответственно: r =0,397, p<0,01 и r =0,536, p <0,01. Заметно, что в случае использования второго типа инструкции корреляции степени связанности временных зон со значимостью прошлого и будущего выше. Чтобы выяснить, существуют ли различия коэффициентов корреляции на статистически значимом уровне, мы сравнили эти корреляции для независимых выборок. Оказалось, что статистически значимых различий нет (р=0,098 для корреляций степени связанности временных зон со значимостью прошлого и р=0,236 для корреляций степени связанности временных зон и значимости будущего).

Обсуждение. Итак, заметно, что тип инструкции в первую очередь влияет на степень связанности временных зон, причем при первом типе инструкции степень связности выше. Таким образом, можно говорить о том, что наше предположение подтверждается и прямое указание в инструкции на то, что круги «могут пересекаться», значимо повышает степень связности временных зон. Иначе говоря, провоцирует изображать круги как более перекрывающие друг друга.

Однако группы по типу инструкции различаются также и по связи результатов с результатами методики ZTPI.

Для первого типа инструкции характерна связь фактора ZTPI «Фаталистическое настоящее» со значимостью будущего и со степенью связанности временных зон. Чем более человек ориентирован на фаталистическое настоящее (для которого характерно беспомощное отношение к будущему и жизни, убеждение, что настоящее должно переноситься с покорностью, поскольку люди находятся во власти судьбы), тем менее значимо для него будущее, а временные зоны менее связаны между собой.

Для инструкции второго типа характерна связь фактора ZTPI «Позитивное прошлое» со значимостью прошлого, что также подтверждает нашу гипотезу. Чем более тепло и сентиментально относится человек к своему прошлому, тем более значимо для него прошлое.

И та и другая связь вполне логичны, но интересно и неожиданно то, что они проявляются в разных типах инструкций. Таким образом, лишь одна из наших гипотез относительно связи значимости временных зон с временной ориентацией человека подтвердилась: чем выше ориентация на позитивное прошлое, тем выше значимость прошлого. Однако это касается только второго типа инструкции. Может быть, такой результат связан с относительно небольшим количеством испытуемых. Тем не менее у нас появляется основание

для предположения, что ZTPI и тест Коттла исследуют сходные реальности. Это подтверждается также тем, что во втором типе инструкции фактор ZTPI «Гедонистическое настоящее» является предиктором степени связанности временных зон, причем чем более выражено гедонистическое, рискованное и безответственное отношение к настоящему и жизни в целом, тем менее связаны временные зоны между собой. Однако обратим внимание, что при использовании первого типа инструкции пять факторов ZTPI не являются предикторами, а при использовании второго типа лишь один фактор ZTPI является предиктором переменных методики Коттла. Это говорит о том, что данные методики все же имеют дело не с идентичной психологической реальностью.

Для двух типов инструкции проявляется следующая закономерность: чем ниже значимость прошлого и выше значимость будущего, тем более связаны временные зоны между собой. Половых различий в проявлении параметров методики Коттла нет.

Таким образом, тип инструкции методики Коттла влияет как на проявление степени связанности временных зон, так и на связь с результатами ZTPI.

ИССЛЕДОВАНИЕ 2

Цель исследования - оценить связь результатов методик Коттла и «Линия жизни».

Участниками исследования стали:

старшеклассники московских школ: 47 человек (N=47, M =16,28, SD=0,62). По полу испытуемые разделялись здесь следующим образом: 32 девушки (M =16,25, SD=0,62) и 15 юношей (M =16,33, SD=0,62;

первокурсники московских вузов: 123 человека (N =123, M =17,53, SD=0,83). По полу испытуемые разделялись здесь следующим образом: 88 девушек 34”

(M =17,33, SD =0,62) и 35 юношей (M =18,06, SD =1,06).

Всего в исследовании приняли участие 170 человек (M =17,19, SD=0,78), 120 девушек (M =17,04, SD=0,78) и 50 юношей (M =17,54, SD =1,23).

Методы. Испытуемые выполняли графический тест Коттла с первым типом инструкции и методику «Линия жизни» [9], в которой на ось времени необходимо поместить наиболее важные события жизни (позитивные и негативные события располагаются с разных сторон оси), датировать их, «окрасить» в проранжированные заранее цвета, указать связи между событиями. Для деления оси на три временные зоны использовалась методика «Определение границ настоящего», где испытуемый указывал дату начала своего настоящего и дату его окончания. В результате выполнения методик подсчитывались значения следующих переменных:

общее количество событий и их количество в прошлом, настоящем и будущем;

общая длина жизни и длина временных зон;

общее количество связей и их количество в каждой зоне;

общая пессимистичность (среднее рангов) и пессимистичность каждой временной зоны;

общая оптимистичность (отношение позитивных к негативным событиям);

значимость прошлого, настоящего и будущего;

степень связанности временных зон.

Гипотезы исследования 2. Мы предположили, что степень связанности временных зон будет прямо пропорциональна общему количеству связей в методике «Линии жизни». Значимость же временных зон связана с эмоциональной оценкой временных зон (чем более позитивно оценивается временная зона, тем выше ее значимость); с длительностью временных зон (чем продолжительнее временная зона, тем больше будет относительная величина круга, соответствующая ей); с количеством событий (чем большее количество событий соответствует временной зоне, тем выше ее значимость).

Результаты. Корреляционный анализ. Поскольку нормальное распределение имеют лишь три из этих переменных, мы использовали коэффициент корреляции Спирмена. Оказалось, что степень связанности временных зон связана с общим количеством связей (r=0,213, р <0,01) и количеством связей в будущем (r =0,155, р<0,05). Пессимистичность будущего обратно пропорциональна значимости настоящего (r=-0.300, р <0,01).

Обсуждение. Три параметра методики «Линия жизни» оказались связанными с результатами теста Коттла. Чем больше связей между событиями своей жизни усматривает человек, тем выше степень связанности временных зон в его рисунке, что подтверждает нашу гипотезу. Это верно и для количества связей, которые человек усматривает в своем будущем, - чем более связанным видятся ему события своего будущего, тем выше степень связанности временных зон. Данный факт может объясняться тем, что основные различия в количестве и характере связей испытуемых проявляются за счет связей событий будущего - именно они различны у испытуемых юношеского возраста, в то время как события прошлого и настоящего, которые испытуемые видят связанными, не слишком различаются. Видимо, так проявляется описанная обращенность юношей в будущее. Поэтому количество связей в будущем несет основной вклад в различия в общем количестве связей, что и объясняет полученный результат.

Кроме того, чем более значимо для человека его настоящее, тем менее пессимистичным он представляет свое будущее. В этом можно увидеть неплохой психотерапевтический эффект - повышая значимость настоящего момента, мы тем самым можем повысить оптимистичность будущего человека. Таким образом, подтверждается наша гипотеза относительно связанности значимости временных зон с их эмоциональной оценкой. Однако связь не такая прямолинейная, как мы предполагали. Наши гипотезы относительно связи значимости временных зон с их длительностью и количеством событий, соответствующих этой временной зоне, не подтвердились. Это может говорить о том, что значимость временных зон связана в первую очередь с эмоциональным отношением человека к своему прошлому, настоящему и будущему, а не с тем, насколько длительной он себе представляет ту или иную временную зону или сколько событий для него актуальны в каждой из этих зон.

ВЫВОДЫ

Параметром методики Коттла, связанным с другими методиками, направленными на исследование временной перспективы личности, является, в первую очередь, степень связанности временных зон.

Подтвердилась связь временных ориентаций личности с параметрами теста Коттла, но необходимы дальнейшие исследования для их изучения.

Тип инструкции методики Коттла влияет как на проявление степени связанности временных зон, так и на связь с результатами ZTPI.

Подтвердилась связь параметров методики «Линия жизни» и теста Коттла. Чем больше связей между событиями своей жизни усматривает человек, тем выше степень связанности временных зон в его рисунке. Значимость временных зон связана, в первую очередь, с эмоциональным отношением человека к своему прошлому, настоящему и будущему, а не с тем, насколько длительной он себе представляет ту или иную временную зону или сколько событий актуальны для него в каждой из этих зон.

 

Литература

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.
  2. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  3. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  4. Кублицкене Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.
  5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004.
  6. Серенкова В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.
  7. Спиридонова И. А. Влияние локуса контроля на временную трансспективу старшеклассников // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2002.
  8. Сырцова А., Соколова Е .Т., Митина О. В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. №1.
  9. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А. А. Кроника. – М., 1993.
  10. Сottle T. J. Perceiving time A Psychological Investigation with Men and Women. N.Y., 1976.
  11. Zimbardo P. G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journ. of Personality and Social Psychology. 1999. № 77.

Информация об авторах

Белинская Елена Павловна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3057-5273, e-mail: elena_belinskaya@list.ru

Давыдова Ирина Сергеевна, магистрант, РГГУ, педагог-психолог, ГОУ СОШ № 199 Департамента образования г. Москвы, Королев, Россия, e-mail: irikuchis@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 12046
В прошлом месяце: 75
В текущем месяце: 47

Скачиваний

Всего: 9016
В прошлом месяце: 51
В текущем месяце: 22