Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа

2335

Аннотация

В статье проводится анализ понятия «адаптационный потенциал личности», предлагается рабочее определение личностного адаптационного потенциала как системного свойства; анализируются подходы к его исследованию, обсуждается содержание данного феномена, его структура и динамика. В завершение статьи определяются задачи и перспективы дальнейших исследований.

Общая информация

Ключевые слова: адаптация, личность, адаптационный потенциал личности, психическая адаптивность

Рубрика издания: Общая психология

Тематический сетевой сборник: Психологические ресурсы личности и вызовы современности

Для цитаты: Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 1. С. 67–73.

Полный текст

Анализ публикаций, посвященных адаптационному потенциалу личности, показывает растущую частоту применения этого термина при формулировании психологического диагноза, констатации адаптационных возможностей личности. Вместе с тем, заметна неоднородность исследований, в которых производится операционализация, определение его содержания. Под адаптационным потенциалом обычно понимается совокупность качественно своеобразных индивидуально-психологических свойств, набор которых неодинаков в различных исследованиях. Заключение о состоянии личностного адаптационного потенциала производится в результате анализа уровневых характеристик этих свойств, объединенных в группу, вызывает сложности сопоставления исследований и выделение общих свойств, факторов и закономерностей формирования адаптационного потенциала. Наблюдается противоречие между объяснительной ценностью данного понятия и неоднозначностью его определения.

На сегодняшний день распространение понятия «адаптационный потенциал личности» в практике психологической помощи обусловлено задачами оценки приспособительных возможностей индивида, дифференциации устойчивых нарушений адаптации и преходящих дезадаптивных состояний. Корректные представления о природе нарушений адаптации, границах и свойствах адаптационного потенциала определяются исследователями в качестве важных предпосылок эффективности коррекции онно-реабилитационных мероприятий. Помимо этого, на наш взгляд, адаптационный потенциал может служить основой вероятностного прогноза развития адаптационного процесса и динамики адаптационного статуса личности.

В качестве примера приведем несколько подходов к пониманию личностного адаптационного потенциала в работах отечественных авторов.

Адаптационный потенциал личности определяется Н. Л. Коноваловой как интегрирующая характеристика психического здоровья. Психическая адаптивность оценивается при этом в качестве интегрального свойства личности как целостной системы и рассматривается как совокупность внутренних факторов, определяющих эффективность адаптационных изменений. Адаптивность, по мнению этого автора, в целом характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации, зависит от многих конституциональных, врожденных и приобретенных факторов, определяющих структуру личности, находится в тесной взаимосвязи с периодизацией развития личности. Психическая адаптивность здесь определяется рядом составляющих – общий уровень психического развития, личностные особенности и система отношений, характер и содержание психологических проблем, позиция личности по отношению к ним [2].

Понятие «адаптационный потенциал» рассматривается С. Ю. Добряком в качестве синонимичного понятию «адаптивность» и привлекается для обозначения свойства, выражающего возможности личности к психической адаптации [1].

В работах А. Г. Маклакова и В. А. Кулганова с соавторами также производится оценка индивидуально-психологических признаков, являющихся компонентами адаптационного потенциала, уровень развития которых, соответственно, определяет границы потенциала и вероятность успешной адаптации к широкому диапазону факторов внешней среды [3, 6]. Исследование внутренних факторов, обусловливающих эффективность психической адаптации, в качестве которых выступают разноуровневые характеристики личности, также представлены работами Ф. Б. Березина, А. А. Налчаджяна, А. А. Реана и др.

С. Т. Посохова предполагает, что в адаптационном потенциале заложена латентность адаптационных способностей, своевременность и вектор реализации которых зависит от активности личности. По ее мнению, адаптационный потенциал целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства и качества, актуализируемые личностью для создания и реализации новых программ поведения в измененных условиях жизнедеятельности. Личностный адаптационный потенциал включает биопластический, биографический, психический и личностно-регуляторный компоненты [7].

Проведенный анализ определений данного феномена позволяет выделить некоторые его общие, основные черты и показать, что, как правило, личностный адаптационный потенциал:

  • рассматривается как интегральная переменная, характеризующая совокупность индивидуально-психологических признаков, обусловливающих эффективность психической адаптации;
  • имеет свойства сложной системы и, соответственно, системный анализ выступает основным подходом к его исследованию;
  • включает не только наличные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления воздействия адаптогенных факторов;
  • определяет границы адаптационных возможностей личности и устойчивости к воздействующим факторам, содержит предпосылки к некоторому диапазону ответных адаптационных реакций;
  • связан с возрастно-психологическими особенностями, при этом собственная активность личности выступает в качестве условия, регулирующего меру реализации потенциальных возможностей.

 Таким образом, адаптационный потенциал принято рассматривать как системное свойство личности, обусловливающее границы ее адаптационных возможностей и характер протекания адаптации личности в ответ на воздействие тех или иных факторов и условий среды. Особенности индивидуального потенциала, опосредуя воздействие факторов адаптогенного контекста, определяют направление, содержание, интенсивность адаптационного ответа личности.

Мы рассматриваем адаптационный потенциал как способность личности к структурным и уровневым изменениям (под влиянием адаптогенных факторов) качеств и свойств, что повышает ее организованность и устойчивость. «Адаптационный потенциал» является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-деятельностном). Важными составляющими адаптационного потенциала являются механизмы, способы использования и преобразования адаптационных ресурсов, их количественных и качественных составляющих (разворачивание, аккумуляция, восполнение и т. д.). Эти процессы служат связующими звеньями между возможностями и способностями личности и реальной их реализацией в целенаправленном адаптационном процессе.

На наш взгляд, адаптационный потенциал личности характеризует возможности личности к продуктивному прохождению адаптационного процесса, формированию прогрессивных адаптационных эффектов, расширению диапазона реагирования и приобретению новых адаптационных навыков. Приобретенные свойства, вероятно, могут иметь, в большей или меньшей мере, устойчивый характер и степень интеграции в структуре личности.

Подчеркнем, что потенциал адаптации не ограничивается наличием свойства «выдержать» адаптационную нагрузку, сохранив целостность и устойчивость личности. Соответствующие ее способности, адаптивность представляют собой хронологический срез этого потенциала, который проявляется и реализуется в деятельности и системе отношений человека. Его характеристики, по всей видимости, не ограничиваются наличными актуальными возможностями и достижениями личности, но также включают латентные, формирующиеся и только проявляющиеся свойства. Адаптационный потенциал обеспечивает «готовность» личности к усложнению адаптационных задач, преобразованиям структуры и свойств адаптационного ответа для обеспечения гармоничных отношений со средой, оптимизации психофизиологической стоимости адаптационных перестроек и успешной реализации поставленных целей.

Необходимость операционализации понятия «адаптационный потенциал личности» обусловливает исследование его в контексте психической адаптации, в системе четко определенных внутренних и внешних, субъективных и объективных ее показателей.

Самым общим и распространенным подходом к классификации адаптационных ресурсов является разделение их на внутренние (личностные) и внешние (средовые) [4, 5]. Подходы к типологии личностных адаптационных ресурсов также могут основываться на отнесении их к осознаваемым или неосознаваемым сторонам регуляции, к психофизиологическому, психологическому или психосоциальному уровням.

Исходя из предложенного выше рабочего определения адаптационного потенциала личности, определение его компонентов предполагает выделение индивидуально-психологических свойств, способствующих прогрессивному, продуктивному протеканию процесса адаптации.

Составляющими адаптационного потенциала возможно обозначить те разноуровневые свойства и качества (по сути, ресурсы) личности, которые объединены внутри- и межфункциональными связями в процессе организации адаптационного ответа определенными (возможным или наличным) условиями. Диапазон вариативности этих одно- и разноуровневых связей и является характеристикой адаптационного потенциала личности. Другими словами, потенциал характеризует возможности системы по изменению режима своего функционирования, которые одновременно должно удовлетворять разнонаправленным стремлениям к стабилизации и развитию системы.

Свойство личности приобретает качество ресурса только в контексте адаптационного процесса. То есть обозначить свойство личности как ресурс – значит соотнести его с условиями протекания и задачами адаптационного процесса. В этом смысле все индивидуально-психологические характеристики личности в той или иной мере в различных условиях могут выступать в качестве ресурсных.

В узком смысле в качестве ресурсов можно обозначить свойства личности, которые связаны с особенностями предмета исследования (например, профессиональной, спортивной, учебной деятельности, экстремальными условиями деятельности и т. д.). В контексте настоящей работы в качестве ресурсов мы можем дифференцировать такие свойства личности, которые включены в реализацию и обусловливают эффективность психической адаптации, структурно-динамические свойства адаптационного ответа, поддержание психологического здоровья личности, ее целостности и устойчивости.

Дифференциация потенциала адаптации и потенциала развития, по нашему мнению, основывается на степени и хронологической протяженности структурных и уровневых преобразований свойств, качеств, функций личности. При этом анализ различий данных феноменов целесообразно проводить как в стабильные, так и в критические периоды онтогенеза.

К ресурсам адаптации мы можем отнести свойства и качества, обусловливающие структуру, динамические свойства (длительность, интенсивность, темп) адаптационного ответа на возникшее рассогласование в системе личность-среда, преобразование адаптационных навыков и расширение адаптивности.

Потенциал же развития характеризуют:

  • накопление адаптационных эффектов;
  • формирование адаптационных ново-образований;
  • переход количества приобретенных навыков в качественные свойства;
  • устойчивое закрепление и интеграция их в структуру личности.

Можно предположить, что адаптационные ресурсы, которыми располагает личность, находятся в определенном соотношении между собой. Это соотношение может быть представлено как индивидуальный «профиль» ресурсов, где одни из них доминируют и выполняют основную функцию в обеспечении протекания адаптационного процесса, другие составляют резерв реагирования, третьи находятся в латентном состоянии. Система внутренних связей, характер соотношения между качественно свое-образными ресурсами обусловливают структуру адаптационного потенциала. Эти связи, вероятно, обусловливаются целым комплексом факторов, включающим как особенности самих ресурсов и меру их «надежности», так и адаптационную цель, стоящую перед субъектом, самооценку собственного потенциала и пр.

Анализ структуры адаптационного потенциала личности, на наш взгляд, предполагает соотнесение его компонентов с задачами, возникающими по мере реализации соответствующего ответа на различных этапах «разворачивания» собственно процесса адаптации во времени (мобилизации ресурсов, ориентировки в изменившихся условиях, антиципации возможных результатов и т. д.). Это позволяет представить структуру потенциала, обеспечивающую продуктивное протекание указанного процесса.

Теоретический анализ позволил нам выделить следующие компоненты личностного адаптационного потенциала: энергетический, когнитивный, инструментальный, творческий, мотивационный и коммуникативный (см. табл.). Приведенное в таблице схематическое отображение личностного адаптационного потенциала подлежит экспериментальной верификации и детальному описанию элементов.

В качестве ресурсов личности, прежде всего, выступают индивидные свойства. Они являются базисом, определяющим энергетические и динамические границы активности, в которых личность способна успешно реализовать и в последующем восполнять затраты ресурсов, качественно преобразовывать их и развиваться. Мы склонны рассматривать психофизиологические характеристики как важнейшие составляющие адаптационного потенциала.

Субъектно-деятельностный уровень содержит как ресурсы человека, так и способы, механизмы их реализации. Прежде всего, ресурсы этого уровня представлены способностями и навыками, характеризующими адаптационное поведение личности (сформированные адаптационные схемы и программы).

Личностный уровень, вероятно, выступает самым богатым по составу, качеству и разнообразию ресурсов. К ним можно отнести особенности мотивационно-потребностной сферы, обусловливающей вектор и напряженность активности личности, механизмы, посредством которых происходят процессы целеполагания и выбора средств для достижения поставленных целей. Говоря об адаптационном потенциале как о форме интеграции ресурсов, мы хотим подчеркнуть, что именно на личностном уровне представлены способы и механизмы управления ресурсами в соответствии с намерениями, целями и реализуемыми ценностями личности. Механизмы совладания, психологической защиты, эмоционального отреагирования можно отнести к способам регуляции адаптационных ресурсов и одновременно к способу их организации в структуре адаптационного ответа.

На уровне индивидуальности адаптационный потенциал формируется как целостная характеристика и приобретает уникальное и неповторимое своеобразие, определяющееся индивидуальной структурой ресурсов, направлением и способами их реализации.

В группе свойств, присущих адаптационным ресурсам личности, помимо структурных особенностей, целесообразно выделять динамические свойства, которые характеризуют изменчивость и активность функций и структуры ресурсов во времени и включают интенсивность использования, склонность к консервации, устойчивость и др. Переплетение динамических и структурных свойств, на наш взгляд, наблюдается в процессах возобновляемости, взаимообогащения и компенсации ресурсов, т. е. гибкости их использования в пределах некоторых границ индивидуального потенциала.

 Нам представляется, что динамические свойства ресурсов и в целом потенциала являются наиболее значимыми. Наблюдения показывают, что успешность адаптации и процесса развития определяется не абсолютной величиной потенциала, а относительной: способами, механизмами формирования ресурсов, их интенсификации, индивидуальным стилем расходования и возобновления, широкими возможностями компенсации недостающих или нарушенных ресурсов. Таким образом, даже при низких адаптационных ресурсах в отдельности характер объединения их в потенциал, при определенных внутренних и внешних условиях, может привести к высокой эффективности адаптации и развития личности.

Помимо определения наличного ресурсного обеспечения интересным является исследование динамики реализации потенциала в онтогенезе, особенно в условиях снижения и компенсации ресурсов. На наш взгляд, ресурсы адаптации и развития являются динамическими феноменами, состояние которых подчиняется колебательным, циклическим закономерностям, выражающимся в чередовании фаз расходования и восполнения. Кроме того, роли и соотношение ведущих и латентных компонентов потенциала преобразуются в онтогенезе, что отражает процессы структуро-образования, иерархизации элементов потенциала и качественного преобразования свойств. В связи с тем что адаптационный потенциал является комплексной характеристикой системы, возможно, кривая динамики имеет сложный характер и является результирующей суммирования ряда колебательных гармоник.

Наряду с выделением и исследованием отдельных составляющих адаптационного потенциала, влияющих на течение и результаты адаптационного процесса, актуальной задачей является разработка структурно-динамической модели адаптационного потенциала личности, представляющей его структуру, систему внутренних и внешних связей и позволяющую анализировать его изменчивость. Непрерывное развитие адаптационного потенциала в онтогенезе обусловливается процессами интеграции и дифференциации его компонентов и развитием системы его внутренних и внешних связей.

Можно предположить, что свойства адаптационного потенциала личности следует искать не только в совокупности составляющих его психологических свойств и формировании качественно новых свойств, не сводимых к сумме составляющих элементов, а также в закономерностях сочетания признаков с различными диапазонами оптимального функционирования, оказывающих влияние на согласованность, устойчивость и другие характеристики потенциала как системы. Вероятнее всего, формирование адаптационного потенциала, обеспечивающего координацию и согласованность разноуровневых показателей, заключается в интеграции такой структуры адаптационных ресурсов, которая обеспечит наиболее эффективное протекание адаптационного процесса и достижение адаптационных задач, а также внутренних условий, позволяющих осуществить становление этой структуры.

Анализ структуры адаптационного потенциала, иерархии его элементов, качественного своеобразия его внутренних и внешних связей, возможно, является ключом к корректному и надежному прогнозированию адаптационного процесса, повышению эффективности программ его психологического сопровождения и формирования адаптационных эффектов, оказанию индивидуализированной психологической помощи.

 

 


1 Автор благодарен доценту А. Г. Портновой, а также М. Г. Ивановой, С. А. Кашинцеву и К. А. Хохловой за помощь, оказанную в период работы над статьей, их ценные советы и замечания.

Литература

  1. Добряк С. Ю. Динамика психологической адаптации курсантов на первом и втором году обучения в военном вузе: Автореф. дис....канд. психол. наук. СПб., 2004.
  2. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб., 2000.
  3. Кулганов В. А., Шенберг Л. С., Короткова И. А. Исследование адаптационного потенциала личности у подростков и молодежи // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. СПб., 2005.
  4. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб., 2004.
  5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л., 1970.
  6. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. №1.
  7. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности: монография. СПб., 2001.

Информация об авторах

Богомолов Александр Михайлович, кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей психологии и психологии развития социально-психологического факультета, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия, e-mail: meabam@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 20795
В прошлом месяце: 151
В текущем месяце: 93

Скачиваний

Всего: 2335
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 13