Отчет о работе 5-й конференции Международной ассоциации исследователей игрушек (ITRA – International Toy Research Association)

Общая информация

Ключевые слова: игра, игрушка, экспертиза, кросс-культурные исследования

Рубрика издания: Юбилейные даты

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Отчет о работе 5-й конференции Международной ассоциации исследователей игрушек (ITRA – International Toy Research Association) // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 3. С. 108–109.

Полный текст

Международная организация ITRA была создана в 1993 г. с целью поддержки и повышения качества научных исследований в области игры и игрушки, а также объединения специалистов, работающих в данной сфере. Игрушка выступает предметом рассмотрения и исследования самых разных научных дисциплин: философии, истории, семиотики, лингвистики, искусствоведения, маркетинга, педагогики и психологии. Данная ассоциация является своеобразным координатором данных исследований. В настоящее время её членами являются более 100 специалистов из 23 стран. С 1993 по 2005 год состоялось 4 международных конференции – в Швеции (1996, 1999), в Англии (2002) и в Испании (2005).

В 2008 году представители России, в лице сотрудников Центра игры и игрушки МГППУ, стали членами данной организации и участвовали в ее 5-й конференции, которая проходила с 9 по 11 июля в Греции (г. Нафлеон). Общей темой этой конференции была «Игрушка и культура» и доклады, представленные здесь, отражали полифонию мнений и подходов к пониманию сущности игрушки как культурного феномена, к ее функции в культуре. Среди выступающих были представители самых разных профессий: предприниматели, менеджеры, педагоги, психологи, социологи, инженеры, культурологи, изобретатели игрушек, маркетологи, музейные работники, представители компаний, выпускающих и продающих игрушки, владельцы и сотрудники лекотек и пр. Столь разноплановый состав участников конференции отразился на ее несколько мозаичном характере.

В работе данного форума принимали участие около 100 специалистов из 20 стран. Каждый день работа двух секций шла параллельно. Всего на конференции было заслушано 54 доклада. Представленные на конференции доклады были сгруппированы в следующие темы секционных заседаний и симпозиумов.

  1. Игрушки и средства массовой коммуникации
  2. Игрушки в образовании и музейной практике
  3. Игрушки и новые технологии
  4. Подготовка специалистов по дизайну игрушки
  5. Особенности современного рынка игрушек
  6. Наблюдения за игрой детей
  7. Культурные изменения в играх и игрушках
  8. Кросскультурные исследования игрушки
  9. История игрушки
  10. Игры взрослых

Одним из наиболее частых сюжетов, обсуждаемых на конференции, было место игрушки в современной массовой культуре. Так, в ярком и содержательном докладе Жиля Броуджера (Франция) обсуждался вопрос о соотношении массовой культуры, которая создается взрослыми и адресована детям, и той культурой, которую дети создают сами. Анализируя взаимосвязь этих феноменов, Броуджер формулирует своего рода закон «круга». Взрослые, наблюдая за игрой детей, выделяют наиболее привлекательных персонажей и популярные сюжеты, которые затем интерпретируют, видоизменяют, придумывают новые сюжеты и предъявляют в виде фильмов и телепередач. Дети смотрят эту видеопродукцию, переносят ее в свои игры, упрощают, выделяют главное для себя, транслируют такой модифицированный вариант взрослым. После этого цикл повторяется. Данная закономерность основана на исследовании феноменов современной детской субкультуры – покемона и спайдермена.

Влияние детской визуальной субкультуры на игру девочек и на становление их идентичности ярко проявляется в образе принцессы, олицетворением которой является Барби. Эта тема звучала в нескольких докладах. Так, в сообщении М. Форман-Брунел (США) обсуждалась ценность данного образа в девичьей субкультуре. Гламурный образ принцессы пронизывает всё детство современных девочек и задаёт идеал для идентификации. Данный образ, пришедший из фильмов Диснея, приносит огромные прибыли предпринимателям, которые внушают потребителям, что быть «принцессой» –  естественное и вечное желание всех девочек. Однако исследования истории данного образа показывают, что это далеко не так. На протяжении 400 лет наблюдались всплески интереса к данной фигуре и спада её привлекательности. При этом каждый раз ценность данного образа для детей определялась взрослыми: содержанием книг, фильмов, модой и пр. Но образ принцессы – далеко не единственная грань женственности и женской идентичности.           

Феномену Барби был посвящен также доклад К. Мерлок-Джексон (США) «Кукольные войны – Барби и ее конкуренты в 21 веке». Эта кукла является королевой кукольной индустрии, принесшей своему создателю (Рут Хандлер) и компании Маттэл баснословные прибыли. В следующем году Барби справит свой пятидесятилетний юбилей (она была создана в 1959 г.), и это повод обсудить причины ее популярности.

Образ Барби соответствует духу времени и остаётся востребованным в современном обществе благодаря работе дизайнеров, социологов, психологов, которые постоянно меняют ее облик.

Важным и новым сюжетом конференции стала разработка учебных программ по дизайну игрушки. В рамках специального симпозиума была предоставлена возможность для профессионалов в области дизайна игрушек поделиться опытом и успехами в данной области. Целью симпозиума стало объединение усилий специалистов разных стран и создание эффективных программ подготовки специалистов в этой области. Ведущий данного симпозиума М. Джилен, профессор технологического университета г. Дельфы (Нидерланды), в своем докладе определил основные позиции, которые необходимо учитывать при подготовке специалистов и которые с трудом даются студентам.

В докладе Барри Кудровица (США) была представлена интересная классификация игр, необходимая для создания игрушек, которую автор назвал «Пирамида игр» (The play pyramid). В основе данной классификации лежит периодизация интеллектуального развития Ж. Пиаже. Следует отметить, что теория Пиаже была единственным фундаментальным подходом, который звучал в ряде докладов. Данная классификация была схематически представлена в виде тетраэдра (пирамиды), вершины которого соответствуют выделенным категориям игр. Помещая идею игрушки в пространство пирамиды и перемещая ее в нем, можно открыть новые грани игрушки.

Наиболее богатый опыт подготовки дизайнеров игрушки накопленв в Гон-Конге, который является своеобразной столицей игрушек. В докладе Реми Лешер (представителя школы дизайна при политехническом университете Гон-Конга) рассказывалось о достижениях в данной области. Были продемонстрированы видеоматериалы с новыми игрушками, созданными в школе дизайна. Эти игрушки представляют собой высокотехнологизированных интерактивных монстров. На наш вопрос, волнует ли дизайнеров, что будут делать дети с такими игрушками, Лешер ответил отрицательно. Цель дизайнера заключается в создании новой идеи, в использовании новых технологий, встроенных в игрушку, а способ ее использования зависит от потребителя. Производители не могут определять, кто и как будет пользоваться игрушкой.

При таком подходе вопрос о психолого-педагогической экспертизе игрушек, естественно, не возникает. В этой связи большой интерес вызвал доклад российских участников (Е. О. Смирновой и И. В. Филипповой), который был посвящен психолого-педагогической экспертизе игрушек в Москве. Вопросы и комментарии к докладу свидетельствовали о том, что данная процедура не принята в западных странах. Исключение составляют Германия и США, где подобная экспертиза осуществляется группами специалистов. Концепция и методика экспертизы в Москве вызвала самые позитивные отзывы.

Поскольку исследования игрушек в нашей стране только начинаются, знакомство с зарубежными исследованиями и участие российских представителей в данной конференции имеет несомненную значимость.

Метрики

Просмотров

Всего: 2100
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2