«Неделя психологии» как эффективный инструмент психологического просвещения участников образовательных отношений: методика и организация

14

Аннотация

В статье актуализируется вопрос повышения психологической грамотности участников образовательных отношений. Одним из эффективных инструментов в решении данной задачи видится психологическое просвещение и профилактика. В этом контексте раскрываются современные подходы к реализации обозначенных мероприятий в психологической науке и практике, среди которых особенно выделяется формат проведения «Недель психологии» в образовательных организациях. Рассматривается Большая психологическая игра как форма реализации «Недели психологии». Описывается практика организации и проведения всероссийской «Недели психологии», реализуемой последние несколько лет по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации. Представлена комплексная система методического и информационного сопровождения проведения «Недели психологии». Анализируется содержание и эффективность тематических мероприятий, проведенных в рамках «Недели психологии», а также охват целевой аудитории образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: образовательная организация , участники образовательных отношений, мониторинг, игра

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210111

Получена: 15.01.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Ульянина О.А., Юрчук О.Л., Никифорова Е.А., Оконовенко Д.В. «Неделя психологии» как эффективный инструмент психологического просвещения участников образовательных отношений: методика и организация [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 135–147. DOI: 10.17759/bppe.2024210111

Полный текст

Введение

Повышение психологической грамотности участников образовательных отношений является важным аспектом в современном образовании. Эта задача охватывает учителей, обучающихся, их родителей и администрацию образовательных организаций. Проблема повышения психологической грамотности заключается в нескольких аспектах:

  • стигматизация обращения за психологической помощью;
  • недостаток знаний и осознания важности психологической грамотности для эффективного обучения, управления эмоциями, развития навыков общения и решения конфликтов;
  • отсутствие системного подхода в реализации мероприятий по информированию участников образовательных отношений о ресурсах психологической науки и практики, популяризации обращения за психологической помощью и др.

Одним из эффективных инструментов решения данных проблем является организация целенаправленного и комплексного психологического просвещения и психологической профилактики в образовательной среде. Так, профилактическая работа осуществляется не только с отдельными обучающимися, нуждающимися в особом внимании психологической службы, но и в рамках образовательной среды в целом [12], поскольку все образовательное пространство является средой развития личности ребенка [16].

Психологическая профилактика строится на протяжении всего периода обучения ребенка в образовательной организации и охватывает обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников [2]. Психологическое просвещение также открывает широкие возможности организации комплексной работы со всеми участниками образовательных отношений, тем более что рассматриваемые вопросы могут касаться не только проблем, специфичных для каждой категории, но и выстраивания между ними взаимоотношений в пространстве образовательной среды. Так, мероприятия по психологическому просвещению обучающихся могут включать такие темы, как определение и управление своими эмоциями и чувствами, готовность к решению жизненных задач, психологическая готовность к развитию личности, отношений с другими обучающимися и взрослыми и др.

Н.Н. Авдеева и др. отмечают важность реализации просвещения не только через передачу знаний от педагога-психолога к обучающимся, но и в процессе их деятельного участия, например, подготовки проектов, участия в дискуссии и др. Все указанные формы, в том числе, могут быть реализованы в рамках такого мероприятия, как «Неделя психологии» [1].

И.В. Дубровина указывает, что в деятельности психологической службы может быть использован потенциал позитивного развития подростка в атмосфере понимания индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, поддержания позитивных намерений ребенка и возможностей реализации в сферах, где он может в полной мере раскрыть личностные ресурсы [5].

Усилия по созданию таких условий реализуются при преемственности образовательной организации и семьи, что указывает на возникновение запроса на проведение психологического просвещения родителей и законных представителей обучающихся. Данное направление работы может проводиться как в соответствии с конкретным запросом (например, имеющимися трудностями у обучающегося), так и с целью предотвращения типичных трудностей, которые могут возникнуть у конкретного ребенка, в классном коллективе или образовательной организации, а также в детско-родительских отношениях [12].

Мероприятия по психологическому просвещению проводятся и с участием педагогических работников. Педагог-психолог может в качестве основных тем выбрать описание возрастных психологических особенностей детей и подростков, психологические особенности образовательного процесса, а также осветить вопросы, связанные с сохранением благоприятного психологического состояния самих педагогов, психологических основ становления профессиональных педагогических компетенций, установлением эффективных взаимоотношений с другими участниками образовательных отношений [6; 7; 8; 13]. Таким образом, психологическое просвещение и психологическая профилактика реализуются со всеми участниками образовательных отношений, могут быть воплощены в разных формах, как способствующих передаче знаний (лекции, беседы), так и предполагающих активное участие (дискуссия, родительская гостиная, проектная деятельность и др.), в том числе в интерактивных занятиях, которые позволяют получить опыт применения полученных знаний и умений на практике в безопасном игровом пространстве. Одной из площадок, позволяющих воплотить это в жизнь, является «Неделя психологии».

Участие образовательной организации в «Неделе психологии» в последние годы становится предметом публикаций, которые содержат описание оригинальных методических разработок, опыта проведения мероприятий, особенностей их организации. Так, Т. Азарова и др. предлагают основные принципы и особенности планирования, подготовки и реализации «Недели психологии» в общеобразовательных организациях, предлагают готовые методические разработки [11]. По мере перехода «Недели психологии» во всероссийскую психологическую акцию проводился обмен опытом разработки мероприятий и их претворения в жизнь. Например, Н.А. Родионов предлагает описание комплекса мероприятий, которые решают одну из основных задач «Недели психологии» — распространение сведений среди участников образовательных отношений о возможностях деятельности психологической службы общеобразовательной организации [15]. А.А. Кукарина предлагает опыт проведения «Недели психологии» в дошкольной образовательной организации, предлагая различные формы работы как с обучающимися, так и с их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками на протяжении двух лет [9].

Осенью 2021 года по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации впервые прошла единая всероссийская «Неделя психологии». Эта традиция успешно продолжена и сохраняется по сей день.

Отличительной чертой каждой всероссийской «Недели психологии» является тематическая направленность ее мероприятий в соответствии с принципом вариативности — основные тематические направления «Недели психологии» предложены в тексте методических рекомендаций (например, развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся, развитие навыков жизнестойкости, навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия и др.), однако каждая образовательная организация может дополнить тематику мероприятий в соответствии со своими потребностями. Принципы вариативности и этапности соблюдаются при подготовке и проведении мероприятий: особенности проведения информационной кампании, содержание тематического плана мероприятий, привлечение кадровых ресурсов (в том числе приглашенных специалистов) на подготовительном этапе, реализация запланированных форм работы — на основном этапе, проведение различных форм сбора обратной связи — на заключительном [10].

Основные результаты, которые могут быть достигнуты, представляют собой повышение психологической компетентности участников образовательных отношений, совершенствование доступности психологической помощи в системе образования, создание психологически благоприятной и поддерживающей образовательной среды. С этой целью в течение всей «Недели психологии» могут быть приложены дополнительные усилия к распространению контактной информации психологической службы.

Таким образом, «Неделя психологии» представляет собой комплекс мероприятий, предполагающих организационную и методическую подготовку к проведению и консультативное сопровождение. С 2022 года подготовку и сопровождение осуществляет Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — ФКЦ МГППУ).

Большая психологическая игра как форма реализации «Недели психологии»

Одним из основных инструментов взаимодействия в рамках «Недели психологии» является игра. Применение игрового взаимодействия позволяет преодолеть скованность участников, мягко и безопасно снять «психологическую защиту». И.В. Вачков отмечает, что в игре можно на примере игровых ситуаций отметить наличие каких-либо трудностей, причем это может быть диагностическим инструментом как для педагога-психолога, инициировавшего игру, так и для самого человека, взглянувшего в такой обстановке на проблему под новым углом. В безопасной контролируемой среде игры перед участниками открывается простор для творчества, самораскрытия, проявления открытости и искренности, дается возможность на практическом опыте закрепить способы взаимодействия с окружающим миром [4].

Педагог-психолог может использовать в своей деятельности психологическую игру как деятельность, когда игра выступает не средством достижения оторванной от нее цели, а полем, без которого результата нет и не может быть. В игру участник погружается целиком, от роли в ней зависят его мысли, чувства и поступки в игровой ситуации. В игре можно быть самим собой, строить по желаемой модели игровой мир и игровые взаимоотношения. Если результат игры не оправдал ожиданий или оказался болезненным, то участник понимает, что игра закончилась, это была всего лишь роль, которая осталась в игровом пространстве и не перенесется в жизнь.

М.Р. Битянова предлагает несколько психолого-педагогических возможностей, которые открывает перед участниками игра:

  • осознание себя создателем игрового мира и собственного развития в нем;
  • получение пространства, которое создает благоприятные условия для развития и саморазвития;
  • освоение навыков саморегуляции, самоконтроля и самооценки, которые необходимы для соблюдения правил игры;
  • безопасная среда, в которой комфортно пробовать новые стратегии поведения, отношения со своим внутренним миром и окружением;
  • освоение коммуникативных навыков, навыков работы в команде, разрешения конфликтных ситуаций.

«Большая» психологическая игра предполагает создание игрового пространства не просто внутри отдельной группы, она охватывает большое количество участников, создает фон на все время проведения мероприятий, которое может занимать целый день, несколько дней или всю «Неделю». На всем ее протяжении — вне зависимости от длительности игры — ее должна объединять общая цель, одна крупная тема, «нить», на которую будут «нанизаны» психолого-педагогические мероприятия.

Существует несколько видов «большой» психологической игры. Каждая из них имеет свои положительные стороны и применяется для определенных целей. Остановимся подробнее на психологической акции. Ее можно определить как некий игровой фон, специально созданную среду, встроенную в обычное функционирование образовательной организации. Психологическая акция посредством разнообразных способов стремится к внесению в личностное пространство участников новых смыслов и установок, реализации творческих, эмоциональных и интеллектуальных возможностей. Примером психологической акции является «Неделя психологии» [14].

В связи с этим ей присущи такие черты, как единство развертываемой в образовательной организации игровой среды, необычность, ненавязчивость и эпизодичность. Объединяющая всех участников образовательных отношений атмосфера «Недели психологии» достигается за счет вовлечения как можно большего числа участников в разнообразные мероприятия, тем не менее, имеющие единую тематическую направленность. Необычность заключается в создании яркого эмоционального фона для проведения различных форм психолого-педагогического сопровождения, в ходе которого происходит приобщение к психологическим знаниям.

Отличительной чертой психологической акции является ее ненавязчивость, она не прерывает учебный процесс, не «врывается» в него, нарушая привычный ход жизни образовательной организации. Тематический план может быть адаптирован под учебную нагрузку и потребности каждой учебной группы, которая, тем не менее, станет полноценным участником акции. Эпизодичность проведения «Недели психологии» позволяет в достаточное время произвести организационную и методическую подготовку, а мероприятия укладываются в определенный промежуток времени в насыщенную интенсивную программу [3].

Комплексная система методического сопровождения организации
«Недели психологии» в субъектах Российской Федерации

Начиная с 2022 года Министерство просвещения Российской Федерации совместно с ФКЦ МГППУ осуществляет методическое и информационное сопровождение проведения всероссийской «Недели психологии» в образовательных организациях. Поддержка региональных организаторов «Недели психологии» осуществляется на этапе подготовки к ее проведению, в период реализации мероприятий, а также в период подготовки отчета. Комплексная система сопровождения разработана специалистами ФКЦ МГППУ и включает в себя разработку методических рекомендаций, проведение всероссийского семинара-совещания, оказание информационной поддержки, участие в мониторинге по итогам проведения мероприятий «Недели психологии».

Методические рекомендации подготавливаются для каждой «Недели психологии» и заблаговременно направляются руководителям исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. В структуру методических рекомендаций включены основные положения проведения «Недели психологии», полнотекстовые методические разработки занятий, полезные электронные ресурсы, контактные данные Общероссийского детского телефона доверия.

Основные положения проведения «Недели психологии» посвящены таким вопросам, как цель и задачи «Недели психологии», рекомендуемые тематические направления планируемых мероприятий, информационные, кадровые и материальные ресурсы. Также представлено описание этапов проведения «Недели психологии». Предлагаются рекомендации по проведению информационной кампании, созданию тематического плана, рекомендуемые формы работы с различными участниками образовательных отношений, описание целевых групп участников, различные формы сбора обратной связи.

Раздел методических рекомендаций, включающий перечень методических разработок для проведения мероприятий «Недели психологии», содержит в себе сценарии занятий для обучающихся 1–4 классов, 5–8 классов, 9–11 классов, их родителей (законных представителей) и педагогов. Для удобства использования занятия распределены по тематическим блокам, соответствующим тематическим направлениям «Недели психологии». Предложенные разработки также могут быть использованы вариативно, педагог-психолог может выбрать отдельные упражнения в соответствии с особенностями реализуемых образовательных программ, потребностями образовательной организации, особенностями целевых установок и актуальных задач психологической профилактики и просвещения. Еще один тип практических разработок, предложенных в методических рекомендациях, — примеры анкеты, которые могут быть использованы для получения обратной связи от участников образовательных отношений. Важной частью методических рекомендаций являются разработанные памятки, которые могут быть размещены на информационных стендах образовательной организации или на официальном сайте.

Возможности использования методических рекомендаций наиболее полно раскрываются в ходе всероссийского семинара-совещания, проводимого до начала «Недели психологии». Семинары проводятся для главных внештатных педагогов-психологов субъектов Российской Федерации, представителей органов управления образованием, а также педагогов-психологов образовательных организаций и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Актуальными вопросами выступают: организация мероприятий в дошкольных образовательных организациях, вариативное применение методических материалов, поиск новых форм организации просветительских и профилактических мероприятий в рамках «Недели психологии».

В 2023 году после окончания «Недели психологии» проведен мониторинг реализации мероприятий, позволяющий регионам провести анализ вовлеченности участников образовательных отношений в мероприятия различной направленности, учесть имеющиеся ресурсы для планирования организации оказания психологической помощи и психологического просвещения в последующие периоды. Результаты мониторинга на федеральном уровне обрабатываются сотрудниками ФКЦ МГППУ. Среди сведений, получаемых посредством мониторинга, содержится информация об участниках мероприятий в рамках «Недели психологии», о численности сотрудников образовательных организаций, привлеченных к организации мероприятий (как штатных сотрудников, так и приглашенных специалистов), о численности различных категорий участников образовательных отношений по тематической направленности мероприятий, которые они посетили, а также по формам работы. Обобщенные данные мониторинга представлены ниже.

На протяжении всей «Недели психологии», начиная с подготовительного этапа, сотрудниками ФКЦ МГППУ осуществляется методическая и информационная поддержка региональных организаторов по вопросам использования методических рекомендаций, сбора и анализа данных.

Опыт проведения «Недели психологии» в субъектах Российской Федерации

Мероприятия «Недели психологии» в 2023 году в образовательных организациях субъектов Российской Федерации проводились дважды: с 17 по 23 апреля 2023 года (далее — весенняя «Неделя психологии») и с 20 по 24 ноября 2023 года (далее — осенняя «Неделя психологии»), по итогам которых был проведен мониторинг.

С целью наиболее полного сбора информации разработана трехступенчатая система заполнения мониторинга. На первой ступени каждая образовательная организация, имеющая опыт проведения «Недели психологии», заполняет сведения о своем опыте и направляет их в орган местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования. Уполномоченное лицо муниципального органа управления образованием обобщает полученные данные и направляет их в адрес регионального органа управления образованием, курирующего вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях.

Его уполномоченное лицо также обобщает полученную информацию и передает ее посредством системы AnketologBox (Анкетолог Бокс) в ФКЦ МГППУ. Анализируя данные результатов мониторинга, отметим, что в рамках осенней «Недели психологии» увеличилось количество регионов, участвующих в ее мероприятиях. Так, весной 2023 года мероприятия «Недели психологии» были реализованы только в 84 субъектах Российской Федерации, а осенью — уже во всех 89 (увеличение на 6%). Образовательные организации, расположенные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (далее — новые субъекты), приняли активное участие в осенней «Неделе психологии».

В сравнении с весенней «Неделей психологии» также увеличилось общее количество образовательных организаций, на базе которых были проведены мероприятия. Например, Приволжский округ показал наибольший рост количества образовательных организаций, на базе которых были проведены мероприятия, с увеличением на 73%. Динамика и сравнение показателей количества образовательных организаций, принявших участие в весенней и осенней «Неделях психологии» в 2023 году, представлены в табл. 1.

Табл. 1. Количество образовательных организаций,
принявших участие в проведении «Недели психологии»,
по федеральным округам и новым субъектам Российской Федерации

Федеральный округ

Весенняя «Неделя психологии»

Осенняя «Неделя психологии»

1

Приволжский

7 692

13 328

2

Центральный

6 804

8 697

3

Сибирский

4 977

5 311

4

Южный

4 361

5 116

5

Уральский

2 900

3 657

6

Северо-Кавказский

3 013

3 604

7

Северо-Западный

2 434

3 202

8

Дальневосточный

2 501

3 085

9

Новые субъекты

965

1 130

 

Всего

35 667

47 130

Согласно представленным в табл. 1 данным, общее количество организаций, участвующих в проведении «Недели психологии», увеличилось на 32%: с 35 667 до 47 130 организаций.

Табл. 2. Количество образовательных организаций, принявших участие
в проведении «Недели психологии», по уровням образования

Федеральный округ

Весенняя «Неделя психологии»

Осенняя «Неделя психологии»

1

Дошкольные образовательные организации

27 600

30 978

2

Общеобразовательные организации

6 950

14 375

3

Профессиональные образовательные организации

1 117

1 777

Согласно представленным в табл. 2 данным, большая часть мероприятий реализуются в общеобразовательных организациях. Значительно увеличилось общее количество дошкольных образовательных организаций, которые активнее включились в проведение осенней «Недели психологии» (с 6 950 до 14 375, увеличение на 107%).

Общая численность участников весенней «Недели психологии» составила 11 782 342 человека, из них: обучающих — 8 491 099 человек (72%); родителей (законных представителей) и иных членов семей обучающихся — 2 590 686 человек (22%) и педагогических работников — 700 557 человек (6%).

Общая численность участников осенней «Недели психологии» составила 16 528 240 человек, из них: обучающих — 12 302 737 (74%); родителей (законных представителей) и иных членов семей обучающихся — 3 486 092 (21%) и педагогических работников — 739 411 (5%).

Основной категорией участников мероприятий «Недели психологии» являются обучающиеся. Общее количество участников указанной психологической акции возросло на 40% по итогам осенней «Недели психологии» по сравнению с весенней.

В «Неделях психологии» традиционно принимают участие как штатные сотрудники образовательных организаций, так и приглашенные специалисты в рамках межведомственного взаимодействия. Основной категорией педагогических работников являются классные руководители и кураторы учебных групп, которые проводят тематические классные часы и родительские собрания, а также осуществляют организацию участия обучающихся в различных мероприятиях. В весенней акции их количество составляло 420 797 педагогических работников, для осенней «Недели психологии» было привлечено 465 466 педагогических работников.

К реализации мероприятий «Недели психологии» дополнительно приглашаются специалисты в рамках межведомственного взаимодействия: сотрудники региональных и муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; преподаватели образовательных организаций высшего образования; психологи медицинских организаций и (или) психологи учреждений социального обслуживания; волонтеры из числа студентов старших курсов образовательных организаций высшего образования, обучающихся по программам психологической, педагогической направленности и др. В весенней акции их количество составляло 22 005 человек, в осеннюю «Неделю психологии» было привлечено 26 906 приглашенных специалистов. При этом в большинстве субъектов Российской Федерации в «Неделях психологии» в рамках межведомственного взаимодействия принимают участие преимущественно волонтеры из числа студентов старших курсов, обучающихся по программам психологической, педагогической направленности (36% весной и 32% осенью).

Табл. 3. Количество мероприятий, проведенных в рамках
весенней «Недели психологии» и осенней «Недели психологии»

Тематическая направленность мероприятий

Весенняя
«Неделя
психологии»

Осенняя
«Неделя
психологии»

1

Развитие переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей

630 886 (36%)

888 501 (36%)

2

Развитие жизнестойкости и навыков саморегуляции, формирование уверенности в себе, способности управлять собственным поведением и отвечать за него

538 345 (31%)

613 125 (25%)

3

Развитие навыков общения и конструктивного разрешения конфликта

578 135 (33%)

592 035 (24%)

4

Профориентационная работа, направленная на повышение осведомленности обучающихся об открытии психолого-педагогических классов и возможностях поступления на программы подготовки педагогов-психологов (старшеклассников)

Не
проводились

386 624 (15%)

Проведено мероприятий всего

1 747 348

2 480 285

Согласно представленным в табл. 3 данным, наблюдается также увеличение общего количества проведенных мероприятий на 42%.

Реализация наибольшего количества мероприятий по тематическому направлению «Развитие ценностно-смысловой сферы личности и ценностного самоопределения обучающихся, в том числе содействие принятию традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорит о его наибольшей востребованности как в весенний, так и в осенний периоды «Недели психологии».

Анализ данных мониторингов по итогам проведения «Недели психологии» в субъектах Российской Федерации позволяет говорить о возрастающем интересе со стороны образовательных организаций к мероприятиям, способствующим обеспечению психологической безопасности образовательной среды и духовно-нравственному развитию обучающихся в поликультурном образовательном пространстве, что выступает центральной задачей проведения «Недели психологии».

Заключение

«Неделя психологии» представляет собой не просто комплекс формальных мероприятий психолого-педагогического сопровождения — это праздник психологического знания, на который приглашены все участники образовательных отношений, и каждый сможет узнать что-то новое и важное для себя. Подспорьем успешной организации и проведения является комплексная подготовка к реализации мероприятий на всех уровнях — организация «Недели психологии» на уровне образовательной организации и ее непосредственное проведение, содействие проведению «Недели психологии» муниципальными органами управления образованием, региональными органами управления образованием, курирующими вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях (в том числе, в части проведения мониторинга), методическое и информационное сопровождение мероприятий со стороны Министерства просвещения Российской Федерации и ФКЦ МГППУ.

Как показали результаты проведенных мониторинговых исследований, количество участников «Недели психологии» увеличивается. В качестве перспективы дальнейшего совершенствования системы методического сопровождения определена потребность в подготовке методических рекомендаций по проведению «Недели психологии», охватывающих деятельность дошкольных образовательных организаций и профориентационное направление в общеобразовательных организациях.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Егорова М.А., Кочетова Ю.А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. C. 73–93. doi:10.17759/psyedu.2021130405
  2. Агеева И.А., Коржова О.А., Киселева О.В., Лысенкова И.А., Осипович Т.А. Организация психопрофилактической работы в школе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Том 3. № 2. С. 81–88.
  3. Битянова М.Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций // Школьный психолог. 2004. №40.
  4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999. 176 с.
  5. Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников: Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 140 с.
  6. Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 49–57. doi:10.17759/pse.2017220407
  7. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости: Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, Москва, 16–18 ноября 2015 год / Под ред. Л.Ф. Обуховой, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцовой. М.: МГППУ, 2015. С. 55–63.
  8. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 29–36. doi:10.17759/jmfp.2019080303
  9. Кукарина А.А. Неделя психологии в ДОУ // Региональное образование: современные тенденции. 2019. № 1 (37). С. 83–90.
  10. Неделя психологии в общеобразовательных организациях: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.П. Фальковской; науч. ред. О.А. Ульянина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: МГППУ, 2023. 118 с.
  11. Неделя психологии в школе / Азарова Т. [и др.]. М.: Чистые пруды, 2005. 30 с.
  12. Пахальян В.В. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 38–44.
  13. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 5–10. doi:10.17759/jmfp.2016050201
  14. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общ. ред. М.Р. Битяновой. СПб: Питер, 2012. 304 с.
  15. Родионов Н.А. Неделя психологии в школе // Инновации в науке: пути развития: материалы VIII Международной заочной научно-практической конференции. 26 декабря 2016 г. / Гл. ред. М.П. Нечаев. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2017. С. 194–198.
  16. Харитонова Т.Г. Психопрофилактика как системно- и смыслообразующий компонент деятельности практического психолога образования // Материалы Первой Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 16–18 декабря 2004). М.: Смысл, 2004. С. 294–295.

Информация об авторах

Ульянина Ольга Александровна, доктор психологических наук, доцент, Руководитель Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», профессор:Факультет социальных наук Департамента психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9300-4825, e-mail: ulyaninaoa@mgppu.ru

Юрчук Ольга Леонидовна, кандидат психологических наук, заместитель руководителя, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3221-2945, e-mail: yurchukol@mgppu.ru

Никифорова Екатерина Александровна, ведущий аналитик отдела научно-методического обеспечения Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0488-6497, e-mail: k.Nikiforova.2014@yandex.ru

Оконовенко Дмитрий Валерьевич, ведущий аналитик, отдел цифровой трансформации психологической службы в системе образования, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-6332-5832, e-mail: ranger87@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 80
В прошлом месяце: 41
В текущем месяце: 39

Скачиваний

Всего: 14
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 5