Разработка и апробация диагностического опросника "функции автобиографической памяти"

1436

Аннотация

Статья посвящена разработке и апробации опросника, направленного на выявление функций автобиографической памяти личности. Проанализированы две зарубежные методики (RFS и TALE) и предложен альтернативный вариант построения опросника, который состоит из 22 вопросов, представляющих собой жизненные ситуации, провоцирующие обращения к автобиографической памяти и включает 5 шкал. Проведенная на выборке из 250 взрослых испытуемых проверка показала его высокий уровень валидности и репрезентативности. Приводятся и обсуждаются данные о гендерных и возрастных различиях.

Общая информация

Ключевые слова: индивидуальные различия, индивидуальные особенности , автобиографическая память, диагностика

Рубрика издания: Инновационные модели

Для цитаты: Василевская К.Н. Разработка и апробация диагностического опросника "функции автобиографической памяти" // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 4. С. 101–110.

Полный текст

Не вызывает сомнений то, что каждый человек так или иначе обращается к воспоминаниям о своем личном прошлом. Французский философ А. Бергсон выделял особый тип личности, преимущественно ориентированный на воспоминание [1]. Исследования показывают, что снижение доступности автобиографических воспоминаний наблюдается при различных психологических расстройствах [5; 10]. Было установлено, что люди, находящиеся в ситуации личностного кризиса, практически теряют интерес к событиям отдаленного прошлого («эффект обеднения прошлого» и «эффект утраты детства») [7].

Наличие насыщенной и структурированной субъективной картины прошлого, напротив, является надежным предикто­ром психологического благополучия. Доказана высокая эффективность применения методик активизации воспоминаний при реабилитации пациентов дома престарелых [3]. Дж. Бирреном разработана методика «направленной автобиографии», которая в течение последних 10 лет плодотворно применяется в группах социальной поддержки пожилых людей в США [8].

В настоящее время ведутся активные исследования индивидуальных различий в функциональном репертуаре автобиографической памяти [4]. Современные зарубежные авторы выделяют следующую функциональную триаду автобиографической памяти (АП): личностные (поддержание психодинамической целостности), коммуникативные (социальные связи) и директивные (стратегия поведения) функции [4; 11]. ,

За рубежом разработаны два опросника, направленные на выявление функций АП в повседневной жизни человека:

1)  Reminiscence Function Scale (RFS) Дж. Вебстера (J. Webster);

2)   TALE С. Блак (S. Bluck).

Оба опросника включают в себя перечень прямых вопросов (43 и 30 соответственно). Существенным ограничением данных методик является требование высокого уровня рефлексии от испытуемого, а также игнорирование возможного вмешательства механизмов мотивации и социальной желательности. При попытке адаптации данных опросников для русскоязычной выборки обнаружилась реакция отторжения испытуемых в отношении некоторых пунктов (например, связанных с подготовкой к смерти).

По нашему мнению, более целесообразным является такой способ построения опросника, при котором испытуемому предлагаются варианты обращения к воспоминаниям в реальных жизненных ситуациях. Мы поставили перед собой цель создать опросник для выявления функционального профиля АП. Задачи исследования - разработка, апробация и проверка опросника (доказательство репрезентативности, надежности и валидности новой методики).

Методика

В первой части исследования (разработка) приняли участие 37 испытуемых в возрасте 21--64 года (ср. = 36,57, ст. откл. = = 11,56, распределение не отличается от нормального). В основной части исследования приняли участие 213 человек (68 мужчин и 145 женщин). Возраст испытуемых 17-86 лет (ср. знач. = 34,5 лет, ст. откл. = 15,36; асимметрия и эксцесс не превышают 111). Обработка проводилась с помощью стат. пакета SPSS 11.0.

В первую версию материала методики вошло 60 пунктов, которые были оценены экспертами как соответствующие само- регуляционной, коммуникативной или прагматической [6] функциям АП. Испытуемому предлагалась конкретная жизненная ситуация и возможный способ обращения к ресурсу автобиографической памяти. Например, в затруднительной ситуации можно использовать рассказ о прошлом для установления социального контакта (коммуникативная функция), поднять себе настроение, вспомнив какой-то забавный случай (саморегуляци- онная функция), или вспомнить удачный опыт преодоления аналогичной ситуации (прагматическая функция). Ситуации были подобраны таким образом, чтобы они были достаточно реалистичными, но при этом требующими сознательных усилий для нахождения решения. Тематика ситуаций затрагивала различные сферы жизни: семья, работа, досуг, преодоление препятствий, выбор.

Испытуемые должны были оценить в баллах от -3 до +3, насколько каждое утверждение отражает характерный для них вариант использования автобиографических воспоминаний. Для проверки ключа опросника и отсеивания малоинформативных пунктов, которые плохо дифференцируют испытуемых, мы подсчитали суммарные баллы по пунктам, оцененным экспертами как соответствующие определенной функции, и получили «гипотетические суммарные баллы» по каждой из трех функций АП. Затем была построена корреляционная матрица, и отобраны вопросы, значимо связанные с гипотетическими суммарными баллами (непараметрический критерий Спирмена, р < 0,01). Выбрав лишь самые сильные взаимосвязи, мы получили по 4 вопроса на каждую из 3 функций АП. Проверка показала, что суммарные баллы по этим 4 вопросам значимо коррелируют с гипотетическими суммарными баллами, и не искажают индивидуальное соотношение функций.

Однако мы не могли не обратить внимания на тот факт, что несколько вопросов значимо коррелировали со всеми тремя функциями АП одновременно. Они не дифференцируют наших испытуемых по функциям, но вместе отражают субъективную значимость обращения к своим воспоминаниям. Таким образом, эти пять вопросов были выделены в отдельный фактор «поли­функциональность АП». И еще пять вопросов обнаружили сильную связь с возрастом испытуемых, причем параметр возраста оказался биполярным. Иначе говоря, два вопроса показали положительную, а три вопроса - отрицательную корреляцию с возрастом. Мы не стали игнорировать столь сильные зависимости и выделили эти пять вопросов в отдельный фактор - «Зрелость (акме) автобиографической памяти».

Итак, статистические процедуры показали, что размер опросника может быть уменьшен до 22 вопросов, итоговыми показателями по нему являются баллы по 5 шкалам: «зрелость АП», «коммуникативная», «саморегуляционная», «прагматическая» функции и «полифункциональность АП».

В шкалу «зрелость АП» с положительным знаком вошли следующие вопросы:

•   Вы хотели бы проводить больше времени со своими родителями, потому что приятно поболтать с понимающими тебя людьми.

•   В телевизионной программе одновременно стоят аналогичные передачи. Скорее Вы выберете «Жди меня» - передача, где людям помогают найти родных и друзей, с которыми их много лет назад разлучила жизнь.

Обратную связь с возрастом обнаружили следующие вопросы:

•   Вы опаздываете на работу. Вы думаете о том, как придете и расскажете, что в туннеле метро поезд простоял целых 30 минут!

•  Вам предстоит заняться организацией праздника. Обсуждаете со всеми друзьями, коллегами, чего им не хватало на прошлом празднике.

•  Ваш ребенок подрался с одноклассником и пришел домой очень расстроенным. Убеждаете себя, что дети не могут не драться. В конце концов, Вы же не хотите, чтобы Ваш ребенок вырос тихоней, которого всякий может обидеть.

В шкалу «коммуникативная функция АП» вошли такие вопросы как:

•   Зима. Вы стоите на остановке, но Вашего автобуса нет уже 40 минут. Вы обсуждаете с «собратьями по несчастью» проблему работы транспорта в зимнее время.

•   Начальник поручает Вам дополнительное задание, которое Вам очень не хочется выполнять. Вы отправляетесь в буфет с коллегой, чтобы «перемыть косточки» начальнику, припомнив ему все случаи эксплуатации сотрудников. Задание все равно придется выполнить, но хоть душу отведете.

•   Ваш ребенок приносит из школы «двойку». Вы расскажете ему, как Вы сами получали и исправляли «двойки», что Вы тоже иногда не справлялись со школьными заданиями, но всегда старались исправить ситуацию.

•   В телевизионной программе одновременно стоят аналогичные передачи. Скорее Вы выберете «Жди меня» - передача, где людям помогают найти родных и друзей, с которыми их много лет назад разлучила жизнь.

В шкалу «саморегуляционная функция АП» вошли следующие вопросы:

•   Вы заблудились в незнакомом городе. Понимаете, что это хороший повод побродить по городу - ведь однажды Вы так удачно забрели вглубь города и сами нашли там интересный музей, который не был указан в путеводителе.

•   Зима. Вы стоите на остановке, но Вашего автобуса нет уже 40 минут. Вспоминаете, как в детстве Вы любили играть в снежки и как радовались первому снегу.

•   Вы опаздываете на работу. Чтобы успокоить себя (стараясь не переживать), Вы вспоминаете, как на прошлой неделе шеф ужасно хохотал, увидев секретаршу, которая, спотыкаясь на высоченных каблуках, пыталась обогнать его на подходе к кабинету!

•   Вы перевелись на новое место работы. Вы вспоминаете, как комфортно чув-

103
ствовали себя порой на старом месте, и поэтому решаете не волноваться по пустякам: со временем мелкие недоразумения разрешатся.

В шкалу «прагматическая функция АП» вошли такие вопросы как:

•   Вам предстоит заняться организацией праздника. Вспоминаете, что нужно не забыть заказать торт заранее, а то могут опять не успеть вовремя.

•   Вы купили билеты в театр на всех членов семьи, но в последний момент все Ваши домашние разболелись. Обещаете себе больше не покупать билеты за три недели до спектакля!

•   Знакомая Вашей мамы спрашивает у Вас, что лучше подарить ей на день рожденья. Вы понимаете, что надо было выведать ее пожелания заранее, чтобы сейчас не раздумывать так долго.

•   Вы много лет не виделись с одноклассником и вдруг случайно встречаете его на улице. Думаете, что нужно обязательно спросить его новый телефон, ведь вам может пригодиться его профессиональный совет.

В шкалу «полифункциональность АП» вошли следующие вопросы:

•   Вы приехали в аэропорт и обнаружили, что Ваш рейс отложен на несколько часов. Вы думаете о городах и странах, где уже побывали или где мечтаете побывать.

•   Знакомый пригласил Вас на день рожденья, а Вам очень не хочется туда идти. Вспомнив все неудачные вечеринки, решаете все-таки пойти в гости, вручить подарок и тут же незаметно исчезнуть.

•   Вы едете в отпуск на поезде, в последний момент обнаруживаете, что Вам предстоит ехать в одном купе с молодоженами, бесконечно рассказывающими о том, как они познакомились. Вы рассказываете им, куда нужно и не нужно ходить в этом городе, чтобы они не повторяли Ваших ошибок.

•   Вы идете по улице с другом и увидели на прохожем точно такую же куртку, какая была у Вас много лет назад. Обязательно обратите на это внимание своего друга и расскажете пару забавных случаев из своей юности.

•   Когда Вы шли по обочине дороги, Вас сильно обрызгала дорогая иномарка... Вы еще сильнее торопитесь домой, ведь так хочется, чтобы близкие пожалели Вас!

Результаты

Проверка опросника

Анализ распределений по шкалам показывает, что результаты по каждой шкале вполне согласованны, эксцесс и асимметрия находятся в пределах значений +1 (табл. 1).

Анализ распределений баллов по шкалам опросника «ФАП»

Шкала опросника

Среднее значение

Ст. отклонение

Асимметрия

Эксцесс

Зрелость-акме АП

-7,32

4,544

0,062

0,927

Коммуникативная функция

15,78

4,492

0,038

0,047

Саморегуляционная функция

15,80

4,302

0,015

0,418

Прагматическая функция

17,67

4,217

0,486

0,989

Полифункциональ­ность АП

17,33

4,982

-0,83

0,271

Поскольку каждая из наших шкал описывается параметрами, близкими к нормальному распределению, можно говорить о высокой надежности (согласованности) результатов. Мы можем сделать вывод о том, что полученные шкалы опросника правильно распределяют испытуемых и, кроме того, вопросы каждой шкалы действительно «работают» только на один фактор - в противном случае распределение получилось бы «двугорбым» или иным образом не подходило бы под критерии нормального распределения.

Надежность. Оценка внутренней согласованности теста производилась посредством расчета альфа-коэффициента Кронбаха. Данный коэффициент представляет собой оценку надежности, базирующуюся на гомогенности шкалы или сумме корреляций между ответами испытуемых на вопросы внутри одной и той же тестовой формы. В нашем случае рассчитанный для каждой шкалы альфа-коэффициент надежности Кронбаха показал невысокий уровень внутренней согласованности, традиционный для личностных экспресс-опросников, в которых субшка­лы содержат ограниченное число пунктов (менее 20): 0,5-0,6. Поскольку в нашем опроснике размерность шкал чрезвычайно мала (4-5 вопросов на шкалу), мы не можем ожидать высоких значений этого коэффициента.

Внешняя валидность опросника определялась путем сравнения с результатами двух зарубежных опросников, а именно с RFS Дж. Вебстера и с TALE С. Блак.

Шкала «полифункциональность АП», как и на первичной выборке, коррелирует со всеми тремя функциями АП, представленными в нашем опроснике (Спирмен r, p < 0,01), а также с двумя функциями из опросника С. Блак - личностными и социальными функциями (p < 0,05); с опросником же Дж. Вебстера значимой связи не обнаружено. Шкала «зрелость АП», состоящая из вопросов, выявляющих обращение к АП и коррелирующих с возрастом испытуемых (p < 0,01), обнаружила также корреляцию с первым служебным вопросом TALE - «как часто вы оглядываетесь на свое прошлое» (p < 0,05).

Шкала «коммуникативная функция АП» на очень высоком уровне значимости коррелирует со шкалами TALE «социальная функция» и немного ниже значимость связи со шкалой «директивная функция» (p < 0,01), а также со шкалой RFS «учить/ информировать» (p < 0,05).

Шкала «саморегуляционная функция» на высоком уровне значимости связана с «социальными» и «личностными функциями» по TALE, а также с несколькими шкалами опросника RFS - «подготовка к смерти», «идентичность», «решение проблем», «установление близости» (p < 0,01). На уровне (p < 0,05) обнаружена связь данной шкалы со шкалами RFS «снижение скуки», «учить/информировать» и «общаться».

Шкала «прагматическая функция», к сожалению, не показала достоверной статистически значимой связи со шкалами опросника TALE, но показала связь со шкалами RFS «решение проблем», «общение» (p < 0,01), а также на уровне (p < 0,05) со шкалами «уход от скуки», «подготовка к смерти», «учить/информировать».

Таким образом, мы можем сделать вывод о хорошей валидности и надежности разработанного нами опросника. Несмотря на принципиальную разницу в построении методик и даже противоположную направленность вопросов, мы можем сказать, что шкалы нашего опросника конструктно близки шкалам опросника С. Блак, за исключением прагматических функций, к которым мы относим более широкий класс жизненных задач. Для решения последних субъект может обращаться к ресурсу своего прошлого.

Взаимосвязи с демографическими переменными. Проведенный однофакторный дисперсионный анализ показал, что женщины достоверно чаще демонстрируют по­лифункциональность АП (p < 0,01). Кроме того, они чаще (p < 0,01), чем мужчины, актуализируют свои воспоминания в коммуникативных целях (табл. 2).

Таблица 2

Значимые гендерные различия суммарных баллов по шкалам опросника «ФАП»

Переменная

ANOVA

Средние значение переменных

F

Р

мужчины

женщины

Полифункциональ­ность АП

10,495

0,001

15,79

18,17

Коммуникативная функция

16,617

0,000

14,06

16,71

Также обнаружились значимые возрастные различия. Прежде чем провести аналогичную процедуру однофакторного дисперсионного анализа, с помощью стат. пакета SPSS 11,0 мы провели категоризацию переменной «возраст», разделив ее на 5 подгрупп. Как видно из представленной таблицы (табл. 3), максимальные баллы по шкале «полифункциональность АП» получили испытуемые 17-19 лет, а наименьшие - испытуемые самого старшего возраста (р < 0,05).

 

Таблица 3

Значимые возрастные различия по шкалам опросника «ФАП»

Переменная

ANOVA

Средние значения переменных для групп, лет

F

Р

17-19

20-26

27-35

36-48

49 и выше

Полифункцио­нальность

3,278

0,013

19,33

17,20

16,67

17,74

15,67

Зрелость (акме) АП

2,863

0,025

-7,36

-8,44

8,40

-7,40

-5,45

Вероятно, полученное распределение баллов отражает процесс кристаллизации индивидуального стиля обращения к ресурсу своего прошлого: не сформированный у молодых испытуемых, он проходит становление в средней возрастной категории и фиксируется в старшем возрасте.

Наиболее интересным результатом являются для нас различия по шкале «зре- лость-акме АП». Как мы уже писали, в эту шкалу вошли вопросы, обнаружившие при разработке опросника высокий уровень корреляции с возрастом испытуемых. В основной серии исследования возрастной состав испытуемых был гораздо шире, и сравнение показало, что самые высокие баллы оказались у испытуемых среднего возраста (27-35 лет), средние баллы всех остальных категорий идут с большим отрывом (р < 0,05), что подтверждается оценкой Шеффе. Таким образом, мы можем предположить, что нам удалось «поймать» несколько вопросов, касающихся автобиографической памяти, высокие оценки для которых характерны именно для среднего возраста.

Разработка норм для применения опросника

Мы предполагаем, что интерпретация полученных с помощью данной методики результатов должна опираться на статистические критерии. Для этого мы провели процедуру категоризации в стат. пакете SPSS 11.0 и получили такие границы разбиения баллов каждой шкалы на низкую, среднюю и высокую группу соответственно (табл. 4).

Таблица 4

Статистические нормы для интерпретации результатов опросника

Шкала

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Полифункциональ­ность АП

5-15 баллов, Ср. 11,89, ст. откл. 0,379

16-19 баллов, Ср. 17,57, ст. откл. 0,135

20-32 балла, Ср. 22,95, ст. откл. 0,353

Зрелость АП

От -16 до -10 баллов, Ср. -12,19, ст. откл. 0,219

От -9 до -5 баллов, Ср. -7,00, ст. откл. 0,192

От -4 до +3 баллов, Ср. -1,90, ст. откл. 0,233

Коммуникативная функция

4-13 баллов, Ср. 10,62, ст. откл. 0,291

14-17 баллов, Ср. 15,52, ст. откл. 0,127

18-28 баллов, Ср. 20,29, ст. откл. 0,295

Саморегуляционная функция

4-13 баллов, Ср. 10,80, ст. откл. 0,250

14-17 баллов, Ср. 15,60, ст. откл. 0,133

18-27 баллов, Ср. 20,40, ст. откл. 0,264

Прагматическая функция

0-16 баллов, Ср.13,56, ст. откл. 0,345

17-19 баллов, Ср. 18,05, ст. откл. 0,104

20-28 баллов, Ср. 22,43, ст. откл. 0,242

Данный способ разбиения выборки на группы был выбран в связи с тем, что он позволяет сформировать группы по целым баллам, в отличие от классического способа разбиения выборки на три группы (M + Sy).

Апробация опросника

Опросник «функции автобиографической памяти» был включен в батарею методик комплексного исследования, главной целью которого было изучение индивидуально-типологических особенностей АП. Кроме данного опросника, в исследование были включены: «Линия жизни» B.   В. Нурковой, RFS Дж. Вебстера, TALE C.   Блак, 16 ЛФ Р. Кеттелла, «Стили жизни» Р. Керна и ЭЭГ-параметры активности головного мозга. Проведенная процедура факторизации всех параметров нашего исследования показала очень интересные результаты: все 49 параметров можно описать пятью факторами, которые объясняют все 100% дисперсии.

 
 

Наиболее значимый для настоящей работы результат заключается в том, что факторообразующими переменными являются именно функции АП, измеренные с помощью нашего опросника. Прагматический тип связан с высокой представленностью позитивных событий на Линии жизни, развитым социальным интеллектом, стремлением к перфекционизму. Коммуникативный тип связан с высоким интеллектом, сензитивностью, потребностью в одобрении и поздним первым событием, представленным на ЛЖ. Саморегуляционный тип связан с подозрительностью и мечтательностью и имеет на обратном полюсе шкалу «зрелость АП». Полифункциональ­ность тесно связана с количественными показателями АП - числом событий и их тематическим разнообразием.

Обсуждение результатов

Разработанный опросник показал высокие корреляции с опросниками Дж. Веб­стера и С. Блак, хотя принципы построения опросников были различны. В нашем опроснике мы осознанно отказались от прямых вопросов, требующих рефлексивного самоанализа. По нашему мнению, использованный здесь прием выявления стратегии использования автобиографической памяти в реальных жизненных ситуациях является более экологичным, лучше принимается испытуемыми и перспективен для дальнейшей работы. Тот факт, что шкала «прагматическая функция» нашего опросника не показала значимой связи с тематически близкой шкалой «директивная функция» опросника Блак, но при этом оказалась значимо связанной со шкалой «решение проблем» опросника Вебстера, объясняется различием лежащих в их основе теоретических представлений. Так, у Блак директивные функции ограничены планированием будущих действий, в то время как мы, скорее, подразумеваем под прагматической функцией процесс извлечения уроков из прошлого опыта, который может быть направлен как на будущее, так и на интерпретацию настоящего.

Полученные нами данные о гендерных различиях в функционировании автобиографической памяти хорошо согласуются с имеющимися зарубежными данными о том, что воспоминания женщин более эмоциональные, яркие, женщинам приписывается лучшая память на личностно значимые события (см.: [2; 4]).

Интересным результатом стало то, что одна из возрастных групп (27-35 лет) показала значительно более высокие результаты по шкале «зрелость автобиографической памяти» по сравнению как с младшими, так и со старшими испытуемыми. При содержательном анализе пунктов, вошедших в данную шкалу, можно предположить, что они касаются таких свойств, как созидательность, ответственность, эмоциональное бескорыстие, то есть характеризуют человека на пике его социального и личностного развития. Таким образом, в структуру предложенного нами опросника включена шкала, диагностические возможности которой выходят за пределы диагностики свойств автобиографической памяти и могут быть распространены на более широкие аспекты личности.

Другой неоднозначный результат - возрастное распределение баллов по шкале «полифункциональность АП». Младшая возрастная группа (17-19) показала результат значительно выше остальных групп, а старшая группа - самый низкий. По нашему мнению, это отражает процесс становления и кристаллизации индивидуальной стратегии работы с автобиографической памятью. Молодой человек еще не выработал собственную стратегию и экспериментирует с доступным функциональным репертуаром, а представители старшего возраста располагают устойчивым способом обращения к прошлому.

Выводы

Таким образом, мы разработали адекватный методический инструмент, позволяющий оценить индивидуальное соотношение коммуникативной, саморегуляцион- ной и прагматической функций автобиографической памяти. Проверка опросника «Функции автобиографической памяти» показала, что получаемые с его помощью данные обладают хорошей репрезентативностью. Сравнение с зарубежными опросниками, также выявляющими ведущую функцию АП, показало очень хорошие результаты, что позволяет нам говорить о высокой внешней валидности полученного методического инструментария. Две вспомогательные шкалы позволяют выявить общую оценку важности автобиографического опыта и возрастную специфику работы с ним.

Помимо обсужденного выше организационного преимущества, именно результаты нашего опросника стали факторообра­зующими признаками в полученной факторной структуре при проведении комплексного исследования.

Литература

  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
  2. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М., 2005.
  3. Выготский Л.С. Развитие научных и житейских понятий в школьном возрасте // Педагогическая психология. М., 2005.
  4. Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2006.
  6. Эльконин Д.Б. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.

Информация об авторах

Василевская К.Н., научный сотрудник лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, Психологический институт РАО, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2889
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 1436
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4