Культурно–психологическая компетентность личности: социально-психологическое исследование молодежной медиакультуры

740

Аннотация

Статья посвящена анализу компонентов и особенностей становления культурно-психологической компетентности как интегрального социально-психологического свойства личности, обеспечивающего эффективное взаимодействие личности с поликультурной медиасредой. В этой связи культурно-психологическая компетентность личности рассматривается как базис формирования медиакомпетентности, а также как условие и ресурс повышения эффективности медиаобразования. Медиаобразованность личности понимается как способность воспринимать, эффективно реагировать на медийные сообщения, умение выстраивать определенные формы медиаиммунитета, возможность личности выступать активным участником медиапроцесса. Акцентируется роль формирования культурно-психологической компетентности в молодежной среде в плане освоения различных практик современной медиакультуры. Проанализированы социально-психологические функции обращения молодежи к медиакультуре.

Общая информация

Ключевые слова: компетентность, культура, СМИ, исследование, социальная среда, молодежь

Рубрика издания: Социальная психология

Для цитаты: Жижина М.В. Культурно–психологическая компетентность личности: социально-психологическое исследование молодежной медиакультуры // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 62–70.

Фрагмент статьи

Медиакультура как объект психологического анализа

Период конца XX – начала XXI века ознаменовался интенсивным развитием глобальных информационных и коммуникационных технологий, распространением средств массовых коммуникаций, значительным образом повлиявших на функционирование медиакультуры. Еще в работе А. Моля «Социодинамика культуры» была представлена концепция зарождающейся «мозаичной культуры» как прообраз будущей модели культуры постмодернизма в ее виртуальном варианте.

На примере состояния культуры Запада А. Моль проанализировал влияние СМИ на процесс вытеснения традиционной «гуманитарной» культуры современной «мозаичной» культурой, формирующейся под воздействием непрерывного хаотичного потока информации, распространяемого преимущественно средствами массовых коммуникаций [7].

В настоящее время медиакультура как объект научного анализа представляет собой междисциплинарный феномен, и фактическая область его изучения лежит на стыке многих наук: философии, психологии, социологии, экономики, культурологии, педагогики, искусствоведения, политологии и антропологии. Исследования медиакультуры лежат в области оценки ее социальных эффектов, уточнения места и роли медиакультуры в современном обществе, особенностей ее распространения в системе массмедиа [1]; [5]; [8].

Анализ различных подходов и результатов исследований позволяет рассматривать медиакультуру как особое социальное явление, которое представляет собой:

  • область социальных влияний;
  • область взаимодействия виртуальной и реальной культур;
  • особый институт социализации личности;
  • форму и варианты информационного потребления;
  • источник и существенный фактор формирования социальных представлений;регулятор социального поведения;
  • источник возникновения стихийномассовых настроений общества.

Литература

  1. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества: Автореф. дис. … докт. филос. наук. СПб., 2007.
  2. Жижина М. В. Структурно-функциональный анализ продвижения музыкального проекта на рынок // Российский психологический журнал. Т. 4. № 4. М., 2007.
  3. Жижина М. В., Жижин С.В. Музыкальные предпочтения молодежи в поликультурном пространстве // Материалы Третьего Всероссийского социологического конгресса (21-24 октября). М., 2008.
  4. Забродин Ю. М., Жижина М. В. Поп-культура как вид корпоративной культуры современной молодежи. // Матер. VIII Международных Плехановских Чтений. М., 2005.
  5. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М., 2006.
  6. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.,1999.
  7. Моль А. Социокультурная динамика. М., 1972.
  8. Федоров А. В. Проблемы медиавосприятия и развитие аудитории в области медиакультуры. // Прикладная психология. 2002. № 2.
  9. Шейн Э. Организационная культура. СПб., 2002.

Информация об авторах

Жижина Мария Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Доцент кафедры общей и социальной психологии факультета психологии, Саратовский национальный исследовательский университет им Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: Zhizhina5@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2169
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 740
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0