Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи

1189

Аннотация

В статье анализируется понятие психологической защищенности для категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Показана роль психологической защищенности в развитии личности ребенка. Предлагается авторская концепция психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей, которую, помимо генотипических предпосылок, в различных социальных условиях можно рассматривать как параметрическую функцию двух групп переменных (внутренней позиции ребенка и внешних условий), которая динамически зависит от пространства и времени. Такой подход позволяет выделить четыре предельных вида состояний защищенности для исследуемой категории детей. Рассматриваются условия формирования психологической защищенности ребенка в условиях институционализации и при передаче его на различные формы семейного устройства. Показано изменение содержания внутренней позиции ребенка в детском доме от «ничейный» до отчужденной позиции выпускника «один против всех». Раскрыт феномен возникновения повышенной сензитивности к новым социальным условиям при семейном воспитании ребенка-сироты, что может обеспечить скачок в его развитии.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая защищенность, сирота, институционализация, замещающая семья

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Семья Г.В. Психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации и замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 24–32.

Фрагмент статьи

... Понятие «внутренней позиции» личности было введено Л.И. Божович, которую она понимала как направленность ее интересов и стремлений, связанных с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни [1]. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Б.Г. Ананьев вслед за В.Н. Мясищевым под позицией человека понимал «сложную систему отношений личности (к обществу в целом, к общностям, которым она принадлежит, к труду, людям, самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности» [3]. В.С. Мухина определяет внутреннюю позицию как особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному пути и жизни вообще, что позволяет выявить и описать особые внутренние состояния детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в различных ситуациях развития [6].

В нашем исследовании внутренняя позиция выражалась через жизненные планы, ценности, отношение к себе, другим, самостоятельность, ответственность, готовность к освоению социального пространства прав и обязанностей. В онтогенезе развития защищенности происходит изменение соотношения значимости внешних условий и внутренней позиции. Так как с течением жизни происходит развитие потребностной сферы личности, то и психологическая защищенность наполняется разным содержанием. При этом меняется и роль ребенка в обеспечении собственной защищенности. Если в первые годы жизни именно мать или лицо, заменяющее ее, обеспечивают удовлетворение потребностей ребенка, а качество выполнения этих функций определяет условия и стратегию развития личности, затем уже личные качества ребенка, его внутренняя позиция в процессе решения проблем адаптации к жизни дают ему чувство психологической защищенности. В более старшем возрасте уровень личностного развития, социальной компетентности, осознание своих потребностей, прав и обязанностей, принятых в обществе, и следование им служат основой безопасности и защищенности и позволяют уверенно строить свою судьбу. В условиях институционализации важную роль в формировании психологической защищенности играет культурный посредник (воспитатель, приемный родитель, усыновитель и т. п.), который должен строить свои взаимоотношения с ребенком так, чтобы способствовать развитию его самостоятельности и ответственности. ...

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.
  2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1959.
  3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  4. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.
  5. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1988.
  6. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999.
  7. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. М., 2004.
  8. Семья Г. В. Условия психологической и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2003.
  9. Фром Э. Человек для себя. Мн., 1997.

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3263
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1189
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1