Введение
Безопасность в коммуникативных взаимодействиях школьников с одноклассниками и учителями является одним из необходимых условий для того, чтобы образовательная среда носила бы развивающий характер и выполняла защитную функцию [2; 3; 12; 15 и др.].
Диагностике безопасности образовательной среды школьников посвящено множество исследований, в которых рассматриваются разные факторы и условия безопасности общения школьников между собой и с учителями [4; 5; 6; 8; 9; 10; 11; 14 и др.]. Так, С.Е. Чиркина с соавторами [Чиркина, 2015], описывая основы формирования психологически безопасной среды, подчеркивают, что психологическое насилие в школе представляет собой основную угрозу, с которой сталкиваются школьники. Причем это насилие может быть как со стороны учащихся (грубость, оскорбления, насмешки, игнорирование и т. п.), так и со стороны тех учителей, которые считают, что справиться с агрессивно настроенными детьми можно, только применяя строгие и даже жесткие методы обращения с ними.
Исходя из риск-ресурсного подхода, И.А. Баева и Е.Б. Лактионова [Баева, 2011] подчеркивают, что психологическая безопасность образовательной среды определяется такими факторами, как человек в образовании, содержание образования, педагогическое взаимодействие. Используя тот же подход, Г.С. Корытова и Е.Ю. Закотнова [Корытова, 2015] выделяют в качестве факторов педагогического риска следующие показатели: условия обучения, учебную перегрузку и стиль межличностных взаимоотношений педагогов.
Программа исследования
Цель данного исследования заключалась в эмпирическом выявлении, в какой мере современные старшеклассники будут чувствовать себя психологически защищенными в ситуациях общения с одноклассниками и с учителями. При этом мы исходили из гипотезы, что психологическая защищенность старшеклассников в общении с учителями будет выше, чем в общении с одноклассниками.
Для этого нами был использован опросник «Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?», представляющий собой фрагмент анкеты-опросника «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (для учеников) [Баева, 2002, с. 194, 199].
Данный опросник направлен на выявление (подсчет) индекса психологической безопасности (далее — ИПЗ) старшеклассников в образовательной среде по девяти видам (позициям) коммуникативных угроз: публичное унижение, оскорбление, высмеивание, угрозы, обидные обзывания, заставляют делать что-либо против желания, игнорирование и недоброжелательное отношение. Степень защищенности в каждой из этих ситуаций оценивается баллами: 0 баллов — полностью не защищен; 1 балл — не защищен; 2 балла — затрудняюсь сказать; 3 балла — защищен; 4 балла — полностью защищен. Каждая из позиций опросника оценивается дважды: а) для общения с одноклассниками и б) для общения с учителями. Суммирование баллов позволяет вычислить индивидуальный ИПЗ в общении «от учеников», «от учителей» и в целом — «от учеников» и «от учителей». Высокий уровень защищенности («защищен» и «полностью защищен») оценивался нами в диапазоне значений ИПЗ от 3 до 4 баллов. Низкому уровню защищенности («полностью не защищен» и «не защищен») соответствовал ИПЗ в диапазоне от 0 до 1,9 баллов. Средний уровень («затрудняюсь сказать») находился в диапазоне от 2 до 2,9 баллов.
В исследовании приняли участие 85 старшеклассников г. Владимира в возрасте от 16 до 18 лет, из них 30 мужского пола и 55 женского, обучающиеся в профильных классах гуманитарной (33 старшеклассника), физико-математической (20 старшеклассников) и медико-биологической направленности (32 старшеклассника).
Степень достоверности различий сравниваемых показателей оценивалась с помощью непараметрического U-критерия Манна — Уитни.
Задача исследования: эмпирически выявить уровни психологической защищенности старшеклассников в ситуациях общения с одноклассниками и с учителями в зависимости от вида угроз, от профиля обучения и от пола старшеклассников.
Результаты
Результаты оценки индекса психологической защищенности для каждого вида угроз в общении старшеклассников с одноклассниками и учителями представлены в табл. 1.
Табл. 1. Показатели психологической защищенности для всей выборки (N = 85)
|
№ |
Позиции опросника |
Защищенность в общении (М) |
Uэмп |
|
|
от учеников |
от учителей |
|||
|
1 |
От публичного унижения |
3,01 |
2,68 |
3021,5 |
|
2 |
От оскорбления |
2,81 |
2,62 |
3159,5 |
|
3 |
От высмеивания |
2,8 |
2,75 |
3485 |
|
4 |
От угроз |
3,11 |
3,94 |
3988 |
|
5 |
От обидного обзывания |
2,61 |
2,75 |
3870 |
|
6 |
От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания |
3,12 |
2,41 |
2405* |
|
7 |
От игнорирования |
2,54 |
2,64 |
3745,5 |
|
8 |
От неуважительного отношения |
2,65 |
2,58 |
3498 |
|
9 |
От недоброжелательного отношения |
2,69 |
2,53 |
3353 |
|
Сравнение защищенности от учеников и от учителей |
Uэмп = 25 |
|||
* Статистически значимые различия (p ≤ 0,05).
Из табл. 1 видно, что в общении с одноклассниками высокий уровень защищенности старшеклассники отметили по следующим видам угроз: «От публичного унижения» (ИПЗ = 3,01), «От угроз» (ИПЗ = 3,11) и «От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания» (ИПЗ = 3,12). По остальным видам угроз старшеклассники отметили средний уровень защищенности (ИПЗ в диапазоне от 2 до 2,9).
В общении с учителями старшеклассники показали высокий уровень защищенности только по одному виду угроз — «От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания» (ИПЗ = 3,94). По остальным видам угроз в общении с учителями старшеклассники отметили средний уровень защищенности.
В целом данные табл. 1 показывают, что статистически значимых различий в психологической защищенности в общении «от учеников» и «от учителей» не обнаружено. Исключение составляет ИПЗ «От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания», по которой защищенность в общении с учителями статистически меньше, чем в общении с одноклассниками (p ≤ 0,05). Таким образом, наша гипотеза не получила подтверждения.
В табл. 2 представлены уровни ИПЗ старшеклассников в общении с одноклассниками и учителями (в процентном выражении).
Табл. 2. Количество старшеклассников (в %), показавших высокий, средний и низкий уровни ИПЗ в общении с одноклассниками и с учителями (N = 85)
|
Уровни защищенности |
«От |
«От |
В целом (суммарно) |
|
Высокий уровень (ИПЗ от 3 до 4 баллов) |
57,6 |
48,2 |
48,2 |
|
Средний уровень (ИПЗ от 2 до 2,9 балла) |
22, 4 |
27,1 |
35,3 |
|
Низкий уровень (ИПЗ от 0 до1,9 балла) |
20,0 |
24,7 |
16,5 |
В целом высокий уровень защищенности старшеклассников (ИПЗ от 3 до 4 баллов) составил по всей выборке 48,2%, причем защищенность «от учеников» незначительно выше (57,6%), чем «от учителей» (48,2%). Средний уровень защищенности продемонстрировали 35,3% старшеклассников, причем защищенность «от учеников» незначительно ниже (22,4%), чем «от учителей» (27,1%). Низкий уровень защищенности показали 16,5%, причем защищенность «от учеников» незначительно ниже (20,0%), чем «от учителей» (24,7%). Эти данные несколько отличаются от данных, которые были получены Г.С. Корытовой и Е.Ю. Закотовой [Безопасность образовательной среды, 2013] на другой выборке старшеклассников с помощью той же методики. А именно, суммарно высокий и очень высокий уровни защищенности от психологического насилия в условиях образовательной среды показали 59,7% респондентов. В то время как «низкий» и «ниже среднего» уровни указанной защищенности был отмечен у 25,0% респондентов. Полагаем, что такие различия объясняются спецификой образовательной среды в разных школах.
Максимальные значения ИПЗ показали старшеклассники, которые обучаются в классах с гуманитарным профилем обучения, — 57%. Классы физико-математического профиля характеризуются «средним» уровнем защищенности — 50%. А классы медико-биологического профиля показали уровень защищенности «ниже среднего» — 21%. В то же время эти данные нельзя считать однозначными, так как, помимо профиля обучения, на величину ИПЗ, возможно, накладывает отпечаток половой фактор старшеклассников, который в нашем случае трудно учесть вследствие неравномерного состава классов по половому признаку. Так, в физико-математических классах учатся до 70% юношей, в медико-биологических — 19%, в гуманитарных — 30%.
В целом общая психологическая защищенность у юношей немного выше, чем у девушек. Причем в общении с учителями эта особенность выражена более ярко, чем в общении с одноклассниками (p ≤ 0,05).
Выводы
Статистически значимых различий в защищенности старшеклассников в зависимости от вида угроз в общении «от одноклассников» и «от учителей» не обнаружено. Исключение составляет позиция «От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания». По этому виду угрозы старшеклассники статистически значимо оценивают себя более защищенными в общении с одноклассниками, чем в общении с учителями.
Высокий уровень психологической защищенности в образовательной среде при общении с одноклассниками и с учителями показали 48,2% старшеклассников, средний уровень показали 35,3% старшеклассников и низкий уровень показали 16,5% старшеклассников.
Старшеклассники с высоким уровнем защищенности чувствуют себя незначительно более защищенными в общении с учителями, чем с одноклассниками. Напротив, старшеклассники с низким и средним уровнями защищенности чувствуют себя в общении с учителями менее защищенными, чем с одноклассниками.
Выявление связи психологической защищенности в общении старшеклассников с профилем их обучения требует дополнительного изучения.
В целом психологическая защищенность в общении с одноклассниками и учителями у юношей немного выше, чем у девушек.
Таким образом, полученные данные подтверждают, что проблема психологической защищенности в общении школьников продолжает оставаться актуальной, что свидетельствует о необходимости продолжения исследований на более широкой выборке обучающихся с применением разных методик.