Психологическая наука и образование
2009. Том 14. № 4. С. 15–30
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Цена интеллекта: от психологических категорий к экономическим
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: одаренность, интеллект
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Ушаков Д.В., Лобанов А.Г. Цена интеллекта: от психологических категорий к экономическим // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 4. С. 15–30.
Фрагмент статьи
Смысл предлагаемой модели – ввести уровень способностей людей в качестве фактора, определяющего экономическую эффективность предприятия, региона или государства. Именно здесь решение задач выступает в качестве ключевого объяснительного принципа. В то же время связь способностей людей с эффективностью решения экономических задач не является ни простой, ни непосредственной. Центральным опосредующим звеном, связывающим способности с эффективностью решения задач, является компетентность. Современная экономика требует профессионализма, и даже высокоодаренный человек, не имеющий соответствующей подготовки, не может быть эффективным профессионалом. Модель, связывающая способности людей с экономическими достижениями предприятия или государства, с нашей точки зрения, должна описывать следующие феномены:
- распределение различных уровней способностей у групп людей;
- процесс превращения способностей в компетентности, позволяющие решать профессиональные задачи;
- процесс превращения компетентностей людей в экономические результаты.
Процесс превращения способностей в компетентности характеризует образование в широком смысле слова, поскольку показывает, в какой степени обществу удается использовать потенциал способностей населения для экономических целей. Именно в совершенствовании этого процесса и заключен основной потенциал влияния программ по образованию одаренных детей на экономические достижения.
Процесс превращения компетентностей людей в экономические результаты характеризует, в какой степени в рамках данной экономической системы способность людей к решению задач разной сложности важна для общих экономических показателей. Очевидно, что экономика, основанная на инновациях, связанная с созданием передовых технологий, в большей степени востребует высокие компетентности, чем экономика, идущая традиционным путем и эксплуатирующая чужие достижения и природные ресурсы.
Оба указанных процесса весьма сложны, и их протекание определяется взаимодействием многих переменных. Представляется, однако, что на сегодняшнем уровне развития науки мы уже способны охарактеризовать их с достаточной точностью, чтобы делать продуктивные выводы.
Литература
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М., 2001.
- Егорова М.С. Генетика поведения: психо-логический аспект. М., 1995.
- Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-дина-мическая теория. М., 2003.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.; М., 2003.
- Bouchard T.J. IQ similarity in twins reared apart: Findings and responses to critics // Sternberg R.J., Grigorenko E. (eds.) Intelligence, heredity, and environment. Cambridge University Press, 1997.
- Davenport K.S., Remmers H.H. Factors in state characteristics related to average A-12 V-12 test scores // Journal of Educational Psychology, 1950.
- de Charms R., Moeller G.H. Values expressed in American children’s readers: 1880–1950 // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1962.
- Dickerson R.E. Exponential correlation of IQ and the wealth of nations // Intelligence, 2006.
Gelade G. IQ, cultural values, and the technological achievement of the nation // Intelligence, 2008. - Gottfredson L.G. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence, 1997.
- Jones G., Schneider J. Intelligence, Human Capital, and Economic Growth: A Bayesian
Averaging of Classical Estimates (BACE) Approach, 2006. - Hunt E., Wittman W. National intelligence and national prosperity // Intelligence, 2008, 36 (1).
- Hunter J.E. Cognitive ability, cognitive aptitudes, job knowledge, and job performance // Journal of Vocational Behavior, 1986, 29.
- Kohn M.L., Schooler C. Work and personality. Norwood, N.J.: Ablex, 1983.
- Loarer E., Chartier D., Huteau M., Lautrey J. Peut-on йduquer l’intelligence? L’йvaluation des effets d’une mйthode de remйdiation cognitive. Berne, 1995.
- Lynn R. The social ecology of intelligence in the British Isles // British Journal of Social and Clinical Psychology, 1979.
- Lynn R. The social ecology of intelligence in France // British Journal of Social and Clinical Psychology, 1980.
- Lynn R. The social ecology of intelligence in the British Isles, France and Spain // M.P. Friedman, J.P. Das and N. O’Connor (Eds). Intelligence and Learning. N. Y., 1981.
- Lynn R., Vanhanen T. IQ and the Wealth of Nations. Westport, CT: Praeger Publishers, 2002.
- McClelland D.C. The achieving society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1961.
- Moles A. Information theory and esthetic perception. Urbana: University of Illinois Press, 1968.
- Price D. Little science, big science. N.Y., 1963.
- Shayer M. Neo-Piagetian theories and educational practice // International Journal of Psycholоgy, 22. 1987.
- Schwartz S.H. A theory of cultural value orientations: Explication and applications // Y. Esmer, T. Pettersson (Eds.) Measuring and mapping cultures: 25 years of comparative value surveys, 33–78. Leiden, The Netherlands: Brill, 2007.
- Storfer M.D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. Jossey-Bass Publishers: San Francisco, Oxford, 1990.
- Volken T. The Impact of National IQ on Income and Growth: A Critique of Richard Lynn and Tatu Vanhanen’s Recent Book // European Sociological Review, 19.
- Weede E., Kampf S. The Impact of Intelligence and Institutional Improvements on Economic Growth // Kyklos, 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1747
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 645
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1