Особенности организации нормативного пространства младших школьников

660

Аннотация

Статья посвящена исследованию нормативного пространства младших школьников. Для изучения особенностей организации нормативного пространства активности учащихся использовались: методика «Восприятие нормативной ситуации», социометрическая и референтометрическая техники, методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти и анализ учебной успешности обучающегося. Обнаружено, что для каждого учебного уровня начальной школы существует свой дифференциальный показатель, который выступает в качестве определяющего нормативное развитие ученика. Так, для учащихся первого класса дифференциальным показателем развития нормативности выступает способность ученика к освоению общекультурных норм. Дифференциальный показатель учащегося второго класса – способность к освоению ролевого спектра учащегося и произвольности восприятия полевых признаков ситуации. Для третьего класса таким показателем выступает произвольность восприятия ролевых и импульсивных признаков предъявляемой ситуации. Способность дифференцировать внешние признаки и осваивать содержательно-смысловую сторону роли является показателем развития нормативности ученика четвертого класса.

Общая информация

Ключевые слова: нормативность, пространство активности

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Пащенко А.К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 48–54.

Литература

  1. Вартанова Э. Г. Особенности социальной адаптации развивающейся личности в условиях становления новой группы членства.Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.
  2. Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. 2000. № 1.
  3. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
  4. Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой. Дис. …
    канд. психол. наук. М., 2005.
  5. Ульянова В. П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением. Дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
  6. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.

Информация об авторах

Пащенко Александр Константинович, кандидат психологических наук, доцен кафедры кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: a.k.pashchenko@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2247
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 660
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0