Открытость внутреннего мира учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности*

545

Аннотация

Статья посвящена открытости как свойству системы внутреннего мира одаренных учащихся. В качестве показателей открытости рассматриваются генерализация защитных форм поведения, открытость познавательной позиции, обогащенность картины мира. Сформулировано допущение, что открытость внутреннего мира интеллектуально одаренных учащихся выше, по сравнению с обычными старшеклассниками. В исследовании приняли участие три группы испытуемых: 1) с явной формой интеллектуальной одаренности; 2) скрытой формой интеллектуальной одаренности; 3) обычные учащиеся. В работе наряду с традиционным психодиагностическим инструментарием используется авторская графическая методика для изучения картины мира. Представляемые в статье результаты прошли статистическую обработку, что позволило установить различия между группами испытуемых по ряду исследуемых параметров на уровне значимости р<0,05. Автор приходит к выводу, что обогащенность картины мира, открытость познавательной позиции, узость репертуара психологических защит при доминирующем использовании адаптивных копинг-стратегий свидетельствует о более высоком уровне открытости внутреннего мира интеллектуально одаренных учащихся, по сравнению с обычными сверстниками.

Общая информация

* Статья написана при поддержке Российского государственного научного фонда. Грант №08-06-00343а.

Ключевые слова: внутренний мир, картина мира, психологическая защита, открытость

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Климонтова Т.А. Открытость внутреннего мира учащихся с явной и скрытой формой интеллектуальной одаренности // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 36–43.

Фрагмент статьи

В настоящее время, в условиях происходящих методологических изменений, возникает необходимость уточнения предмета психологической науки, при попытках его определения с позиции системного подхода внимание ученых обращается к внутреннему миру человека. Последний относится к кругу психологических проблем. решение которых вызывает трудности на всех уровнях анализа: методологическом, теоретическом и методическом. Отмечая значимость изучения внутреннего мира человека, следует констатировать, что данная проблема в эмпирическом плане остается малоисследованной.

Сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется усилением дистанции между психологической наукой и практикой. Особенно остро сложившееся противоречие ощущается в области психологии одаренности, в которой хотя и существуют попытки построения психологического портрета одаренного субъекта, в целом одаренность рассматривается как некая оторванная от целостного человека реальность, слабоопределенным остается ее место во внутреннем мире человека. Как научное направление психология одаренности призвана, прежде всего, способствовать реализации имеющегося у субъекта интеллектуального потенциала, так как очевидно – не все одаренные индивиды реализуют себя. В таких случаях говорят о скрытой одаренности и обращаются к раскрытию факторов различной природы, фрустрирующих ее реализацию. С нашей точки зрения, проблема была бы решена с большим успехом при целостном взгляде на одаренного человека и обращении к состоянию его внутреннего мира как психической системы.

На основе теоретического анализа нами обосновано представление о внутреннем мире как многоуровневой психической системе, которая является открытой обмену с внешним миром, имеет способность к самоорганизации посредством продуцирования новообразований и опоры на них в последующем. Мы считаем, что для установления особенностей и перехода к эмпирическому уровню исследования внутреннего мира следует рассмотреть его как открытую и самоорганизующуюся психическую систему одаренного человека и вести поиск свойств, определяющих специфику функционирования этой системы.

Литература

  1. Алексапольский А. А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008.
  2. Бабаева Ю. Д. Особенности развития эмоциональной сферы одаренных детей и подростков // Одаренный ребенок. 2003. № 1.
  3. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Дисс. … канд. психол. наук. Кострома, 2002.
  4. Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 5.

Информация об авторах

Климонтова Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Восточно-сибирской государственной академии образования, Иркутск, Россия, e-mail: klim75@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1370
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 545
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0